15 марта 2004 г.

Сгустки на кольцах Сатурна

Телескоп Spitzer обнаружил 10-ю планету Солнечной системы

По дороге к комете зонду Rosetta предстоит исследовать два астероида

Spirit добрался до кратера Бонневиль

Космический телескоп Hubble будет ремонтировать робот?

Ракета Atlas 3 вывела на орбиту спутник, который будет транслировать видео на портативные устройства

Вступил в строй новый российский спутник связи

В России сменится космическое руководство

Причиной катастрофы модуля Beagle-2 мог стать НЛО

Сгустки на кольцах Сатурна

Сейчас к Сатурну направляется исследовательский зонд Cassini, которому 1 июля этого года предстоит выйти на орбиту этой планеты. Перед этим зондом стоит множество задач и одна из них состоит в том, чтобы определить природу "сгустков" на кольцах Сатурна.

Эти сгустки во внешнем тонком кольце F запечатлела камера зонда 23 февраля этого года при съемке с расстояния 62,9 млн км. Съемка велась с использованием зеленого светофильтра для длины волны 568 нм. Разрешение этой фотографии составляет 377 км на пиксел. Были сделаны 2 фотографии с разницей в 2 часа, и они продемонстрировали, что сгустки движутся вокруг Сатурна вместе со всеми остальными частицами кольца. Направление этого движения совпадает с направлением вращения Сатурна. Основная часть кольца F имеет в ширину всего 50 км и с расстояния, на котором находится Cassini, это кольцо даже не везде просматривается, поэтому специалистам пришлось сделать изображения более контрастными, чтобы можно было различить само кольцо и имеющиеся сгустки.

В 1980 и 1981 годах мимо Сатурна пролетали два американских зонда серии Voyager. Именно они первыми увидели эти сгустки. Пока специалисты не пришли к единому мнению, что собой представляют эти сгустки и как они образовались. Среди предложенных гипотез фигурируют бомбардировки мелкими метеоритами и столкновения между частицами самого кольца F. Возможно, Cassini сможет как-то помочь в разрешении этой проблемы.

Телескоп Spitzer обнаружил 10-ю планету Солнечной системы

Недавно запущенный космический телескоп Spitzer обнаружил новую планету, вращающуюся вокруг Солнца по дальней орбите. Обнаруженная астрономами планета названа Седной по имени эскимосской богини океана.

Седна имеет около 2000 км в диаметре и, вполне возможно, даже больше Плутона, который составляет 2250 км в поперечнике. По предварительным подсчетам, Седна находится от Земли на расстоянии примерно 10 миллиардов километров, пишет The Australian. Раньше планету Седна наблюдал другой космический телескоп - Hubble. Подробности открытия будут оглашены американским космическим агентством NASA сегодня.

Новая планета обнаружена в области космоса, называемой Поясом Койпера (ПК). В нем существует множество космических объектов, как мелких, так и достаточно крупных. Астрономы полагают, что исследование этого сектора космоса крайне перспективно.

"Седна очень большая. Она расположена гораздо дальше, чем другие объекты, которые мы когда-либо открывали. Я полагаю, что у нас впереди много новых открытий", - говорит Майкл Браун из Калифорнийского технологического университета. Именно в ходе его исследований была обнаружена новая планета.

Седна стала самым крупным космическим объектом в Солнечной системе, обнаруженным астрономами с 1930 года, когда был открыт Плутон. Сразу же после того, как было объявлено об обнаружении "нового объекта", в среде ученых возобновилась дискуссия о том, чем же все-таки является "находка". Некоторые астрономы полагают, что Седна - это настоящая планета. Другие - что это лишь крупный космический объект. В пользу первой версии говорит тот факт, что Седна имеет свою собственную орбиту, которую она не меняет.

"Это весело, это увлекательно, но давайте не будем забываться", - говорит профессор сиднейского Macquarie University Пол Дэвис. Ученый считает, что называть Седну планетой - неправильно.

Отметим, что спор этот разгорается среди астрономов не впервые. Ряд ученых считает, что Плутон также не является планетой, а просто один из наиболее крупных космических объектов. Другие же ученые полагают, что Плутон - это самая настоящая планета, и эта группа явно признает Седну планетой. Седна станет 10-й планетой в нашей Солнечной системе.

По дороге к комете зонду Rosetta предстоит исследовать два астероида

Европейский зонд Rosetta отправился к комете Чурюмова-Герасименко 2 марта этого года. Путь ему предстоит долгий - 10 лет. За это время Rosetta должна будет сделать 4 витка вокруг Солнца и совершить три маневра в гравитационном поле Земли и один - в поле Марса. По дороге Rosetta также будет заниматься научными исследованиями. На прошлой неделе группа специалистов Европейского космического агентства, которая работает по этому проекту, объявила о выборе двух астероидов, наблюдения которых с относительно близкого расстояния должен будет провести зонд Rosetta.

