5 марта 2004 г.

Экипаж МКС "вернет зрение" американскому модулю Destiny

Том Хэнкс совершит "полет" на Луну с помощью IMAX

Opportunity заснял затмение Солнца на Марсе

Европейские ученые мечтают о евроходе

Первые спутники навигационной системы Galileo отправятся в космос на российских ракетах "Союз"

Первый американский астронавт считает космическую программу Буша тупиком

Израиль готовится присоединиться к Galileo

Комета Чурюмова-Герасименко, портрет перед стартом зонда Rosetta

Этот невразумительный на первый взгляд снимок был сделан 26 февраля 2004 г. 3,5-метровым телескопом New Technology Telescope Южной Европейской обсерватории, которая находится в Чили. Светлая точка в центре - это комета Чурюмова-Герасименко. В момент съемки она находилась на расстоянии около 670 млн км от Солнца.

Комета Чурюмова-Герасименко представляет собой комок пыльного льда размером около 4 км в поперечнике, который вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, делая виток за 6,6 лет. При максимальном удалении от Солнца комета Чурюмова-Герасименко улетает немного дальше орбиты Юпитера, а при минимальном - оказывается между орбитами Земли и Марса.

2 марта к этой комете отправился исследовательский зонд Rosetta. К ней он прилетит в 2014 году, когда комета сделает два с лишним витка вокруг Солнца и будет находиться в дальней части своей орбиты на пути к Солнцу.

Приведенный здесь снимок говорит о том, что сейчас ядро кометы находится в спокойном состоянии и его окружает очень маленькое облако газа и пыли. Поэтому комета и выглядит как тусклая звезда. И это очень хорошо. Поскольку ко времени подлета зонда Rosetta к комете она будет находиться на расстоянии 790 млн км от Солнца, следовательно, пыль, окружающая ее ядро не станет помехой для посадки спускаемого аппарата (его зонд Rosetta должен сбросить на ядро кометы в ноябре 2014 г.).

Космодром Ванденберг готовится к запускам ракет Atlas 5

Новая ракета Atlas 5 производства компании Lockheed Martin совершила свой первый полет в августе 2002 г. Всего она участвовала в трех запусках и все они были успешными. И все они производились с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Но скоро ракеты Atlas 5 начнут взлетать и с западного побережья Америки с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Сейчас там для этих целей идет переоборудование стартовой площадки SLC 3-East.

Первый запуск запланирован на конец 2005 г.: ракета Atlas 5 должна будет вывести на околоземную орбиту спутник NRO, принадлежащий Национальному разведывательному управлению США. Так как спутник военный, то никаких его характеристик и параметров орбиты не сообщается. А вообще ракета Atlas 5 предназначена для вывода на геосинхронные переходные орбиты груз весом до 8600 кг.

Туманность "Конус" - место бурного рождения новых звезд

Туманность "Конус" находится на расстоянии около 2500 световых лет от Земли в созвездии Единорога. Ее официальное наименование - NGC-2264. Она состоит из большого облака водорода и пыли, в котором находится множество молодых звезд. Часть этих звезд скрыты пылевыми облаками и видны только в инфракрасный телескоп. Название туманности дало самое большое пылевое облако, которое имеет почти прямые расходящиеся под углом края. Остальная часть туманности хорошо освещена изнутри молодыми горячими звездами.

Этот снимок был сделан астрономом-любителем Майклом Гариепи (Michael Gariepy) с помощью профессионального астронома в рамках программы работы с любителями на телескопе Национальной обсерватории Kitt Peak в Аризоне.

Экипаж МКС "вернет зрение" американскому модулю Destiny

В пятницу экипаж Международной космической станции должен "вернуть зрение" американскому модулю Destiny. Майкл Фоэл и Александр Калери устранят проблему, мешающую съемкам поверхности Земли, передает ИТАР-ТАСС.

Как сообщил информагентству координатор НАСА в России Сергей Пузанов, экипаж удалит воздух из межстекольного пространства иллюминатора модуля. Из-за попадания воздуха стекло стало запотевать, что осложнило фотосъемку планеты по программе "Земная камера".

С помощью специального устройства космонавты откачают воздух через патрубок иллюминатора. В патрубке установлен "перепускной клапан, который не позволит воздуху вновь проникнуть в межстекольное пространство", пояснил Пузанов.

Он напомнил, что в первые дни января в отсеках МКС было зафиксировано падение атмосферного давления. 11 января Фоэл обнаружил, что причиной утечки был треснувший дренажный шланг иллюминатора. Воздух попал внутрь иллюминатора, когда экипаж снимал шланг и ставил заглушки.

В конце января российский грузовой корабль "Прогресс М1-11" доставил на орбиту новый дренажный шланг. "Экипаж установит его, как только будет готово официальное заключение экспертов НАСА, расследующих обстоятельства инцидента", - сказал Пузанов.

