12 марта 2004 г.

Phoenix, прототип европейского беспилотного "шаттла", успешно прошел серию наземных испытаний

Разгадана загадка магнитных полей Урана и Нептуна

Фудзияма, вид из космоса

Старт ракеты Atlas 3 отложен на сутки

На аэродроме в окрестностях Бремена была проведена серия рулежных испытаний беспилотного летательного аппарата Phoenix, который является прототипом будущего европейского транспортного корабля многоразового использования. Разработчиком этого аппарата является компания EADS SPACE Transportation.

Phoenix имеет вид самолета длиной 6,9 м с размахом крыльев 3,8 м и весом 1200 кг. Во время испытаний его возили на буксире по взлетной полосе со скоростью от 30 до 150 км/час. Основной целью этих испытаний была проверка способности Phoenix'а обнаруживать и автоматически корректировать отклонения от заданного направления движения на земле. В данном случае максимальное отклонение от "центральной линии" составляло 5 м. В этот момент буксир "отстегивался" и Phoenix должен был вернуться на нужный курс с помощью навигационной системы GPS и бортового компьютера, дававшего соответствующие сигналы о повороте носового колеса шасси. Проверялась также работа тормозной системы аппарата. Как сообщается, все испытания прошли успешно, и Phoenix продемонстрировал все заданные характеристики.

В реальных условиях Phoenix будет садиться со скоростью 255 км/час, и после посадки он должен будет сначала снизить скорость с помощью закрылков, а потом включить дисковые тормоза на колесах шасси.

Следующая серия испытаний будет уже летной. Ее планируется провести в мае в северной Швеции. С помощью вертолета Phoenix поднимут на высоту 2,4 км и сбросят вниз, после чего он должен совершить автоматическую посадку.

Разгадана загадка магнитных полей Урана и Нептуна

Уран - это седьмая планета от Солнца, которая относится к классу газовых гигантов. Уран показан вверху на снимке, сделанном космическим телескопом Hubble с использованием инфракрасных фильтров (здесь видны полосы в атмосфере Урана, его тонкие кольца и несколько его спутников). Ось вращения Урана почти перпендикулярна плоскости его орбиты, и поэтому он как бы катится по своей орбите, лежа на боку.

Первые подробные снимки Урана сделал в 1986 г. американский исследовательский зонд Voyager 2. Кроме того, с помощью аппаратуры этого зонда удалось определить, что магнитное поле Урана совсем непохоже на магнитные поля Земли, Юпитера или Сатурна. Магнитные поля упомянутых планет по своей структуре похожи на магнитное поле стержневого магнита, у них северные и южные полюса располагаются примерно вдоль оси вращения планеты.

Потом Voyager 2 пролетел мимо Нептуна (восьмой планеты от Солнца) и выяснилось, что с его магнитным полем дела тоже неладны. Оказалось, что магнитные поля Урана и Нептуна образованы как бы двумя стержневыми магнитами. То есть у них два южных и два серверных полюса.

Объяснение этому факту дано в новой теории, опубликованной на этой неделе в журнале Nature. Ее авторами являются научные сотрудники Гарвардского университета Джереми Блоксхэм (Jeremy Bloxham) и Сабин Стэнли (Sabine Stanley). Они считают, что внутреннее строение Урана и Нептуна совсем не такое, каким его считали раньше.

Магнитные поля планет образуются как в динамо-машине: под поверхностью планеты существует электропроводная жидкость, которая приводится в движение неким внутренним источником энергии. Например, у Земли есть внутреннее твердое ядро, которое омывается слоем расплавленного металла, и эта токопроводящая жидкость перемещается под действием вращения Земли вокруг собственной оси и конвекционных токов, переносящих тепло от ядра к поверхности. В газовых гигантах Юпитере и Сатурне, в отличие от твердой Земли, магнитное поле, как предполагается, образуется при движении толстого подповерхностного слоя водорода, который сжат мощным гравитационным полем до такого состояния, что представляет собой электропроводный "суп" из протонов и электронов.

По мнению Блоксхэма и Стенли, внутри Урана и Нептуна слой токопроводящей металлической жидкости, совершающей конвекционное движение, очень тонкий. Поэтому генерируемое ею магнитное поле располагается лишь в тонкой оболочке, расположенной непосредственно под поверхностным слоем газообразного водорода. Из-за такой структуры магнитное поле ведет себя неустойчиво. Оно может легко отклоняться от оси вращения планеты и "раздваиваться", в результате чего образуются парные магнитные полюса. Составленная авторами компьютерная модель внутреннего строения Урана и Нептуна дает ту же странную картину магнитных полей этих планет, зафиксированную зондом Voyager 2.

Правда, строгое подтверждение правильности данной теории можно будет получить лишь после более тщательных экспериментальных исследований магнитных полей Урана и Нептуна. Но пока никаких научных аппаратов к этим планетам отправлять не планируется.

Фудзияма, вид из космоса

Это - Фудзияма. Эта фотография эта была сделана 28 февраля 2004 г. с борта Международной космической станции, то есть с высоты около 400 км. Фудзияма - самая высокая вершина Японии (3776 м над уровнем моря), которая является "священной горой" для японцев. Находится она на острове Хонсю в 110 км от Токио. Фудзияма - вулкан. Об этом свидетельствует видный на фотографии вершинный кратер довольно правильной формы. Его глубина - около 250 м, а диаметр - около 500 м. 10 месяцев в году вершина Фудзиямы покрыта снегом, что мы также видим на снимке. Следует также отметить, что Фудзияма - действующий вулкан. Его последнее извержение состоялось в 1707 г., правда, тогда лава выливалась не из центрального кратера, а из бокового (он виден слева от центрального кратера на границе снежного покрова).

Старт ракеты Atlas 3 отложен на сутки

Запуск ракеты Atlas 3A с японским телекоммуникационным спутником MBSAT должен был состояться на мысе Канаверал минувшей ночью в 0:41 по местному времени. Однако компания Space Systems/Loral, построившая этот спутник, попросила перенести запуск на сутки. О причинах такого переноса официального заявления сделано не было. Компания Lockheed Martin, которая является производителем ракеты Atlas 3A, в свою очередь объявила, что ракета-носитель находится в добром здравии и с ней никаких проблем нет.

Новая попытка старта будет предпринята сегодня ночью в 0:40 по местному времени (в Москве будет утро 13 марта 8:40). Длительность окна запуска составляет 90 минут. Обратный отсчет будет начат сегодня 12 марта в 15:50 по местному времени (23:50 мск).

Напомним, что в первой ступени ракеты Atlas 3A установлен российский двигатель РД-180.