Вообще-то о включении в программу полета исследований одного или более астероидов говорилось с самого начала работы над этим проектом. Но выбрать конкретные астероиды-кандидатуры можно было только после вывода зонда на околосолнечную орбиту, когда стало ясно, сколько именно топлива осталось на борту аппарата для выполнения данной миссии.

Итак, выбор сделан. Зонду Rosetta предстоит исследовать два астероида: Стейнс и Лютеция. Стейнс - это относительно небольшой астероид размером в поперечнике несколько километров. Встреча с ним произойдет во время первого пролета зонда через пояс астероидов. 5 сентября 2008 г. Rosetta пролетит мимо астероида Стейнс на расстоянии около 1700 км. Относительная скорость движения зонда и астероида Стейнс составит 9 км/с. Лютеция - это довольно крупный астероид, его размер в поперечнике составляет около 100 км. Встреча с ним назначена на 10 июля 2010 г. Rosetta пролетит мимо него на расстоянии около 3000 км с относительной скоростью 15 км/с. Это произойдет во время второго пролета зонда через пояс астероидов.

Зонд должен будет провести съемку эти астероидов, измерить температуру поверхности, определить наличие вокруг них пыли и газа, а также получить другую информацию, на основе которой можно будет вычислить массу и плотность астероидов.

Spirit добрался до кратера Бонневиль

Марсоход Spirit завершил свое путешествие к кратеру Бонневиль, продолжавшееся последние несколько недель. Этот кратер является достаточно крупным - его диаметр составляет около 150 метров, что в десять раз превосходит диаметр кратера, в который совершил посадку второй марсоход Opportunity. Глубина Бонневиля составляет около 15 метров. Кратер представляет заметный интерес для ученых, поскольку позволяет получить данные о строении глубинных слоев грунта Красной планеты. Собственные средства марсохода позволяют, в лучшем случае, заглянуть всего на несколько сантиметров вглубь грунта.

В настоящее время Spirit находится на самом краю кратера и производит его съемку с помощью панорамной фотокамеры и термоэмиссионного спектрометра. Эти приборы позволяют на расстоянии определить примерный характер и состав пород в кратере. Основываясь на полученной информации, в NASA примут решение о том, стоит ли марсоходу спускаться в Бонневиль. Пока на фотографиях не удалось обнаружить образования, аналогичные выходу породы в месте посадки аппарата Opportunity.

Всего за время работы на Красной планете Spirit проделал путь в 335 метров. Движение к кратеру аппарат осуществлял достаточно короткими кусками, периодически останавливаясь для изучения окружающей местности. В свою очередь, Opportunity готовится выбраться из своего кратера для поиска минерала гематита. Этот минерал обычно формируется во влажных условиях и весьма распространен на Полуденной равнине Марсе. Однако в кратере, в котором находится Opportunity, гематита практически нет. Ученые полагают, что данный минерал был выброшен за пределы кратера при ударе метеорита о грунт.

Космический телескоп Hubble будет ремонтировать робот?

Американское космическое агентство NASA в середине января после "эпохальной" речи Буша о новой космической программе США объявило об отмене по соображениям безопасности экспедиции астронавтов к космическому телескопу Hubble для его модернизации и ремонта. Это вызвало бурю негодования среди научной общественности, так как, списывая уникальный телескоп в утиль, NASA не сможет ничего предложить взамен, во всяком случае до 2011 года, когда на орбиту должны отправить новый телескоп James Webb (пока еще неизвестно, будут ли соблюдены эти сроки).

Зашевелились и конгрессмены, они потребовали создать специальную независимую комиссию, которая смогла бы объективно оценить опасность отправки "шаттла" к телескопу. Во всяком случае сенатор Барбара Микульски, которая возглавляет кампанию за сохранение телескопа Hubble, уже поинтересовалась мнением на этот счет отставного адмирала Гемана, который возглавлял комиссию по расследованию причин катастрофы "шаттла" Columbia. Он ответил, что экспедиция астронавтов к телескопу будет ненамного рискованней экспедиций на МКС (а их прекращать не планируется).

На прошлой неделе NASA сделало очередное заявление по поводу телескопа Hubble. Оказывается, теперь рассматривается возможность отправки к нему робота, который и должен будет произвести работы, необходимые для сохранения телескопа. По словам администратора NASA Шона О'Кифа (Sean O'Keefe) соответствующий запрос об исследовании возможности такого проекта уже отправлен в Национальную академию наук. О'Киф также сказал, что академия рассмотрит и возможность отправки к телескопу астронавтов, но "скорее всего, мы не сможем сделать это". По его словам, уже есть очень перспективные проекты по продлению жизни телескопа автоматическими средствами, и их реализация выглядит более вероятной, чем отправка пилотируемой миссии с выполнением всех новых рекомендаций по обеспечению безопасности полетов.

