24 февраля 2004 г.

Spirit отправляется в самый долгий переход к марсианскому кратеру

Европейский космический аппарат совершит посадку на ядро кометы

В Индии взорван крупнейший космический центр

Солнечный зонд Ulysses поймал пыль в окрестностях Юпитера

Космический зонд Ulysses ведет исследования Солнца с его полярной орбиты, плоскость которой перпендикулярна плоскости солнечной системы. Радиус его орбиты составляет около 5,3 а.е. (1 а.е. - это радиус орбиты Земли), то есть примерно 795 млн км. Полный виток вокруг Солнца Ulysses делает за 6 лет. 20 февраля Ulysses в очередной раз пересек плоскость солнечной системы, а 4 февраля он пролетел на расстоянии около 120 млн км от Юпитера, радиус орбиты которого составляет примерно 5,2 а.е., то есть не очень сильно (по космическим масштабам) отличается от радиуса орбиты самого зонда Ulysses.

В конце января Ulysses начал исследования Юпитера, которые будут продолжаться до середины марта. В частности во время пролета мимо Юпитера Ulysses с помощью прибора DUST зафиксировал потоки пыли, устремляющиеся от Юпитера в открытый космос. Это очень мелкая пыль, размер ее частиц не превышает размер частиц дыма. Источником этой пыли являются многочисленные извергающиеся вулканы на Ио - одном из спутников Юпитера. Эти частички пыли являются электрически заряженными, и поэтому они отклоняются магнитным полем Юпитера и под действием электромагнитных сил выталкиваются в межпланетное пространство, причем очень далеко. Прибор DUST зафиксировал наличие потока пыли на расстоянии почти 500 млн км от Юпитера. По поведению пылевых частиц ученые могут получить информацию о процессах, происходящих в магнитосфере Юпитера, которые трудно зафиксировать другими способами.

Mars Express сфотографировал марсианский канал Kasei Vallis

Европейский марсианский орбитальный зонд Mars Express ведет сейчас подробную съемку поверхности Марса. Вот, например, фотография одного из самых крупных марсианских "каналов" Kasei Vallis, ставшегося на месте ледника или образовавшегося под действием потоков воды, вытекавших из озер, расположенных под этим ледником.

Этот снимок был сделан с высоты 272 км, его разрешение составляет 12 метров на пиксел. Координаты центра этого участка - 29.8 градусов с.ш. и 309 градусов в.д., поперечный размер участка - 130 км, север находится вверху. Mars Express нацелил свою камеру на Kasei Vallis после исследования общих снимков местности, предоставленных NASA. Вот, например, снимок, на котором коричневым квадратиком обозначен район, сфотографированный Mars Express.

Экипаж МКС готовится к выходу в открытый космос

На 26 февраля на МКС намечено проведение выхода в открытый космос. Это будет первая космическая "прогулка", когда на борту МКС не останется никого. До сих пор космонавты работали на внешней поверхности станции по двое, а третий член экипажа координировал их работу изнутри. Теперь же, когда состав долговременных экипажей МКС сокращен до двух человек, Александру Калери и Майклу Фоулу придется действовать без "внутренней" поддержки. Хотя на станции "Мир" такие выходы в открытый космос в полном составе были обычным делом и проводились около 40 раз.

Предполагается, что экипаж МКС будет работать в открытом космосе в течение 5,5 часов. За это время им предстоит осмотреть внешние конструкции станции и заменить установленные там ранее материалы, на которых проводятся технологические эксперименты. И Александр Калери и Майкл Фоул не являются новичками в деле выходов в открытый космос, они оба уже не раз их выполняли.

На случай, если они не смогут после работы вернуться на станцию (что-нибудь заклинит в переходном отсеке, хотя такого до сих пор ни разу не было), предусмотрена посадка космонавтов в корабль "Союз", пристыкованный сейчас к МКС, и возвращение на Землю на нем.

