23 февраля 2004 г.

Открыт, вероятно, самый большой астероид из ранее известных

Россия разрабатывает космический челнок принципиально новой конструкции

Экипаж МКС опробовал новые скафандры

Новые открытия американских марсоходов

Американские марсоходы Spirit и Opportunity получили целый ряд новых результатов. Opportunity исследовал вырытую ранее с помощью колеса траншею. Первым делом марсоход опустил в траншею манипулятор и исследовал грунт на ее дне с помощью микросокопа. На дне ямки обнаружились сферические частицы, такие же как и на поверхности. Некоторые из них отличаются блеском. Грунт на дне траншеи отличается от поверхностного: размеры частичек в глубине значительно меньше, иногда разрешения микроскопа не хватает для выделения отдельных песчинок.

Всего Opportunity сделал микроскопические снимки грунта в пяти районах траншеи, а еще в двух провел спектральные измерения. Их результаты в настоящее время передаются на Землю для дальнейшего анализа. С помощью спектральных измерений ученые смогут определить элементный состав глубинных слоев грунта. Не исключено, что когда-то в районе работы Opportunity могла быть соленая вода.

Не менее интересные результаты получил и второй марсоход Spirit. Двигаясь по направлению к кратеру Бонневиль он попал в зону с необычным грунтом, который прилипает к колесам аппарата. Это стало большой неожиданностью для ученых, и в ближайшее время Spirit подробно исследует необычный грунт и тоже выроет в нем небольшую яму. Пока у исследователей есть несколько объяснений прилипанию грунта. Во-первых, он может содержать следы влаги. Однако более вероятно, что грунт состоит из мельчайших песчинок или частичек соли. Они могли сформироваться в результате периодического набухания и сжатия грунта, например, при замерзании и таянии воды.

Сверхновая SN 1987A: яркое эхо давнишнего взрыва

23 февраля 1987 г. астрономы обнаружили объект, получивший название SN 1987A. Он представлял собой то, что осталось после взрыва сверхновой. Правда, подробный снимок этого объекта был сделан космическим телескопом Hubble лишь 24 сентября 1994 г. (в момент открытия этой сверхновой телескоп Hubble был еще только в проекте). Вот этот снимок:

В течение последующих лет сверхновую SN 1987A периодически фотографировали, чтобы проследить за эволюцией этого объекта. И вот 28 ноября 2003 г. телескоп Hubble провел новые наблюдения SN 1987A и сделал вот эту фотографию.

Различия видны невооруженным глазом. За прошедшие между двумя снимками почти 9 лет сам центральный взрыв сильно потускнел, зато в кольце вокруг него появилось много ярких пятен. Эти области яркого свечения образуются когда сверхзвуковая ударная волна, скорость которой составляет более 1,5 млн км/час, сталкивается с кольцевым облаком газа, окружающим место взрыва. При таком столкновении газовое кольцо нагревается и его внутренние области начинают светиться. Температура газа в светящихся пятнах на кольце может достигать 500 тыс. градусов С. Правда, яркое пятно на кольце на верхней фотографии - это на самом деле звезда, которая находится гораздо ближе кольца.

По подсчетам ученых, мощность этого взрыва в 100 млн раз превышала мощность излучения нашего Солнца. Это был самый яркий взрыв сверхновой за 400 лет наблюдений. Масса взорвавшейся звезды в 20 раз превышала массу Солнца. Взрыв этот произошел около 160 тыс. лет назад, но его свет дошел до Земли лишь 17 лет назад. Сверхновая SN 1987A находится в галактике Большое Магелланово облако. Размер газового кольца, окружающего SN 1987A, составляет около одного светового года. Причем оно появилось примерно за 20 тыс. лет до взрыва сверхновой. Оно образовалось, когда звезда сбросила свою внешнюю оболочку на одном из этапов своего развития. Поначалу газовое кольцо светилось за счет нагрева ультрафиолетовым излучением взорвавшейся звезды. По мере остывания газа кольцо начало тускнеть, но потом оно опять стало местами вспыхивать под действием ударной волны.

На примере SN 1987A астрономы могут проследить во всех подробностях, что происходит после взрыва сверхновой, и как взорвавшаяся звезда превращается в расширяющееся светящееся газовое облако.

Открыт, вероятно, самый большой астероид из ранее известных

В электронном циркуляре Центра малых планет MPEC 2004-D09 сообщается об открытии транснептунного астероида 2004 DW блеском 19,2m. Предварительные расчеты орбиты показывают, что объект находится на расстоянии в 45,7 а.е. (6,8 млрд. км) от Земли - в полтора раза дальше Нептуна. Если это действительно так, то его абсолютная звездная величина Ho равна 2,5 - на 10% ярче (50000) Квавара, у которого Ho=2,6.

