10 марта 2004 г.

Остатки аппарата Beagle 2, возможно, обнаружены

Поломка на марсоходе Opportunity

Катастрофа на Марсе принесла жизнь на Землю

Американские марсоходы наблюдали затмение Солнца обоими спутниками Марса

Как известно у Марса имеется два естественных спутника, которые называются Фобос и Деймос, что в переводе означает "страх" и "ужас". Они были открыты в 1877 г. американским астрономом Асафом Холлом (Asaph Hall). Почему он дал им такие названия, непонятно, ведь по размерам они довольно маленькие: максимальный размер Фобоса в поперечнике составляет 27 км, а Деймоса - 15 км (не то что наша Луна, диаметр которой составляет 3476 км).

4 и 7 марта американский марсоход Opportunity стал свидетелем двух затмений Солнца на Марсе. 4 марта его камера запечатлела, как по диску Солнца прошел Деймос, а 7 марта - Фобос. Вот снимки этих двух событий:

Фобос получился здесь гораздо крупнее, потому что радиус его орбиты намного меньше, чем у Деймоса. Деймос пересек солнечный диск примерно за 50-60 секунд, а Фобос еще быстрее - за 20-30 секунд.

Данные наблюдений этих двух спутников с обоих марсоходов планируется использовать до более точного расчета орбит Фобоса и Деймоса и определения их формы.

Рентгеновское излучение Сатурна оказалось довольно необычным

В апреле прошлого года космический рентгеновский телескоп Chandra в течение почти 20 часов вел наблюдения за Сатурном. Результат этих наблюдений сильно озадачил ученых. Они ожидали увидеть картину, подобную той, что им раньше приходилось видеть на Юпитере, ведь и Юпитер и Сатурн принадлежат к одному классу планет - газовым гигантам. У Юпитера рентгеновское излучение концентрируется в окрестностях полюсов, а у Сатурна - в районе экватора. На представленном здесь снимке белыми линиями показаны экватор, контуры Сатурна и его колец.

Кроме того, выяснилось, что спектр рентгеновского излучения Сатурна оказался похож на рентгеновское излучение Солнца. А это указывает на то, что рентгеновское излучение Сатурна определяется рассеянием солнечного рентгеновского излучения в атмосфере этой планеты.

Вообще-то, у Сатурна существует довольно сильное магнитное поле, и его интенсивность должна быть максимальной в окрестности полюсов. Во время наблюдения излучение северной приполярной области блокировалось кольцами Сатурна, а южный полюс очень слабо излучал рентген, хотя по аналогии с Юпитером здесь следовало ожидать максимально интенсивного рентгеновского излучения, так как именно в районе полюсов должно происходить усиленное взаимодействие высокоэнергетичных частиц солнечного ветра с магнитным полем Сатурна. А такое взаимодействие обычно происходит с испусканием рентгеновского излучения. На Сатурне же наблюдается только сильное ультрафиолетовое излучение полярных сияний. Ученые, правда, не исключают возможность, что рентгеновское излучение по каким-то причинам концентрируется в окрестностях только северного полюса, который не был виден во время данных наблюдений.

Интересно также и то, что кольца Сатурна никак не проявились в рентгеновском диапазоне длин волн. Получается, что эти кольца гораздо слабее рассеивают рентгеновское излучение, чем сама планета.

В общем, загадок немало. Возможно, их удастся разрешить исследовательскому зонду Cassini, который должен выйти на орбиту Сатурна 1 июля этого года.

Hubble сфотографировал 10 тысяч древнейших галактик

Американские астрономы при помощи космического телескопа Hubble сделали фотографию самых далеких галактик, сообщает BBC News.

На этом единственном снимке, на создание которого понадобились четыре месяца, отображено около 10 тысяч галактик, расположенных на расстоянии около 13 миллиардов световых лет от Земли. Эти галактики расположены чуть ниже созвездия Ориона.

Последние научные гипотезы определяют возраст нашей Вселенной в 13,7 миллиардов лет. Это означает, что на фотографии, сделанной Hubble, отображены события, произошедшие около миллиарда лет после Большого Взрыва, в результате которого образовалась Вселенная.

Напомним, что в начале марта астрономы из Швейцарии и Франции объявили о том, что им удалось открыть самую отдаленную галактику, находящуюся на расстояние 13,23 миллиарда лет от Земли. Открытие было сделано при помощи гигантского телескопа, установленного в Южноевропейской Обсерватории (The European Southern Observatory) в Чили. Однако некоторые ученые считают, что данные, полученные при помощи Hubble более точны.

В метеорите обнаружены частицы силикатной межзвездной пыли

Аспирантка Университета Вашингтона в Сент-Луисе Анн Нгуен (Ann Nguyen) проделала титаническую работу. Она провела анализ примерно 59 тысяч пылевых частиц из метеорита Acfer 094, найденного в пустыне Сахара в 1990 г. Она искала в них частицы силикатной межзвездной пыли, то есть соли кремниевых кислот. Раньше их поиском занималась целая команда сотрудников той же лаборатории, которые просеяли около 100 тысяч песчинок, но безуспешно.

