25 февраля 2004 г.

Астроном-любитель обнаружил новую туманность

Спасение астронавтов "в натуральную величину"

Речь Буша о космических планах США едва не прервал летящий к Земле астероид

Следующий экипаж привезет на МКС установку для проведения УЗИ

Новый контракт на исследование космических овощей

Spirit окопался в кратере Гусева

МКС станет необитаемой на шесть часов

Opportunity начал умирать: на Марсе наступает зима

Астроном-любитель обнаружил новую туманность

Казалось бы, в наше время, когда существуют мощные телескопы, в том числе космические, работающие в разных диапазонах длин волн, астрономам-любителям с их небольшими телескопами остается наблюдать на звездном небе лишь то, что уже давно открыто другими. Однако это не так. Оказывается и сейчас в жизни любителей "есть место подвигу".

23 января этого года некий Джей Макнейл (Jay McNeil) проверял работу своего только что купленного телескопа с диаметром апертуры 76 мм (3 дюйма). Он решил сфотографировать галактику M78, которая находится в созвездии Ориона. Полученные изображения он смог внимательно рассмотреть только через неделю. И почти сразу же заметил рядом с галактикой M78 небольшой объект вытянутой формы (на снимке вверху), которого ни на других фотографиях, ни непосредственно в телескоп он никогда не видел раньше.

Макнейл отправил результаты своих наблюдений в обсерваторию Lowell астроному Брайану Скиффу (Brian Skiff), а тот порекомендовал отправить снимки в Гавайский университет специалисту по эволюции звезд Бо Рейперту (Bo Reipurth). Вердикт последнего гласил следующее: это туманность, освещаемая светом находящейся внутри нее новорожденной звезды. Причем туманность эта стала видна именно благодаря довольно редкому событию - вспышке новой звезды, которая, возможно, будет освещать эту туманность еще несколько месяцев или лет, а потом потускнеет. Скорее всего, Макнейлу удалось заметить свечение, возникающее когда материя закручивается вокруг новой звезды в почти плоский диск, из которого потом при определенных условиях могут образоваться планеты (но относительно данной звезды об этом говорить пока слишком рано).

Затем об открытии было доложено в Международный астрономический союз (IAU), который официально подтвердил существование данной туманности и по традиции присвоил ей имя открывателя. Так что теперь на тебе есть туманность Макнейла. Звезда, освещающая эту туманность получила в каталоге наименование IRAS 05436-0007.

А вот так выглядит эта туманность на фотографии, сделанной большим 20-дюймовым телескопом обсерватории Kitt Peak. Другие обсерватории тоже теперь начали наблюдение за "новой" туманностью, так что через несколько месяцев можно ждать научного объяснения ее появления.

Спасение астронавтов "в натуральную величину"

18 февраля в космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал прошли традиционные ежегодные учения спасательной команды, персонал которой должен был продемонстрировать навыки спасения экипажа "шаттла", потерпевшего аварию при посадке. Правда, по сценарию, эта авария не была катастрофой, после которой остаются только обгоревшие обломки, рассеянные по огромной территории, как это было с "шаттлом" Columbia.

Учебная авария была гораздо гуманнее: "шаттл" не дотянул до посадочной полосы 4 километра и плюхнулся в близлежащем лесу, астронавты остались живы, но получили травмы, их нужно извлечь из "шаттла", оказать первую медицинскую помощь и отправить в госпиталь.

Роли астронавтов сыграли сотрудники космического центра, а роль "шаттла" - полноразмерная копия той части "шаттла", где располагается экипаж. Что при этом происходило, можно увидеть на этой фотографии. В общем, все остались живы и здоровы.

Речь Буша о космических планах США едва не прервал летящий к Земле астероид

13 января этого года американские астрономы обнаружили космический объект, который стремительно приближался к Земле. Согласно предварительным сведениям на тот момент, это был астероид диаметром около 30 метров.

Как выяснили ученые, астероид, впоследствии получивший название 2004 AS1, мог врезаться в Землю в течение 36 часов - вероятность этого составляла 25 процентов. Астрономы начали срочные консультации и дополнительные измерения с целью уточнить характер опасности. Точный район возможного удара определить не удалось - было видно лишь, что это могло произойти в северном полушарии. Удар сопровождался бы значительными разрушениями - он не привел бы к уничтожению жизни на планете, но число жертв могло бы исчисляться тысячами человек.