Том Хэнкс совершит "полет" на Луну с помощью IMAX

Том Хэнкс и компания IMAX объявили, что спонсором нового документального фильма о полете на Луну в формате 3D станет корпорация Lockheed Martin. Как сообщается в пресс-релизе IMAX, фильм получил название Magnificent Desolation ("Великое одиночество"), которое позаимствовано из книги участника первого лунного путешествия Эдвина Элдрина.

Режиссеры Марк Херцог и Марк Кауэн при работе над фильмом будут использовать материалы, собранные во время лунных экспедиций в период с 1969 по 1972 год. Том Хэнкс обещает, что зрители смогут представить себя в роли астронавтов космического корабля "Аполлон". Они переживут мгновения старта, полета и посадки на Луну, где смогут посетить такие загадочные места, как Океан Бурь и Море Спокойствия, Нагорье Фра Мауро и Долину Таурус Литтроу.

Огромные IMAX-проекторы с пленкой 70х15 мм (втрое больше, чем у широкоформатного кино 70х5 мм) и киноэкранами высотою в семиэтажный дом в основном монтируют в музеях естественной истории и тому подобных, где они помогают зрителям перенестись в подводный мир, в саванну или в мир динозавров. Документальные фильмы о космосе, созданные IMAX совместно с НАСА принесли в прокате уже более 350 миллионов долларов.

Первым московским кинотеатром, показывающем фильмы в этом формате, стал Nescafe-IMAX в "Рамстор-Сити".

Opportunity заснял затмение Солнца на Марсе

Американский марсоход Opportunity заснял затмение Солнца на Марсе. Для этого аппарату пришлось нацелить свою панорамную фотокамеру на небо и сфотографировать, как спутник Марса Деймос прошел на фоне диска Солнца.

В отличие от Земли у Марса есть два естественных спутника - Фобос и Деймос, и Деймос является самым маленьким. Сделанные фотографии пока еще на Землю не переданы и ждут своей очереди, передает ИТАР-ТАСС.

Тем временем Opportunity продолжил исследование камней и грунта кратера, в котором он находится. За последнее время ему пришлось выполнить свыше 490 переданных с Земли команд, чтобы с помощью своей руки-манипулятора, на которой размещены научные приборы, осуществить изучение марсианской поверхности.

Только для получения 3 изображений камня, который исследовался в последнее время, потребовалась записать 128 снимков, а руке-манипулятору - сделать более 200 движений.

2 марта NASA объявило о сенсационном открытии, сделанном Opportunity - марсоходу удалось обнаружить доказательства того, что на Красной планете когда-то была вода. Opportunity обнаружил четыре различных доказательства раннего присутствия на Марсе больших запасов воды. Это сделать с помощью нескольких спектрометров, позволяющих определять химический состав горных пород по их тепловому излучению, а также миниатюрных буров, которые дают возможность прощупать внутреннее строение камней на поверхности Марса. В одном из них, получившем в шутку название El Capitan по имени горной вершины в Калифорнии, были обнаружены минералы и соли, которые в земных условиях образуются во влажной среде. Ученые допускают вероятность того, что когда-то этот камень находился на дне марсианского соленого моря или озера.

Тем временем на другой стороне Марса марсоход Spirit накануне потратил 4 часа на то, чтобы высверлить в марсианском камне углубление в 0,2 сантиметра и начать исследование состава камня с помощью своих инструментов.

Ранее Spirit прислал одни из наиболее впечатляющих снимков - ему удалось сфотографировать Землю с поверхности Марса. Марсоходу пришлось прогреть свой механический манипулятор, потому что на Красной планете начинается зима и там становится холодно. Эта остановка была использована учеными, чтобы запечатлеть Землю с поверхности Марса.

Европейские ученые мечтают о евроходе

Ученые из нескольких стран Евросоюза пытаются добиться от Европейского космического агентства (ЕСА), чтобы оно организовало новые экспедиции на спутники нескольких планет Солнечной системы, сообщает BBC News. Среди небесных тел, на которые ученые хотели бы послать исследовательские модули - Луна, спутники Марса Фобос и Деймос, а также спутник Юпитера Европа.

В немецком аэрокосмическом центре в Кельне состоялась конференция, посвященная этому вопросу. Специалисты обсуждают технологии создания новых посадочных аппаратов, а также фундаментальные вопросы исследования планет.

Дело в том, что после провала экспедиции на Марс ESA сильно урезало финансирование проектов исследования поверхности планет. В частности, были прекращены работы по проекту миссии Bepi-Colombo на Меркурий. По мнению ученых, ECA допускает серьезную ошибку, сворачивая работы по созданию новых посадочных модулей, предпочитая им орбитальные станции.