Несмотря на то, что орбита объекта определена на основе всего десяти наблюдений в течение 26 часов 17-18 февраля, 2004 DW уже числится в списке транснептунных объектов (TNO) на официальном сайте Международного астрономического союза.

Пока данных наблюдений мало для точного определения таких параметров орбиты, как эксцентриситет и период объекта. Предполагая круговое движение, Брайан Марсден из Центра малых планет оценил радиус орбиты 2004 DW в 46,7 а.е., а период обращения вокруг Солнца в 319 лет (для сравнения, у Квавара он составляет 286 лет). О размере говорить также пока рано, но по-видимому он заключен в пределах 900-1300 км.

Открытие сделано в ходе программы поиска околоземных (!) астероидов. 17 февраля новый объект был обнаружен на Паломарской обсерватории с камерой Шмидта диаметром в 1,2 метра. В следующую ночь его обнаружение подтвердили на полутораметровом телескопе Калар-Альто на юге Испании и 60-сантиметровом рефлекторе в Райтвуде, в Калифорнии. 2004 DW движется по созвездию Гидры, в 17 градусах к югу от эклиптики, то есть довольно далеко от основной массы астероидов. Возможно, именно поэтому такой достаточно "яркий" объект не был обнаружен ранее. Для сравнения, первый транснептунный астероид (15760) 1992 QB1 примерно в 50 раз слабее по яркости и никем не наблюдался уже более четырех лет!

Россия разрабатывает космический челнок принципиально новой конструкции

В России разрабатывается принципиально новый космический корабль многоразового использования, который может прийти на смену "Союзам" уже в 2010 году, передает РИА "Новости".

Как заявил информагентству заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК "Энергия" Борис Сотников, шестиместный челнок под рабочим названием "Клипер" будет похож на стилизованный утюг без ручки, летящий в космосе подошвой вниз.

"Наш многоразовый корабль будет пристыкован к ракете-носителю не сбоку, как американский шаттл, а установлен сверху, как и его предшественник "Союз", - уточнил Сотников.

Новейшая разработка РКК "Энергия" в основном предназначена для доставки экипажей и грузов на орбитальные станции, а также срочной эвакуации космонавтов на Землю. В РКК полагают, что челнок может быть с успехом задействован и в межпланетных полетах.

"Мы делаем "Клипер" с прицелом на полеты к Марсу и Луне", - сказал Сотников. По его словам, "до Марса и обратно экипажу необходимо лететь на межпланетной станции, а вот спускаться на Землю с околоземной орбиты нужно как раз на "Клипере".

Кроме того, челнок может использоваться для автономных орбитальных полетов длительностью до десяти суток, а также в научно-исследовательских целях. Пилотировать корабль будут два космонавта, а остальные места могут занять космические туристы.

Стартовая масса 10-метрового челнока составит 14,5 тонны. Согласно проекту, на орбиту "Клипер" будет выводить ракета под названием "Онега" (глубоко модернизированная версия "Союза").

Запускать новый космический корабль можно будет с Байконура и Плесецка. В перспективе возможны запуски и со стартового комплекса, строящегося на экваториальном космодроме Куру во Французской Гвиане.

Говоря о финансировании проекта, Сотников отметил, что "Энергия" разрабатывает "Клипер" в основном за счет собственных средств. "От Росавиакосмоса получена некоторая сумма, но она, к сожалению, крайне незначительна", - заявил конструктор. По его словам, "сейчас проект вошел в очень важную стадию, когда уже просто необходимо подключать смежников, а средств на это нет".

Экипаж МКС опробовал новые скафандры

Члены экипажа Международной космической станции россиянин Александр Калери и американец Майкл Фоул провели шестичасовую тренировку в новых российских скафандрах, сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой подмосковный Центр управления полетами. Проведение такой тренировки обязательно перед выходом экипажа за пределы станции.

По сообщению агентства, экипаж работал в скафандрах в условиях, максимально приближенных к реальному выходу в открытый космос. "В скафандрах, естественно, есть кислород, но нет запасов еды и воды", - пояснили в ЦУП. Во время тренировки была проведена репетиция экстренной эвакуации на Землю: космонавты законсервировали станцию, облачились в 130-килограммовые скафандры "Орлан-М", перешли на пристыкованный к станции пилотируемый корабль "Союз ТМА-3". После этого экипаж снова вернулся в служебный модуль МКС.

Тренировка по экстренной эвакуации проводится на тот случай, если космонавты не смогут попасть на станцию после выхода в открытый космос. В такой ситуации они должны сесть в "спасательную шлюпку", которой служит "Союз", и вернуться на Землю, сообщили ИТАР-ТАСС в ЦУП. Новые скафандры были доставлены на станцию грузовым кораблем "Прогресс". Выход экипажа в открытый космос запланирован на ночь 27 февраля. Калери и Фоулу предстоит провести за бортом пять с половиной часов.