В этих условиях астрономам не удавалось собрать достаточное количество информации, чтобы сделать объективные выводы - однако на основании имевшихся сведений можно было сделать заключение о достаточной серьезности угрозы. Некоторые американские астрономы с необходимыми полномочиями думали о том, чтобы известить об опасности Белый дом. Как отмечает BBC News, на следующий день было намечено выступление Джорджа Буша в NASA, в котором он объявлял о планах США по освоению космоса - в частности, о полетах на Луну и Марс. Если бы его поставили в известность об угрозе приближения астероида, он мог начать свою речь с соответствующего предупреждения всему миру.

Однако астрономы все же решили не извещать руководство США и продолжили наблюдения и измерения. Вскоре выяснилось, что опасности столкновения все же нет, и астероид пройдет на безопасном расстоянии от Земли.

BBC News сообщает, что впоследствии многие астрономы мира заявили, что американцы излишне драматизировали ситуацию, и не стоило поднимать глобальную тревогу при имевшихся у них данных. Вопрос об извещении Белого дома, по мнению международных специалистов, был поднят преждевременно и мог дискредитировать компетентность астрономического сообщества.

В конечном итоге астероид 2004 AS1 прошел на расстоянии около 12 миллионов километров от Земли, что в 32 раза больше расстояния от Земли до Луны. Он оказался гораздо больше в размерах, чем изначально предполагалось - около 500 метров в диаметре.

Следующий экипаж привезет на МКС установку для проведения УЗИ

18 апреля на МКС должен отправиться следующий, девятый по счету, долговременный экипаж в составе Геннадия Падалки и Майкла Финке (Michael Fincke). Программа их работ на МКС довольно обширная.

В частности они должны будут провести выход в открытый космос и установить на внешней поверхности МКС аудио-оборудование, лазерные отражатели, антенны и телевизионную камеру, чтобы подготовить станцию к приему будущего европейского космического корабля ATV (Autonomous Transfer Vehicle), разработку которого ведет сейчас Европейское космическое агентство.

Внутри станции экипаж продолжит проведение медико-биологических экспериментов. Для этого на борту "Союза" на МКС будет доставлена новая установка для проведения ультразвукового исследования (знакомая всем УЗИ, но, конечно, ее усовершенствованная космическая версия). С помощью этой установки космонавты будут проводить исследования собственных внутренних органов, чтобы ученые смогли лучше понять процессы, происходящие внутри человека во время длительного пребывания в условиях невесомости.

Ну и, конечно, основной задачей девятого экипажа МКС, будет поддержание станции в работоспособном состоянии.

Геннадий Падалка полетит в космос второй раз, в 1999 г. он в течение 198 дней проработал на орбитальной станции "Мир". Майкл Финке отправляется в космос впервые. Друг друга Падалка и Финке знают уже 4 года, они вместе готовились к полету на МКС в качестве дублирующих экипажей 4-й и 5-й долговременных экспедиций.

Новый контракт на исследование космических овощей

В целях подготовки к новым космическим путешествиям космическое агентство NASA заключило новый контракт на исследования с Лабораторией космической динамики Space Dynamics Laboratory (SDL) на сумму в 750 тыс. дол. Данный проект предполагает поиск наилучших для выращивания в космосе видов овощей, разработку технологии их очистки и определение влияния космических овощей на организм человека при их употреблении внутрь (чтобы было и вкусно, и полезно).

Небольшая по американским меркам сумма, выделенная на этот проект, объясняется тем, что работы будут вестись совместно с российским Институтом медико-биологических проблем (ИМБП), у которого уже есть немалый задел по этой теме. Именно в этом институте были разработаны и построены камеры для выращивания растений в условиях невесомости "Свет" (была установлена на станции "Мир") и "Лада" (сейчас стоит в российском сегменте МКС). Камера "Лада" и будет использоваться для проведения исследований в данном проекте NASA. И именно на ее базе будет построена новая камера более крупных размеров Vegetable Production Unit. Работы по проекту рассчитаны на 3 года.

Spirit окопался в кратере Гусева

В минувшие выходные американские марсоходы Spirit и Opportunity активно работали над изучением Красной планеты. Spirit, как и Opportunity несколькими днями ранее, использовал одно из своих колес для выкапывания в грунте небольшой ямы, а затем приступил к исследованию дна полученной выемки. Напомним, что изучить глубинные слои грунта в кратере Гусева было решено, после того как Spirit попал в район с необычными песчинками, прилипающими к колесам марсохода.