Исследователи готовят доклад, который направят в Комитет исследования Солнечной системы агентства. В нем они предложат несколько перспективных направлений развития исследований поверхности космических тел.

Рабочая группа, которая занимается этим вопросом, включает в себя три отдела, которым предстоит в течение трех ближайших месяцев разработать общие предложения по созданию посадочных модулей на Луну и другие спутники планет Солнечной системы, Марс и относительно мелкие твердые тела, такие как кометы и астероиды.

Ученые считают, что приоритет в выборе места следующей высадки должен получить спутник Юпитера Европа. Его поверхность покрыта льдом, под которым, как считают исследователи, могут находиться океаны теплой воды.

При этом ученые предлагают ESA объединиться с NASA в подготовке "европейского" проекта. Дело в том, что американцы в течение нескольких лет разрабатывают орбитальную станцию для исследования Юпитера и его спутников.

Европейская спутниковая навигационная система Galileo должна начать работу в 2008 г. Она будет состоять из 30 спутников (27 основных и 3 запасных), которые будут располагаться на средних околоземных орбитах, и двух наземных центров управления.

На этой неделе компания Arianespace, которая выполняет запуски ракет Ariane для коммерческих клиентов Европейского космического агентства, объявила о подписании соглашения с компанией Starsem, которая предоставляет услуги по запуску ракет "Союз". В соответствии с этим соглашением два первых спутника системы Galileo будут выведены на орбиты российскими ракетами "Союз", которые будут стартовать с космодрома Байконур.

Два первых спутника будут экспериментальными. На них должны будут провести тестирование выбранных орбитальных плоскостей и частот для связи спутников системы Galileo. Запуск первого из них состоится в 2005 году, а о дате второго запуска пока ничего не сообщается.

Напомним, что навигационная система Galileo предназначается для предоставления навигационной информации самолетам, морским судам, автомобилям и просто пешеходам с точностью до одного метра. Современная американская навигационная система GPS, которая находится под контролем Пентагона, гражданским клиентам выдает данные о координатах с точностью до 100 м, а своим военным - с точностью до 22 м. США довольно долго возражали против развертывания системы Galileo, мотивируя это тем, что ее сигналы будут вносить помехи для работы спутников системы GPS, но недавно Евросоюз и США все-таки договорились о совместном использовании частот для радиосвязи.

Первый американский астронавт считает космическую программу Буша тупиком

Первый американец, который совершил орбитальный полет, астронавт Джон Гленн (John Glenn) в четверг выступил с резкой критикой новой программы космических исследований, которую представил недавно президент Джордж Буш, сообщается на сайте телеканала CNN.

В частности, Гленн заявил, что для NASA было бы большой ошибкой отказаться от экспедиций на МКС, и предпочесть вкладывать деньги в бесперспективный проект пилотируемого полета на Марс с лунного космодрома.

Астронавт заявил, что Буш буквально выбивает почву из-под ног у ученых, работавших над проектами, связанными с МКС. По его словам, сворачивание американских проектов на МКС реально позволит сэкономить не более 2,5 миллионов долларов, тогда как многие миллионы, уже потраченные на них, пропадут безвозвратно.

"Мы собираемся по собственной воле прекратить одни из самых уникальных исследований за всю историю. Теперь мы позволим другим странам провести эти исследования и получить свою выгоду. Не думаю, что это правильно. Я бы назвал это ошибкой", - заявил Гленн.

Кроме того, по его словам, строить станцию, а тем более космодром на Луне для полетов на Марс было бы еще большей ошибкой. "Это все равно, что построить Мыс Канаверал на Луне. Он был бы меньше и компактнее, но, я уверен, гораздо сложнее. Мне кажется, что полет с Земли гораздо перспективнее", - заявил астронавт. Кроме того, по его словам, стоимость проекта лунной станции будет слишком высока даже для США. "Мы потратим все деньги на Луну, и на Марс у нас ничего не останется", - отметил он.

Как отмечает CNN, бывший сенатор от штата Огайо Джон Гленн поддерживает предвыборную компанию главного оппонента Джорджа Буша сенатора Джона Керри.

Израиль готовится присоединиться к Galileo

Израиль высказал намерение присоединиться к проекту ЕС по созданию системы спутниковой навигации. Об этом соотщил посол страны в ЕС Одед Еран (Oded Eran) 2 марта. Финансовые условия присоединения Израиля к проекту пока находятся в стадии обсуждения, приблизительно вклад страны в проект оценивается в $100 млн. Подписание официальных соглашений о намерениях возможно в ближайшие несколько недель, сообщил г-н Еран. Официальное вступление Израиля в проект Galileo возможно в июне текущего года, подтвердили источники в ЕС.

На прошлой неделе стало известно, что ЕС достиг окончательной договоренности с США по поводу частот работы спутниковой системы.

Другими неевропейскими членами проекта Galileo являются Индия и Китай.