2 марта 2004 г.

Начал работу телескоп с лазерным наведением

Найдена самая дальняя известная галактика во Вселенной

Mars Express начал пересекать тень Марса

Европейский зонд Rosetta успешно стартовал к комете Чурюмова-Герасименко

Успешно испытан двигатель для ракеты "Союз-2"

Марсоход Opportunity сделал фильм о закате солнца на Марсе

Американский марсоход Opportunity в один из дней своего пребывания на поверхности Марса в 17:30 по местному времени оборотился на юго-запад и провел съемку заката Солнца. Точнее, он сделал целую серию снимков, из которых специалисты NASA составили видеоролик, который можно посмотреть здесь (файл формата Quicktime размером 806 Кбайт). Мы же здесь приводим лишь два снимка из этого фильма, запечатлевшие начало и конец захода Солнца.

Это изображение лишь приблизительно передает цвета реальной картины, поскольку оно было сделано с инфракрасным, зеленым и фиолетовым фильтром (для человеческого глаза характерна красно-зелено-голубая цветовая гамма), но именно в таком цветовом диапазоне получаются на Марсе наиболее информативные снимки.

Солнце на фотографиях получилось довольно тусклым, что объясняется большим количеством пыли в атмосфере. Синеватая гамма всей картины объясняется тем, что пыль в марсианской атмосфере рассеивает синий свет в сторону наблюдателя намного более эффективно, чем красный свет. Поэтому около солнца наблюдается голубоватое гало.

Эта съемка заката на Марсе показала, что сейчас в марсианской атмосфере содержится примерно вдвое больше пыли, чем это было в 1997 г., когда на Марсе работал предыдущий марсоход Pathfinder.

NASA скрывает сенсационное открытие Opportunity

Журналисты полагают, что Opportunity обнаружил доказательства того, что когда Марс был теплой и влажной планетой, там была жизнь. Почву для подобных слухов питают сами специалисты NASA и Лаборатории реактивного движения в Пасадене. Против обыкновения, в Пасадене в понедельник не особенно распространялись о работе Opportunity - традиционного ежедневного отчета о том, сколько проехал марсоход, что расковырял и какие сделал анализы.

По данным Reuters, специалисты Лаборатории вылетели в Вашингтон, чтобы сделать сообщение "чрезвычайной важности". "Не могу уточнить, о чем именно они сообщат... но это находка чрезвычайной важности", - сообщил пресс-секретарь лаборатории Гай Вебстер.

В настоящее время Opportunity исследует гематит, минерал, из которого состоит скальная порода в месте приземления марсохода. Минерал этот обычно образуется при взаимодействии с водой, и ученые хотят понять, была ли вода на Марсе. Reuters полагает, что в Вашингтоне специалисты NASA могут сообщить о том, что вода на красной планете была, и, вполне возможно, когда Марс был теплым и влажным, там была жизнь. Вероятнее всего, речь пойдет о микроскопических формах жизни.

Брифинг с участием ведущего менеджера марсианской программы Стива Сквайрса, геолога Джона Гротцингера, специалиста по исследованию космоса Бентона Кларка и других представителей лаборатории пройдет в штаб-квартире NASA в среду.

Начал работу телескоп с лазерным наведением

Астрономы Калифорнийского университета в Беркли получили с помощью 3-метрового телескопа Shane обсерватории Lick четкие немерцающие изображения пылевых дисков у двух звезд с созвездии Тельца, масса которых в 2-3 раза больше нашего Солнца. Они находятся на расстоянии, соответственно, 2000 и 3400 световых лет от Земли. Такой результат был достигнут благодаря использованию недавно установленной на телескоп адаптивно-оптической системы с лазерным наведением. Пока такая система наведения есть только в обсерватории Lick.

В этой системе используется лазер на красителе, излучающий желтый свет (линия излучения натрия). Мощность его излучения составляет 11-12 Вт. Конечно, никакой лазерный луч с Земли не может достичь ни одной даже самой близкой звезды. В данном случае лазерный луч "пробивает" земную атмосферу на высоту порядка 100 км, а отраженный сигнал несет информацию о состоянии различных слоев атмосферы. Эти данные используются для настройки адаптивно-оптической системы, чтобы она максимально компенсировала искажения, вносимые в изображение звездного неба земной атмосферой. Без такой адаптивной оптики астрономы увидели бы вместо звезды и ее пылевого диска лишь большое туманное пятно.

На остальных телескопах настройка адаптивно-оптических систем пока производится путем "контрольных" наблюдений самых ярких звезд. Но такой метод хорошо работает лишь в том случае, когда наблюдаемый объект располагается на небосводе относительно близко от "калибровочной" звезды (тогда можно считать приблизительно одинаковыми искажения, вносимые атмосферой, на пути света, идущего от звезды или галактики). Но в окрестностях ярких звезд на небосводе располагается лишь 10% астрономических объектов, так что "естественная" система наведения далеко не всегда достаточно хорошо работает.

Работа над лазерной системой наведения велась более 10 лет. Она позволяет производить измерения турбулентности атмосферы несколько сот раз в секунду, и на основе полученной информации производится корректировка формы гибкого зеркала адаптивно-оптической системы.