К настоящему времени аппарат успел исследовать дно вырытой траншеи под микроскопом и с помощью мёссбауэровского спектромтера, который позволяет обнаруживать железосодержащие минералы. После этого Spirit переключился на рентгеновский спектрометр. По завершении спектральных исследований глубинных слоев грунта аппарат продолжит движение к кратеру Бонневиль.

Второй марсоход Opportunity, тем временем, завершил изучение вырытой ранее траншеи и приступил к исследованию выхода плотной породы на одной из стенок кратера, в который сел аппарат. Порода, которую исследует Opportunity, привлекла внимание ученых сразу, после того как марсоход прислал на Землю первые снимки с места посадки. Сейчас аппарат исследует наиболее интересный фрагмент стенки кратера. Opportunity сделал 46 фотографий этого объекта с различным фокусным расстоянием, а затем приступил к его спектральным исследованиям.

МКС станет необитаемой на шесть часов

Космонавты, работающие на Международной космической станции, готовятся к выходу в открытый космос. Поэтому они консервируют станцию для обеспечения ее безопасности.

"Во время выхода в космос МКС впервые за всю историю ее существования останется без людей. Именно по этой причине космонавты должны будут временно законсервировать станцию", - пояснил "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Центра управления полетами в подмосковном Королеве Валерий Лындин. Когда на борту остается третий член экипажа, консервацию станции не проводят, добавил он.

"Ничего опасного в том, что МКС на шесть часов останется без людей, нет. На станции "Мир" подобная ситуация бывала неоднократно", - заверил глава пресс-службы ЦУП.

По его словам, во время подготовки к выходу космонавты отрабатывают все возможные внештатные ситуации. "Для этого существует целый перечень этих ситуаций, который постоянно пополняется специалистами. Ведь главное - это обеспечить безопасность людей", - подчеркнул Лындин.

Выход экипажа МКС в открытый космос намечен на 26-27 февраля. Как рассказал руководитель пресс-службы ЦУП, в четверг, 26 февраля около 22:00 по московскому времени космонавты зайдут в стыковочный отсек "Пирс", задраят люки и наденут скафандры "Орлан-М". В 0:15 московского времени в пятницу, 27 февраля, они выйдут в космос. Планируется, что работы продолжатся до 5:50 московского времени. "ЦУП будет получать картинку выхода с помощью американских средств", - сообщил Лындин.

Ночная работа предстоит космонавтам в течение всей недели, поэтому график работ на МКС пришлось несколько сдвинуть, добавил глава пресс-службы ЦУП.

Opportunity начал умирать: на Марсе наступает зима

Марсоход Opportunity пробурил скалу на поверхности Марса. Об этом говорится в сообщении Лаборатории реактивного движения в Пасадене (Калифорния), осуществляющей руководство проектом.

Opportunity пробурил примерно 4 мм скалы McKittrick Middle Rat на участке кратера, который называется El Capitan. На это у него ушло около 2 часов. После этого были сделаны фотоснимки и анализ породы.

Сегодня Opportunity проснулся около 11:30 по местному времени. Новый марсианский день для него начался с песни Rock'n Me Стива Миллера и небольших замеров атмосферы. После этого у Opportunity была небольшая "сиеста" - он "подпитал" свои солнечные батареи. На той стороне Марса, где он сейчас находится, сейчас начинается зима, дни становятся короче, солнце светит уже под другим углом, поэтому Opportunity получает все меньше солнечной энергии для подпитки своих батарей.

Другой американский марсоход Spirit во вторник проехал по марсианской поверхности около 30 м, делая фотографии поверхности и камней. Однако из-за рельефа местности ему пришлось немного изменить маршрут. Он направлялся на северо-восток, но ему пришлось отклониться к западу. Это приведет к тому, что он передаст меньше данных, чем ожидалось.

Всего Spirit проехал по марсианской поверхности 183,25 м. Он направляется к цели, к которой прибудет через несколько дней, и откуда он сможет сделать фотографии окрестностей в поисках объектов, заслуживающих внимания.

Задача этой экспедиции на Марс - изучить возможность существования ранее на Красной планете воды и вероятности возникновения жизни.