16 марта 2004 г.

Подробности о "десятой планете" Солнечной системы

Туманность Henize 206: молодые звезды рождаются на обломках старой

Вид Земли с другой планеты

Первый в этом году коммерческий запуск ракеты "Протон-М"

Египет решил завести себе разведывательный спутник

В чилийской пустыне построят новый 25-метровый инфракрасный телескоп

Как отбирают российских космонавтов: трое суток в заточении без сна

Нейл Армстронг поддержал стремление Буша вернуться на Луну

Подробности о "десятой планете" Солнечной системы

Американское космическое агентство и Калифорнийский технологический институт представили подробную информацию о сенсационном открытии, сделанном в поясе Койпера на дальних окраинах Солнечной системы. Как уже сообщалось, американские астрономы с помощью орбитального телескопа "Спицер" и ряда наземных обсерваторий в Испании, Чили и США обнаружили самый крупный объект после Плутона - девятой планеты Солнечной системы, открытой в 1930 году. Неизвестное ранее небесное тело было названо Седной в честь эскимосской богини моря.

Ученые установили, что Седна обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите. В настоящее время объект находится на расстоянии около 13 млрд. км от центра Солнечной системы, а в самой дальней точке орбиты расстояние от планетоида до Солнца достигает 130 млрд. км. Один оборот вокруг Солнца Седна делает за 10500 земных лет. По размерам Седна занимает промежуточную позицию между Плутоном и обнаруженным ранее гигантским астероидом Кваваром. По расчетам исследователей, Седна имеет около 1700 км в поперечнике.

Снимки, с помощью которых обнаружили Седну

Геометрия орбиты Седны заставила исследователей вспомнить о поясе Оорта - скоплении астероидов с сильно вытянутой эллиптической орбитой. Именно из этого пояса, вероятно, ведут происхождение многие кометы. По предположениям ученых, пояс (или облако) Оорта окружает Солнце и простирается до половины расстояния между Солнцем и системой Альфы Центавра - самой близкой к Солнцу звездной системы. Однако Седна расположена примерно в десять раз ближе к Земле, чем предполагаемый пояс Оорта.

Сравнительные размеры Седны и других объектов Солнечной системы

Еще одной необычной чертой Седны является то, что планетоид имеет красноватую окраску. По этой характеристике Седну превосходит только Марс. Имеются также косвенные доказательства наличия у Седны спутника, однако обнаружить его современными средствами наблюдения не представляется возможным. В ближайшие 72 года Седна будет приближаться к Земле, что позволит лучше изучить этот необычный объект, который некоторые уже называют десятой планетой Солнечной системы. Впрочем, такая характеристика Седны весьма спорна: не все астрономы до сих пор признают статус планеты даже за Плутоном.

Туманность Henize 206: молодые звезды рождаются на обломках старой

Туманность Henize 206 находится на расстоянии 163 тыс. световых лет от нас в соседней галактике Большое Магелланово Облако. Представленный здесь снимок туманности Henize 206 был сделан недавно инфракрасным космическим телескопом Spitzer. Эта туманность содержит сотни или даже тысячи молодых звезд, возраст которых составляет от 2 до 10 млн лет (нашему Солнцу около 5 млрд лет). Такое обилие "молодежи" в этой туманности объясняется произошедшим здесь катаклизмом: массивная звезда взорвалась как сверхновая и выбросила в космос огромные массы материи, а образовавшиеся при взрыве ударные волны сжали окружающие звезду облака газа и пыли. В результате в окрестностях старой звезды были запущены процессы образования сгустков материи, из которых в итоге сформировались новые звезды. Вот такой круговорот материи в природе.

Представленный здесь снимок Henize 206 сделан в ИК-диапазоне длин волн (в видимом диапазоне часть звезд, утопающих в облаках космической пыли, осталась бы невидимой). Конечно, цвета на этой картине не соответствуют реальным. Астрономы специально расцвечивают такие картинки, чтобы выявить характерные особенности объекта. Молодые звезды здесь показаны как яркие белые пятна, а облака газа и пыли имеют, синий, зеленый и красный цвета.

Туманность Henize 206 была открыта в начале 1950-х годов Карлом Хенайзом (Karl Henize), по фамилии которого она и получила свое название. Карл Хенайз впоследствии стал астронавтом NASA и в 1985 г. летал в космос на "шаттле" Challenger. Умер он в 1993 г. в возрасте 66 лет в Гималаях во время восхождения на Эверест.

Земля на марсианском небе

Вид Земли с другой планеты

Американское космическое агентство опубликовало выполненные марсоходом Spirit снимки ночного неба Красной планеты. Одним из наиболее интересных стал снимок, показывающий небо Марса за час до восхода Солнца. На этом снимке впервые запечатлена Земля с поверхности другой планеты. Показанный снимок скомпонован из нескольких фотографий, выполненных навигационными камерами марсохода (из этих снимков взято небо в целом) и фотографии, выполненной панорамной камерой марсохода (на ней, собственно, и видно Землю). При этом, поскольку Земля на марсианском небе выглядит тускло, контрастность снимка была увеличена вдвое. Чувствительности цветной камеры марсохода для обнаружения на небе Земли недостаточно.

Первый в этом году коммерческий запуск ракеты "Протон-М"

Сегодня 16 марта в 2:06 по московскому времени на космодроме Байконур состоялся запуск ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Ракета вывела в космос телекоммуникационный спутник W3A, стартовый вес которого составляет 4250 кг. Принадлежит этот спутник европейской компании Eutelsat, а построен он был компанией EADS Astrium. После выхода на заданную орбиту он в течение 15 лет должен будет обслуживать системы связи на территории Европы и северной Африки.

Вывод этого спутника на заданную орбиту производится в несколько приемов. На первом этапе, который продолжался 10 минут отработали три ступени самой ракеты "Протон-М", и разгонный блок со спутником оказались на суборбитальной траектории. Следующий этап вывода спутника на переходную геосинхронную орбиту займет 9 часов. За это время должно быть произведено пять включений двигателя разгонного блока "Бриз-М".

После первого такого включения, которое продолжалось примерно 7 минут, разгонный блок со спутником оказались на круговой орбите высотой 182,7 км и наклонением 51,6 градусов к экватору.

Во время следующих четырех включений двигателя высота орбиты должна постепенно увеличиваться, а ее наклонение - уменьшаться. В итоге спутник W3A должен оказаться на эллиптической геосинхронной орбите с параметрами 35,7 тыс. на 4 тыс. км и наклонением 13 градусов к экватору. Затем уже с помощью собственного бортового двигателя спутник W3A должен будет выйти на круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором над точкой с координатой 7 градусов восточной долготы.

Египет решил завести себе разведывательный спутник

Правительство Египта намерено в ближайший год, максимум - два, запустить свой первый разведывательный спутник. Правда, по заявлению властей, предназначаться этот спутник будет для гражданских исследований, которые будут проводиться с помощью и участием западных стран. Проектом этим будет заниматься министерство научных исследований Египта.

Однако, очевидно, что гражданскими задачами спутник наверняка не ограничится. К тому же если учесть, что в Израиле в августе прошлого года была принята программа разработки и запуска военных спутников, в том числе которые спутника Ofeq нового поколения с оптической системой сверхвысокого разрешения. Арабские страны, в первую очередь Египет и Саудовская Аравия, сочли, что доминирование Израиля в космосе может стать большой проблемой и поэтому решили подготовить "симметричный" ответ.

В чилийской пустыне построят новый 25-метровый инфракрасный телескоп

На севере Чили в высокогорной пустыне Атакама очень благоприятный климат для астрономических наблюдений. Здесь практически всегда безоблачное небо, а среднее количество осадков составляет всего 50 мм в год. Поэтому здесь построено уже несколько мощных телескопов. Скоро к ним присоединится еще один. Это будет 25-метровый инфракрасный телескоп, строительством которого планируют заняться Корнеллский университет и Калифорнийский технологический институт.

На этап предварительного проектирования уже выделено 2 млн дол. Общая же стоимость нового телескопа составит порядка 60 млн дол. Предполагается, что "первый свет" он увидит в 2012 г. Телескоп Cornell-Caltech будет работать в дальнем ИК-диапазоне длин волн, то есть на длинах волн длиннее 0,2 мм, (их еще называют субмиллиметровыми волнами).

Он будет построен на высоте более 5000 м, где влага в атмосфере уже практически отсутствует, то есть условия для такого ИК-телескопа будут почти идеальными (водяной пар поглощает ИК-излучение указанного диапазона). Как сообщается, это будет самый чувствительный телескоп субмиллиметрового диапазона в мире. Причем по чувствительности он в 30 раз превзойдет нынешние самые чувствительные субмиллиметровые телескопы. Поэтому с помощью этого телескопа астрономы смогут исследовать процесс формирования звезд в эпоху образования первых галактик во Вселенной.

Кроме того, с помощью телескопа планируется исследовать крупномасштабные волокнистые структуры во Вселенной и газопылевые диски вокруг звезд, где может идти формирование новых планет (обычные телескопы видимого диапазона длин волн не могут увидеть то, что происходит в облаках пыли).

Как отбирают российских космонавтов: трое суток в заточении без сна

Российского космонавта Сергея Жукова на пять дней изолировали от внешнего мира. Как сообщил ИТАР-ТАСС главный врач Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Валерий Моргун, "сегодня в ЦПК впервые за последние 5 лет началась серия обследований в сурдокамере новичков, набранных в отряд в прошлом году". "В специальном помещении испытуемый проводит пять суток в полной изоляции, из них три дня и две ночи подряд без сна", - уточнил он.

"За время "заточения" космонавт постоянно находится под пристальным наблюдением врачей и психологов, которые видят на мониторе все его действия и слышат его голос", - рассказал ИТАР-ТАСС начальник психологической лаборатории ЦПК Сергей Поликанов. На теле космонавта закреплены датчики, которые позволяют непрерывно получать телеметрическую информацию о состоянии его здоровья. Сам испытуемый, по словам Поликанова, "изолирован от всех звуков окружающего мира и получает команды с помощью специальных кодированных световых сигналов".

"Благодаря постоянным наблюдениям и серии психологических тестов мы можем оценить индивидуальные психологические особенности космонавта, его реакции и утомляемость, чтобы затем дать рекомендации при составлении экипажа", - пояснил Поликанов. Сергей Жуков перед "заточением" признался, что "настраивался на эксперимент две недели". 49-летний ученый-физик, который был зачислен в отряд космонавтов со второй попытки, сказал, что "испытывает только радостное волнение, поскольку шел к этому всю жизнь".

С собой в "камеру" он взял фотографию маленького сына Егора, коллективное фото отряда и маленькую иконку Николая-Чудотворца. Заполнять досуг космонавт планирует чтением книг и решением головоломок.

Нейл Армстронг поддержал стремление Буша вернуться на Луну

Первым вступивший на Луну американский астронавт Нейл Армстронг (Neil Armstrong) заявил о том, что граждане США должны поддержать космическую программу, предложенную президентом Джорджем Бушем. Речь в ней о возобновлении полетов к спутнику Земли и пилотируемой экспедиции на Марс.

По информации сайта телекомпании CNN, астронавт считает, что затраты на воплощение этих планов вполне приемлемы, а связанные с ними риски надо принять, так как они могут окупиться будущими достижениями.

"Наш президент предложил снова сконцентрироваться на освоении Солнечной системы и раздвижении горизонтов человечества. Это достойная задача с хорошей переспективой", - сказал 73-летний астронавт в четверг, получая награду Фонда космических достижений.

Как считает Армстронг, успех планов Буша зависит от того, смогут ли вокруг них объединиться ученые, правительство и аэрокосмическая промышленность. Новая программа предусматривает возвращение американцев на Луну не позже 2020 года и строительство там постоянной базы и последующая подготовка к полету на Марс.

Кроме того, к 2010 году должно прекратиться использование шаттлов, тогда Буш хотел бы выйти из программы МКС. Для этих целей президент США предложил увеличить бюджет NASA на один миллиард долларов, а на саму программу дополнительно тратить по 11 миллиардов долларов ежегодно.

"Наша экономика вполне может себе это позволить, но общество должно поверить в то, что результат заслуживает таких вложений", - сказал Армстронг.

Между тем, его коллега Джон Гленн (John Glenn), первым из американцев совершивший орбитальный полет, считает президентскую программу неразумной.

"Мы собираемся по собственной воле прекратить одни из самых уникальных исследований за всю историю. Теперь мы позволим другим странам провести эти исследования и получить свою выгоду. Не думаю, что это правильно. Я бы назвал это ошибкой", - заявил Гленн.

По его мнению, прекращение работы на МКС реально позволит сэкономить не более 2,5 миллионов долларов, но при этом лишит ученых уникальной возможности вести свои эксперименты и погубит уже инвестированные в это деньги.

Проект лунного космодрома также не вызвал у него одобрения из-за своей сложности и дороговизны. "Это все равно, что построить Мыс Канаверал на Луне. Он был бы меньше и компактнее, но, я уверен, гораздо сложнее. Мне кажется, что полет с Земли гораздо перспективнее. Мы потратим все деньги на Луну, и на Марс у нас ничего не останется", - заявил астронавт.