1 марта 2004 г.

В NASA потеряли имущество на сумму 34 миллиона долларов

Марсоход Opportunity закончил дела с камнем El Capitan и двинулся дальше

Новые спутниковые навигаторы для российской армии

Cassini начинает еженедельную съемку Сатурна

Исследовательский зонд Cassini должен прибыть к Сатурну через 4 месяца: его выход на орбиту вокруг этой планеты намечен на 1 июля 2004 г. 9 февраля Cassini с помощью одной из двух своих камер сделал серию снимков Сатурна с разными светофильтрами. Из комбинации этих снимков получилась вот эта фотография:

В момент съемки Cassini находился на расстоянии 69,4 млн км от Сатурна. На этих снимках размер самой мелкой детали составляет около 540 км. Но теперь такие фотографии Cassini будет присылать раз в неделю, и на них все четче будут вырисовываться кольца Сатурна и его атмосфера. Кроме того, в картинку добавятся цветовые различия между кольцами и полосами атмосферы Сатурна. Сейчас пока видно, что внешнее кольцо Сатурна A выглядит более прозрачным, чем среднее кольцо В.

Каждодневную съемку Сатурна Cassini начнет в апреле, а его самого большого спутника Титана - в конце мая. А в июне Cassini должен совершить облет на расстоянии 2000 км одного из далеких спутников Сатурна - Феба.

На орбите Сатурна Cassini будет работать 4 года (но если работа пойдет успешно, то его миссия будет продолжена, как это произошло с зондом Galileo, исследовавшим Юпитер и его спутники). В январе 2005 г. Cassini должен сбросить на Титан мини зонд Huygens, который на парашюте должен спуститься на поверхность этого спутника (еще неизвестно, какой окажется эта поверхность - жидкой или твердой).

В стратосфере Земли найдено вещество, которое старше солнечной системы

Специалисты Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса и Вашингтонского университета провели исследования частиц межпланетной пыли, собранной в стратосфере Земли. Впервые в этой пыли было обнаружено органическое вещество, образованное еще до рождения нашей солнечной системы.

Такой вывод был сделан после того как выяснилось, что изотопный состав углерода, входящего в этой вещество, сильно отличается от изотопного состава углерода на Земле и в других частях солнечной системы (напомним, что изотопы одного и того же химического элемента отличаются друг от друга количеством нейтронов в ядре).

Исследования околоземной космической пыли ведутся уже более 20 лет и за это время исследователям удалось обнаружить в ней аномалии в изотопном составе азота и водорода, а вот аномалии в углероде были обнаружены впервые. Объясняется это "вводом в эксплуатацию" ионного микрозонда нового типа, который называется NanoSIMS, он позволяет определять картину распределения изотопов на поверхности размером 100 нм. Старые ионные микрозонды могли измерять только усредненные характеристики частиц межпланетной пыли, которые состоят из множества более мелких субчастиц размером от 100 до 500 нм каждая.

По мнению ученых, межпланетную пыль в окрестности Земли заносят кометы.

Невзирая на провал с Beagle 2, британцы хотят высадиться на Марсе

Экспедиция европейского космического зонда Beagle 2, которая закончилась провалом, как ни странно, лишь спровоцировала всплеск общественного интереса британцев к дальнейшим космическим исследованиям, сообщается на сайте британской газеты Telegraph.

Компания Mori провела социологический опрос, который показал, что 55 процентов британцев хотят, чтобы их страна участвовала в исследовании космоса, а 60 человек из 100 заявили, что Великобритания должна участвовать в пилотируемой экспедиции на Марс.

72 процента опрошенных заявили, что, несмотря на провал экспедиции Beagle, это была интересная попытка, а 66 процентов сказали, что британцам следует попытаться запустить еще один зонд.

В опросе участвовала тысяча граждан Великобритании.

Мерцающая двойная звезда утопает в пыли

Звезда, именуемая в каталогах как KH 15D, находится на расстоянии 2400 световых лет от Земли. Недавние исследования ее архивных фотографий показали, что раньше она была существенно ярче.

Вообще-то, KH 15D представляет собой систему из двух звезд, которые вращаются вокруг общего центра тяжести по сильно вытянутой эллиптической орбите, делая полный оборот за 48 дней. Этим и объяснялось мерцание KH 15D.

Дальнейшие исследования, проведенные специалистами Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, показали, что возраст этих звезд не превышает 10 млн лет, то есть это довольно молодые звезды (для сравнения, нашему Солнцу около 5 млрд лет). Причем сейчас яркость звезды KH 15D меняется с периодом, равным примерно 24 часа, но в начале ХХ века свет этой звезды был более ярким и не таким "переменчивым". Мерцание началось после 1960 г., но и тогда эта двойная звезда светила ярче, даже тогда, когда одна звезда загораживала другую.