Анн отделяла одну частичку от другой в воде без использования химикатов, которые могли разрушить силикатные соединения. Кроме того, она использовала новый ионный зонд NanoSIMS (Secondary Ion Mass Spectrometer), с помощью которого можно определить отклонения в изотопном составе в объектах размером меньше микрона. И эти старания были вознаграждены: в одном из самых примитивных из известных метеоритов Анн Нгуен обнаружила 9 (девять) частичек силикатной межзвездной пыли размером от 0,1 до 0,5 мкм.

Впервые частицы межзвездной пыли в метеорите были обнаружены в 1987 г. Но то были частицы, состоящие из алмаза и карбида кремния. Потом в метеоритах находили и другие типы звездной пыли, но силикатов среди них не было. Однако спектры излучения звезд говорят о том, что силикатных частиц в их атмосферах должно быть много. Наша солнечная система образовалась из облака газа и пыли, составляющие части которого были раньше выброшены в космос взорвавшимися красными гигантами и сверхновыми. Из этой же пыли образовались астероиды и метеориты и этому теперь найдено новое экспериментальное подтверждение. Причем исследования эти были проведены в лаборатории, а не в обсерватории.

Китай построит телекоммуникационный спутник, устойчивый к помехам

В Академии космических технологий Китая разработан проект нового телекоммуникационного спутника SINOSAT-II, система связи которого, как утверждается, надежно защищена от воздействия внешних источников. Необходимость в таком спутнике возникла после нескольких атак на спутник SINOSAT, который сейчас находится на орбите. Вернее, "атаковали" не сам спутник, а транслируемый им сигнал. Чашу терпения китайских властей переполнил случай с трансляцией передачи о полете первого китайского космонавта в октябре прошлого года. Тогда члены запрещенной в Китае организации Falungong, заблокировали сигналы, передаваемые национальным телевидением через спутник SINOSAT.

Следует также отметить, что SINOSAT-II - это первый мощный телекоммуникационный спутник, разработанный в Китае исключительно собственными силами. Так что теперь Китай надеется еще и откусить часть мирового рынка телекоммуникационных спутников. Правда, дата вывода нового спутника на орбиту пока не названа.

Всего же в 2004 г. Китай собирается запустить на околоземные орбиты 10 спутников.

Остатки аппарата Beagle 2, возможно, обнаружены

Участники комиссии по расследованию причин неудачной посадки на Марс аппарата Beagle 2 проводит анализ всей доступной на данный момент информации. В частности, дополнительная съемка зоны предполагаемой посадки аппарата дала достаточно интересные результаты - на снимках удалось обнаружить четыре светлые точки, которые могут быть фрагментами Beagle 2.

По мнению некоторых из экспертов, эти точки могут соответствовать фрагментам самого посадочного модуля, его воздушных подушек-амортизаторов и парашюта. С другой стороны, скептики полагают, что светлые точки на снимках - это не более чем шум. Анализ района посадки также показал, что около 13% его площади занимают кратеры и холмы, что могло затруднить или сделать невозможной нормальную посадку аппарата.

Помимо снимков района посадки эксперты изучают и снимки, выполненные непосредственно после отстыковки Beagle 2 от орбитального аппарата Mars Express. На одном из этих снимков виден неопознанный объект, то есть, не исключено, что Beagle 2 мог развалиться еще до вхождения в атмосферу Красной планеты. Наконец, еще одна версия сводится к тому, что при создании подушек-амортизаторов был допущен просчет, и они не смогли обеспечить достаточного торможения в разреженной атмосфере Марса.

Поломка на марсоходе Opportunity

Американский марсоход Opportunity столкнулся 7 марта с непредвиденной проблемой. Аппарат должен был просверлить углубление в очередном камне под названием Flat Rock, однако сделать этого не смог - камень остался нетронутым. Данный факт вызвал небольшое замешательство в центре управления аппаратами, так как, судя по диагностической информации, с буром все было в порядке.

Разобраться в ситуации удалось лишь на следующий марсианский день. Более тщательная диагностика показала, что бур так и не коснулся поверхности камня, остановившись раньше времени. Причиной этого стал преждевременный останов на стадии поиска буром поверхности камня. В результате ложного срабатывания бур сверлил не сам камень, а марсианский воздух вокруг него. Основными причинами сбоя в центре управления считают пылевые отложения на буре или колебания температуры.

На следующий день Opportunity предпримет новую попытку просверлить злополучный камень. Чтобы ошибка на стадии поиска поверхности не повторилась исследователи планируют подать на бур повышенное напряжение. Параллельно с диагностикой бура Opportunity снял несколько мёссбауэровских спектров камня.