13 марта в 0:40 по местному времени на мысе Канаверал состоялся запуск ракеты Atlas 3, на борту которой находился телекоммуникационный спутник MBSAT. Этот старт ранее был отложен на сутки из-за каких-то так и неназванных проблем со спутником. Во время старта ракета отработала нормально (в ее первой ступени установлен российский двигатель РД-180) и за 9 минут вывела разгонный блок Centaur со спутником на временную орбиту. Затем включился двигатель разгонного блока и в конце концов спутник оказался на переходной эллиптической геосинхронной орбите с параметрами 35,84 тыс. км на 183 км и наклонением 24,82 градуса к экватору. Далее спутнику предстоит с помощью собственного двигателя выйти на круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км.

Спутник MBSAT (Mobile Broadcasting Satellite) принадлежит японской компании Mobile Broadcasting Corp. и южно-корейской компании SK Telecom. Он будет транслировать видео формата MPEG-4, музыкальные программы CD-качества и другие данные на карманные приемники, сотовые телефоны и другие портативные устройства на территории Японии и Южной Кореи.

Вступил в строй новый российский спутник связи

Россия приступила к эксплуатации нового спутника связи "Экспресс-АМ22", который был выведен на околоземную орбиту 29 декабря 2003 года. Об этом сообщает агентство РИА "Новости" со ссылкой на государственное предприятие "Космическая связь".

В настоящее время "Экспресс-АМ22" находится в позиции 53° восточной долготы на геостационарной орбите. Космический аппарат будет обеспечивать услугами связи и телевещания жителей России на территории от Калининграда до Урала, а также жителей стран СНГ, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Новый космический аппарат предназначен для обеспечения цифрового телерадиовещания, телефонии и широкополосного доступа к интернету.

"Экспресс-АМ22" стал первым из пяти спутников серии "Экспресс-АМ", производство и запуск которых предусмотрены Федеральной космической программой России в период до 2005 года. Спутник по заказу предприятия "Космическая связь" разработан НПО прикладной механики им. Решетнева совместно с французской компанией Alcatel Space. Он оснащен 24 приемо-передающими ретрансляторами Ku-диапазона (полоса 54 МГц). Гарантийный срок работы спутника составляет 12 лет.

В России сменится космическое руководство

В руководстве российской космонавтики наметились кадровые перестановки. Ранее, 9 марта, в соответствии с указом президента России "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) было преобразовано в Федеральное космическое агентство. При этом имевшееся у Росавиакосмоса функции по принятию нормативных правовых актов были переданы Министерству промышленности и энергетики РФ. Наконец, в ведение Федерального космического агентства более не входят вопросы, связанные с авиацией.

Практически сразу после образования Федерального космического агентства появилась и информация о смене руководства российской космонавтикой. Первоначально такая информация не получала официального подтверждения. Однако 12 марта исполнявший до последнего времени обязанности главы Росавиакосмоса Юрий Коптев сообщил РИА "Новости", что не останется работать в Федеральном космическом агентстве.

Основным кандидатом на должность главы нового агентства назывался Анатолий Перминов, до настоящего времени командовавший Космическими войсками России. На его место, в свою очередь, прочат нынешнего начальника штаба Космических войск и первого заместителя нынешнего их командующего Владимира Поповкина. Позднее источник в правительстве подтвердил информацию о назначении Перминова на пост главы Федерального космического агентства.

Причиной катастрофы модуля Beagle-2 мог стать НЛО

Европейские ученые, проанализировавшие фотографии модуля Beagle-2, сделанные в момент его отделения от станции Mars-Express, утверждают, что рядом с модулем виден Неопознанный Летающий Объект.

Таинственная "точка" на фотографии уже стала объектом самого пристального изучения. Ученые не исключают, что именно НЛО мог стать причиной катастрофы европейского модуля, сообщает Scotsman.com.

Причиной катастрофы модуля также могла стать и ошибка в расчетах. На заседании в Лондоне, обсуждалась гипотеза, согласно которой Beagle-2 разбился о поверхность Марса из-за того, что атмосфера оказалась более разряженной, чем предполагалось.

На фотографиях места падения модуля видны четыре яркие точки (ученые их называют "ниткой жемчуга"), которые, по мнению ученых могут быть осколками Beagle-2. Среди других версий гибели модуля - удар метеорита и банальное невезение.