Spirit отправляется в самый долгий переход к марсианскому кратеру

Марсоход Spirit в понедельник начал самый долгий переход по поверхности Марса за все время своей миссии. Ему предстоит преодолеть 133 метра по пути к кратеру шириной около 200 метров, получившему название "Бонвиль" (Bonneville), передает агентство Associated Press. По словам специалистов Американского космического агентства (NASA), Spirit остановят на некотором расстоянии от кратера, чтобы подготовить дальнейший переход, не рискуя потерять связь с марсоходом.

В воскресенье Spirit продолжил изучение образцов марсианского грунта из примерно семисантиметровой канавки, вырытой механической "рукой" робота. Марсоход передал в NASA данные о минеральном составе грунта, полученные с помощью спектрометра, а также снимки, сделанные фотокамерой с микроскопом.

На прошлой неделе Opportunity - второй марсоход NASA - обнаружил на поверхности Марса воду с высокой концентрацией соли, что позволяет ей не замерзать даже при очень низких температурах. Ученые рассчитывают подтвердить эти данные, получив аналогичные результаты анализа от марсохода Spirit.

Spirit достиг Марса 4 января, совершив посадку в кратере Гусева. Opportunity сел на противоположной стороне Марса тремя неделями позднее. Миссия обоих марсоходов рассчитана на 90 дней, однако в NASA не исключают, что аппараты прослужат дольше.

Европейский космический аппарат совершит посадку на ядро кометы

Европейский зонд Rosetta стартует в ближайший четверг с космодрома Куру во Французской Гвиане, сообщается на сайте газеты Guardian. Космическому кораблю размером с микроавтобус предстоит пролететь за 10 лет 7 миллиардов километров и доставить спускаемый модуль размером со стиральную машину на ядро кометы Чурюмова-Герасименко, находящейся за орбитой Юпитера.

Старт будет произведен с помощью ракетоносителя Arian-5. Зонду предстоит три раза облететь вокруг Земли и один раз вокруг Марса, чтобы с помощью их гравитационных полей приобрести необходимое ускорение. В мае 2014 года на скорости свыше 120 тысяч километров в час Rosetta выйдет на орбиту кометы. В ноябре того же года запланирован сброс посадочного модуля Philae на поверхность ядра кометы, которое в диаметре не превышает 2-3 километров.

Структура ядра может оказаться твердой, как бетон, а может и пластичной, как вата. Сила тяготения на комете в 10 тысяч раз меньше земной. Чтобы укрепиться на ядре модулю Philae придется использовать якорь.

В то же время зонд Rosetta будет летать вокруг ядра кометы на ее пути вокруг Солнца. При этом аппаратуре зонда предстоит испытать перепад температур от минус 150 градусов Цельсия до средиземноморской жары. Когда Rosetta достигнет кометы, потребуется целый час, чтобы сигналы с Земли достигли зонда, поэтому конструкторы предусмотрели возможность самостоятельного принятия машиной решений в зависимости от ситуации.

В Индии взорван крупнейший космический центр

Взрывом, прогремевшим в крупнейшем космическом центре Индии, убиты шесть человек, еще пятеро ранены. В настоящее время в центре, расположенном на космодроме на острове Шрихарикота у юго-восточного побережья страны, бушует пожар.

Взрыв прогремел в цехе по производству твердого ракетного топлива, сообщает PTI. Сдетонировали также гигантские электромоторы, которые и причинили смертельные увечья работавшим поблизости сотрудникам центра.

Трое пострадавших вертолетами доставлены в больницу, их состояние оценивается медиками как тяжелое. Не исключено, что число пострадавших увеличится после разбора возникших завалов.

Пожар удалось локализовать, борьба с огнем продолжается.

Официальные лица утверждают, что инцидент, скорее всего, не повлияет на реализацию индийских космических программ.

Космодром на острове Шрихарикота, расположенный в 100 км от города Мадрас, является основной стартовой площадкой для запуска космических ракет в Индии. С него были запущены спутники связи и фотосъемки для нескольких стран.

Создана спецкомиссия для расследования инцидента.