Катастрофа на Марсе принесла жизнь на Землю

Возможно, мы марсиане. Пока это научная теория. Некоторые ученые придерживаются теории о том, что жизнь зародилась на Марсе, чтобы потом эмигрировать на Землю миллионы лет назад, пишет сегодня итальянская газета La Stampa (перевод на сайте Inopressa).

Это теории, разрабатываемые десятки лет, но данные, полученные NASA в результате проводящихся космических исследований, вновь привлекли внимание к этой теме. Несколько дней назад американское космическое агентство сообщило, что один из марсоходов обнаружил доказательства присутствия на планете воды. Речь идет о косвенном доказательстве, основанном на обнаружении некоторых пород, которые миллионы лет назад должны были находиться под водой, судя по следам, оставшимся на их поверхности. Этого, однако, хватило, чтобы подогреть теорию о том, что, если была вода, значит, на Красной планете была и жизнь. И если сейчас на Марсе жизни нет, значит, по каким-то причинам она была уничтожена.

По мнению некоторых ученых, таких, как Эндрю Нолл из Гарвардского университета и Брюс Якоски из университета Колорадо, миллиарды лет назад Марс окутывала плотная атмосфера из двуокиси углерода. Это вещество сформировало некое подобие парникового эффекта, и на поверхности планеты образовались озера и океаны.

По подсчетам ученых, жизнь на Земле появилась 3,5-3,9 млрд лет назад. Возможно, на Марсе она появилась еще раньше, потому что условия были более благоприятными. Отсутствие тектонических подвижек и землетрясений способствовало тому, что химический состав атмосферы был иным, чем на Земле.

В этих условиях в результате фотосинтеза растений образовывалось больше кислорода, что облегчало развитие первых микроорганизмов. Кроме того, площадь Красной планеты в два раза меньше, чем поверхность Земли, которая весит в 10 раз больше, чем Марс. По этой причине, Марс оказался менее благоприятной мишенью для метеоритов, которые на протяжении 500 млн лет бомбардировали Землю и Марс, разрушая поверхность и испаряя океаны. Это, вероятно, предоставило микроорганизмам на Марсе еще один шанс для выживания.

Если эти теории верны, то остается лишь понять, почему на определенном этапе жизнь на Марсе исчезла, но при этом продолжалась на Земле. У ученых имеется семь основных версий.

Первая: микроорганизмы погибли в результате резкого снижения температуры. Углеродную атмосферу снесло в космос, а вулканическая деятельность была не настолько активной, чтобы возместить потери, и парниковый эффект, таким образом, закончился. Результат: Марс стал таким же, как Антарктида, но без атмосферы.

Вторая: микроорганизмы "высохли". Там, где марсоход Opportunity нашел камни, когда-то находившиеся под водой, обнаружено большое количество сульфатов, что позволяет предположить, что здесь было озеро.

Третья: жизнь угасла. Когда растения замерзли или высохли, они перестали производить кислород, и тогда наступил конец.

Четвертая версия: голод. По мере того, как вода исчезала или превращалась в лед, микроорганизмы "съели" все, что было можно, и умерли.

Пятая: они "зажарились". У Красной планеты не было магнитного поля, чтобы отражать солнечные ветры, и ее тонкая атмосфера не могла блокировать ультрафиолетовые лучи. Поэтому, мелкие организмы погибли.

Шестая: жизнь все еще существует, но она укрылась глубоко под поверхностью Марса. Эта самая оптимистичная идея основывается на факте, что и на Земле на глубине до одного километра живут микробы. Когда на поверхности условия оказались непригодными для жизни, мелкие организмы перебрались внутрь почвы. Кора Марса защищала их миллионы лет от космической и ультрафиолетовой радиации, а лед, оказавшийся под поверхностью, растаял и позволил этим организмам выжить.

По седьмой версии маленькие марсиане перебрались на какую-нибудь более гостеприимную планету, типа Земли. Когда метеориты начали бомбардировать поверхность, они произвели чудовищный эффект. Такие столкновения Марса с космическими телами были настолько сильны, что на Землю рикошетом попадали более мелкие метеориты - осколки пород Марса, такие, как были найдены в Антарктиде. Ученые пришли к выводу, что эти осколки никогда не разогревались до такой температуры, чтобы бактерии, находившиеся внутри, могли погибнуть, и таким образом жизнь с одной планеты перескочила на другую.

В последние годы были проведены и другие более глубокие исследования, их результаты свидетельствуют о том, что некоторые земные бактерии, как Bacillus subtilis и Deinococcus radiodurans могут в течение шести лет жить на космической орбите, перенося космическую радиацию и огромную силу, высвобождающуюся в результате взрыва, которым сопровождается падение метеорита. Спустя миллиарды лет эти маленькие организмы эволюционировали в более крупные, которые мы сегодня можем видеть на Земле, все они потомки марсиан.