Это уменьшение яркости двойной звезды может объясняться тем, что ее окружает облако пыли, которое блокирует свет то одной, то обеих звезд. По подсчетам астрономов, это облако может представлять собой кольцо с внутренним диаметром 385 млн км, причем это кольцо вращается с периодом около 4 лет, а ось вращения этого кольца прецессирует с периодом около 1000 лет. Примерно в 1960 г. край этого пылевого диска начал надвигаться на звезды системы KH 15D и их свет стал постепенно меркнуть, а к 2012 г. звезды KH 15D полностью скроются в этой пыли, но через сколько-то лет (точное время зависит от толщины пылевого диска, а оно пока неизвестно) они снова появятся на небосводе.

В NASA потеряли имущество на сумму 34 миллиона долларов

Национальное аэро-космическое агентство США (NASA) не может отчитаться о находящемся на его балансе оборудовании на сумму около 34 миллионов долларов, сообщается в пятницу на сайте газеты Houston Chronicle.

Согласно поступившим в распоряжение журналистов документам, среди потерянных с 1997 года предметов оказались около 200 компьютеров, генератор льда за 1,5 тысячи долларов, макет МКС за 30 тысяч долларов и подставка под него за 69 тысяч, устройство для оптических дисков за 170 тысяч и анализатор спектра за 22,9 тысячи долларов.

Сначала общая сумма пропаж составляла 54 миллиона долларов, но затем имущество на сумму 24 миллиона долларов удалось разыскать. Как пишет газета, в NASA понятия не имеют, куда делось все остальное. В частности, робот за 300 тысяч долларов из Центра космических полетов им. Маршалла (Marshall Space Flight Center) в Хантсвилле (Huntsville) найти так и не удалось.

В Конгрессе США уже распространилось мнение, что неряшливый стиль ведения отчетности в NASA может сильно затруднить одобрение увеличенного бюджета агентства.

Как заявил пресс-секретарь NASA Майкл Браукус (Michael Braukus), речь не идет о воровстве. Просто сотрудники не кладут вещи на места, или выбрасывают их, не зафиксировав это в соответствующих описях.

Согласно документам, украдено действительно всего лишь около 4 процентов оборудования. Большая его часть испорчена, повреждена или просто исчезла.

Между тем, Браукус утверждает, что стоимость пропавшего оборудования в NASA не сильно отличается от соответствующих потерь в других правительственных организациях.

Марсоход Opportunity закончил дела с камнем El Capitan и двинулся дальше

Марсоход Opportunity завершил исследования камня El Capitan, которыми занимался несколько дней, и двинулся к следующему камню. Он был совсем рядом, проехать пришлось всего 15 см. Новый камень называется Guadalupe. На его исследования также запланировано 2-3 дня, в нем также собираются сделать небольшое отверстие с помощью фрезы Rock Abrasion Tool (RAT), имеющейся на руке робота-манипулятора марсохода.

Марсоход Opportunity сейчас перешел в режим экономии электроэнергии и для связи с наземным ЦУПом и отправки научных данных он использует маломощную антенну УВЧ-диапазона. Из-за приближающейся зимы световой день на Марсе стал короче, и если сразу после посадки 25 января его солнечные панели вырабатывали 900 Вт-час электроэнергии, то сейчас по прошествии 35 дней они вырабатывают около 650 Вт-час.

Новые спутниковые навигаторы для российской армии

На российском космодроме Плесецк начались испытания модернизированного спутникового навигационного комплекса военного назначения "Бриз-ГП". Как рассказал агентству ИТАР-ТАСС начальник топогеодезической службы Космических войск России полковник Юрий Минюк, проведение испытаний говорит о скором расширении возможностей российской навигационной системы ГЛОНАСС. Напомним, что, по планам российских военных, к концу нынешнего года развертывание системы будет окончательно завершено.

По словам Минюка, новая приемная аппаратура даст российским вооруженным силам дополнительные возможности в области спутниковой навигации подвижных объектов, как наземных, так и морских, и повысит эффективность боевого управления войсками. "Бриз-ГП" представляет собой портативный многофункциональный навигационный комплекс, который обеспечивает определение координат объекта с точностью до нескольких метров. Позиционирование осуществляется в автоматическом режиме, причем помимо ГЛОНАСС прибор поддерживает и американскую навигационную систему GPS.

Как рассказал Юрий Минюк комплекс "Бриз-ГП" состоит из шестнадцатиканального одночастотного спутникового приемника, выполненного в виде герметичного моноблока В моноблок встроен индикатор, на котором отображается вся необходимая навигационная информация. Если испытания навигационного комплекса пройдут успешно, то "Бриз-ГП" начнет внедряться в российской армии и на флоте.