Аналогичная система лазерного наведения уже установлена на телескопах обсерватории Keck на Гавайях, но она пока только готовится к вводу в эксплуатацию.

Найдена самая дальняя известная галактика во Вселенной

Астрономы из Швейцарии и Франции объявили о том, что им удалось открыть самую отдаленную от земли галактику, сообщает AP.

При помощи гигантского телескопа, установленного в Южноевропейской Обсерватории (The European Southern Observatory) в Чили, ученым удалось получить изображение расположенной в созвездии Девы небольшой галактики, получившей название Abell 1835 IR1916.

Свет от нее идет до Земли 13,23 миллиарда лет, и нынешнее наблюдение позволяет получить самое раннее из возможных пока изображений материи "темных веков" - астрономической эпохи, следовавшей непосредственно за "Большим взрывом". Считается, что сам взрыв произошел около 13,7 миллиардов лет назад, и галактика Abell 1835 IR1916, отстоящая от него по времени на 470 миллионов лет, только начинает формироваться, так как лишь процесс "остывания" вселенной после взрыва занял около 300 миллионов лет.

Тем не менее, как считают некоторые ученые, данные, полученные швейцарско-французской командой пока менее точны, чем полученные в середине февраля с помощью орбитального телескопа Hubble снимки галактики, отстоящей от Земли на расстояние в 13 миллиардов световых лет.

Mars Express начал пересекать тень Марса

На европейском зонде Mars Express начался "сезон затмений", то есть в своем движении по околомарсианской орбите он теперь периодически оказывается в тени Марса, и его солнечные панели теперь не могут работать на полную мощность.

Околомарсианская орбита Mars Express имеет фиксированное положение, поэтому при движении Марса по собственной орбите вокруг Солнца такая ситуация, когда Mars Express будет залетать в тень планеты, неизбежна. В такие периоды времени электропитание зонда осуществляется только от батарей.

Полный оборот вокруг Марса Mars Express делает за 7,5 часов. 12 февраля зонд в первый раз влетел в тень Марса и вышел из нее через 3 минуты. Но с тех пор длительность пребывания в тени постепенно увеличилась почти до полутора часов в течение одного витка. Правда, вскоре теневые периоды в жизни Mars Express начнут постепенно укорачиваться, и этот процесс будет продолжаться почти 5 месяцев.

Беспокойство специалистов ЦУПа сейчас вызывает не только то, что солнечные панели зонда стали вырабатывать меньше электроэнергии, но и то, что в тени Mars Express сильно охлаждается и для нормальной работы научной аппаратуры нужно включать обогреватели, а это увеличивает потребность в электроэнергии. Теперь, когда Mars Express оказывается на солнце с наземного ЦУПа подается команда о подзарядке батарей, в противном случае батареи зонда могут полностью разрядиться во время следующего темного периода и их уже не удастся реанимировать. Но пока все идет нормально.

Европейский зонд Rosetta успешно стартовал к комете Чурюмова-Герасименко

С космодрома Куру во французской Гвиане во вторник успешно стартовала ракета-носитель Ariane-5 с европейским зондом Rosetta, который должен направиться к комете Чурюмова-Герасименко (67P), сообщает BBC News.

Запуск, как сообщалось ранее, откладывался два раза - из-за неблагоприятных погодных условий и из-за технических проблем с Ariane-5. Год назад из-за неудачного запуска аналогичной ракеты был отменен полет зонда Rosetta к комете Виртанена, которая впоследствии ушла из зоны досягаемости.

По программе нынешней миссии, зонд должен достигнуть кометы Чурюмова-Герасименко за пределами орбиты Юпитера через десять лет. В пути зонду предстоит три раза облететь вокруг Земли, четыре - вокруг Солнца и один раз вокруг Марса, чтобы с помощью их гравитационных полей приобрести необходимое ускорение.

По достижении цели от зонда должен отделиться сускаемый модуль Philae, который попытается совершить посадку на ядро кометы, откуда он будет передавать данные о его строении. Ученые предполагают, что состав вещества ядер остался неизменным со времен формирования Солнечной системы, и сведения о нем могут помочь понять принципы ее формирования.

Успешно испытан двигатель для ракеты "Союз-2"

Воронежское ФГУП "Конструкторское бюро "Химавтоматика" (КБХА) успешно завершило испытания двигателя "Русь" для ракетоносителя среднего класса повышенной мощности "Союз-2", сообщается на сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Новый двигатель позволит новому ракетоносителю выводить на орбиту полезный груз массой до восьми тонн, что на 15% больше по сравнению с возможностями используемого в настоящее время ракетоносителя "Союз". Расход топлива при этом должен снизиться на треть.

Ожидается, что двигатели для новой российской ракеты будут запущены в серийное производство уже в 2005 году. Постепенный переход на усовершенствованный носитель "Союз-2" производства самарского ЦСКБ "Прогресс" позволит обеспечить запуск большинства российских спутников, отмечает агентство РИА "Новости". Новый ракетоноситель также позволит расширить перечень услуг предоставляемых Росавиакосмосом зарубежным заказчикам, в том числе при запусках с экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане.