17 марта 2004 г.

Марсоходы изучают метеоритные кратеры

Опубликован каталог объектов звездного неба объемом 6 Тбайт

Орбитальный модуль корабля первого китайского космонавта завершил научные эксперименты

Умер создатель первого американского спутника

Плутон могут исключить из числа планет в связи с открытием Седны

У обитателей МКС такие же проблемы со здоровьем, что и на станции "Мир"

Китайцы вычеркивают Великую Китайскую стену из списка объектов, видных из космоса

Марсоходы изучают метеоритные кратеры

Американские марсоходы Spirit и Opportunity продолжают свою научную миссию на Красной планете. На нынешней неделе оба аппарата исследуют метеоритные кратеры. Spirit, недавно добравшийся до кратера Бонневиль, продолжает двигаться по его краю и проводить поиск интересных объектов для подробного изучения. Opportunity, в свою очередь, приближается к завершению исследований в кратере, в который аппарат совершил посадку и в котором обнаружил свидетельства наличия на Марсе жидкой воды.

Spirit провел на краю Бонневиля уже несколько дней. Все это время аппарат фотографировал кратер и его окрестности и исследовал их с помощью своего миниатюрного термоэмиссионного спектрометра. Кроме поверхности планеты аппарат посвятил значительно время и наблюдением за марсианским небом. Наиболее интересные объекты Spirit, как и раньше изучает с помощью микроскопа, рентгеновского и мёссбауэровского спектрометров. Впрочем, никаких сенсационных находок марсоход пока не сделал. Среди информации, переданной Spirit на Землю стоит отметить цветной панорамный снимок кратера Бонневиль.

Opportunity, тем временем, завершает исследование выхода плотной породы на одной из стенок своего "посадочного" кратера. Эти исследования уже дали массу интересных результатов. За последние дни марсоход заснял и получил спектрограммы целого ряда заинтересовавших ученых объектов. Последним экспериментом в кратере станет проверка механической прочности выходящей на поверхность породы. Для этого марсоход попытается с помощью левого переднего колеса поцарапать камень с условным названием Carousel. После этого Opportunity выедет из кратера для изучения грунта за его пределами.

Опубликован каталог объектов звездного неба объемом 6 Тбайт

Работы по проекту SDSS (Sloan Digital Sky Survey) начались в мае 1998 г. и пока его финансирование утверждено до конца лета 2008 г. Цель этого проекта - составить подробную карту четвертой части звездного неба с определением координат и яркостей всех обнаруженных объектов и расстояний до миллиона галактик и квазаров. В этом проекте принимают участие более 200 астрономов из 13 астрономических организаций разных стран мира.

Первый каталог данных, собранных по проекту SDSS, был опубликован в 2003 г. Он содержал информацию о 50 млн объектов, в том числе спектры и величины красного смещения для почти 200 тыс. объектов. На этой неделе руководство проекта SDSS опубликовало второй каталог, куда вошли данные наблюдений за последние два года. Объем этого каталога вместе с цифровыми фотографиями составил 6 Тбайт, из них 2 Тбайта занимает база данных со средствами поиска информации. В этом каталоге есть данные о более чем 88 млн объектах, в том числе спектры и красные смещения для 350 тыс. объектов (в их числе 260 тыс. галактик, 36 тыс. квазаров и 48 тыс. звезд). Пока в каталог вошли объекты, максимальная звездная величина которых составляет 22,2.

Доступ к этой информации можно получить на Web-сайте проекта SDSS или на сайте SkyServer.

Вот, например, один из снимков из этого каталога. Это шаровое скопление Messier 13, которое находится в созвездии Геркулеса на расстоянии 25 тыс. световых лет от Солнца. В это скопление входит около миллиона звезд. Этот снимок был получен из нескольких фотографий, сделанных с помощью пяти разных светофильтров, поэтому на нем можно различить красные гиганты и голубые звезды.

Как известно, первый пилотируемый полет китайского космического корабля Shenzhou состоялся 15 октября 2003 г. Продолжался он менее суток (21 час). За это время корабль совершил 14 витков вокруг Земли, после чего от него отделился спускаемый аппарат с первый китайским тайконавтом Янгом Ливеем, который приземлился на территории Внутренней Монголии.

А орбитальный модуль корабля Shenzhou 5 остался тогда на околоземной орбите. На его борту были научные приборы, которые занимались измерением параметров космической среды, окружающей аппарат, в частности проводился эксперимент по мониторингу изменений магнитного поля Земли во время солнечных вспышек. Все эти данные передавались на Землю с помощью бортовой системы связи. Этой деятельностью орбитальный модуль занимался 152 дня, и теперь официально объявлено о завершении научной программы данного полета.

Вообще китайский корабль Shenzhou состоит из трех модулей: двигательного, орбитального и спускаемой капсулы. Причем орбитальный модуль может находиться на орбите в течение максимум семи месяцев после запуска. Семи месяцев со дня октябрьского полета Shenzhou 5 еще не прошло, но, как было объявлено, по завершении научных экспериментов орбитальный модуль Shenzhou 5 будет постепенно снижаться под действием трения в верхних слоях атмосферы и через несколько недель войдет в плотные слои атмосферы, где и сгорит.

Напомним, что следующий пилотируемый космический полет Китай намерен провести в 2005 г. В экипаже корабля Shenzhou 6 будет два тайконавта, а полет их продлится от 5 до 7 дней.

Умер создатель первого американского спутника

Уильям Пикеринг (William H. Pickering) - создатель первого американского спутника, скончался во вторник на 93 году жизни, сообщает Reuters.

Пикеринг, в течение многих лет возглавлявший Лабораторию реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) NASA, сыграл основополагающую роль в создании и запуске первого американского искусственного спутника Земли Explorer 1, выведенного на орбиту 31 января 1958 г.

"Доктор Пикеринг - один из титанов нашей космической программы. Под его руководством Америка начала исследование космоса", - заявил Чарльз Элачи (Charles Elachi), в настоящее время возглавляющий Лабораторию реактивного движения.

Уроженец Новой Зеландии приехал в США студентом в 1929 году. В 1946 году он возглавил одну из кафедр Калифорнийского технологического института, а в 1954 году стал руководителем Лаборатории реактивного движения NASA.

После запуска первого американского спутника, в декабре 1962 года под руководством Пикеринга был осуществлен первый в истории межпланетный перелет - космический аппарат Mariner 2 достиг Венеры, а в июле 1965 года Mariner 4 сделал первые снимки поверхности Марса. Пикеринг покинул пост главы Лаборатории в 1976 году.

Плутон могут исключить из числа планет в связи с открытием Седны

Международный астрономический союз намерен пересмотреть классификацию планет в связи с открытием Седны - крупного небесного тела, вращающегося вокруг Солнца по удаленной орбите. Рабочая группа союза решит, следует ли считать Седну и подобные ей объекты планетами. Ученые попытаются определить, какой минимальный диаметр должно иметь небесное тело, чтобы его можно было назвать планетой, сообщается на сайте BBC News.

Пока Международный астрономический союз отказывается классифицировать Седну как планету. Ученые из Калифорнийского технологического института, обнаружившие Седну, называют ее планетоидом. Имеется в виду, что по своим размерам она больше астероидов, но значительно меньше большинства планет Солнечной системы.

Не исключено, что в результате работы ученых из Международного астрономического союза Плутон будет также признан планетоидом. Как заявил один из членов союза, если бы Плутон обнаружили только сейчас, нет никаких сомнений, что его не классифицировали бы как планету. Вместе с тем, за более чем 70 лет, прошедших с момента открытия Плутона, сложилась определенная традиция, от которой астрономы в большинстве своем не хотят отказываться. Предложения исключить Плутон из числа планет вызывают резкие возражения.

Об открытии Седны ученые из Калифорнийского технологического института сообщили 15 марта этого года. По результатам расчетов, обнаруженный планетоид вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, приближаясь к звезде на 13 миллиардов километров и удаляясь от нее на 130 миллиардов километров. Один оборот вокруг Солнца планетоид делает за 10500 лет.

Диаметр Седны составляет от 1290 до 1770 километров. Для сравнения, диаметр Плутона оценивается примерно в 2250 километров.

Астрономы считают, что в ближайшие годы на периферии Солнечной системы будут обнаружены новые крупные объекты. Некоторые ученые заявляют, что в их числе могут оказаться небесные тела, превышающие размеры Плутона.

У обитателей МКС такие же проблемы со здоровьем, что и на станции "Мир"

Еще четыре года назад американские астронавты летали на своих "шаттлах" в космос на неделю или на две и, в общем-то, не ведали последствий длительного пребывания в невесомости. Но теперь и они дожили до тех времен, когда у них возникли те же проблемы со здоровьем, что и у космонавтов, проводивших на безвременно почившей станции "Мир" многие месяцы и даже годы. Долговременные экипажи МКС проводят сейчас в невесомости по полгода (раньше, когда летали "шаттлы", экспедиции бывали не такие продолжительные, но не короче четырех месяцев).

В общем, несмотря на достижения космической медицины и на ежедневные упражнения на имеющихся на борту МКС тренажерах, потеря костной массы у обитателей МКС идет с той же самой скоростью, как и у космонавтов на станции "Мир". Изменилась только аппаратура, с помощью которой определяют состояние костей астронавтов.

В NASA уже подытожили исследования, проведенные на 14 членах первых шести экипажей МКС с использованием трехмерной рентгеновской компьютерной томографии. Этот метод позволяет получить трехмерную картину изменения костей и составить карты их структуры и плотности. Эту процедуру до и после полета на МКС проходят все члены экипажей станции. Получается, что скорость потери массы внутреннего материала костей ног и позвоночника составляет 2,7% в месяц, тазовые кости "худеют" медленнее - со скоростью 1,7% в месяц. Примерно такие же цифры были получены и российскими космическими медиками при исследованиях космонавтов, живших на станции "Мир".

Космические медики прекрасно понимают, что избежать потери костной и мышечной массы при длительно пребывании в невесомости невозможно. Но нужно принимать меры, чтобы максимально замедлить этот процесс. Еще на станции "Мир" космонавты занимались на тренажерах, чтобы не допустить атрофии мышц и истончения костей. На борту МКС для тренировок есть бегущая дорожка, велотренажер и "эластичный" тренажер для тренировки мышц. Кроме того, обитатели МКС должны принимать препараты, которые на Земле обычно прописывают при остеопорозе. На следующих экипажах МКС космические медики NASA собираются проверить некоторые новые идеи по борьбе с последствиями невесомости. Правда, нынешние обитатели станции живут в невесомости только полгода, а если дело дойдет до полета на Марс, то эта экспедиция продлится года три. Что за это время произойдет в организме человека, пока неизвестно.

Китайцы решили весьма решительно распрощаться с "мифом" о том, что их Великая Китайская стена видна невооруженным глазом из космоса. Эта информация фигурировала и в школьных учебниках для младших классов. Но первый китайский тайконавт Янг Ливей, слетавший в космос в октябре прошлого года, после своего полета заявил, что Земля с орбиты выглядит очень красиво, но Великой Китайской стены он не увидел.

Министерство образования Китая немного подумало и решило вычеркнуть из школьных учебников слова о том, что стену можно увидеть из космоса. Издателям школьных учебников дано соответствующее указание.

В принципе миф о "космической видимости" Великой Китайской стены опровергался уже не раз. Например, на сайте NASA указывается, что с околоземной орбиты можно невооруженным глазом увидеть довольно много объектов, построенных людьми, но Великая Китайская стена к ним не относится. Хоть ее длина и составляет несколько тысяч километров, ее ширина составляет лишь несколько метров, и к тому же стена сделана из природных материалов и поэтому по цвету почти сливается с окружающим пейзажем.

Однако в защиту Великой Китайской стены выступил американский астронавт Джин Кернан (Gene Cernan), который в составе экипажа Apollo 17 побывал на Луне в декабре 1972 г. Он заявил, что видел стену из космоса. Он также сказал, что околоземной орбиты высотой от 160 до 320 км стену увидеть можно, только нужно иметь хорошее зрение и знать куда смотреть. Кернан заявил это в интервью сингапурской газете Straits Times, когда в феврале этого года приезжал в Сингапур на выставку Asian Aerospace. Это интервью появилось в Straits Times сразу после того, как Китай официально заявил о переделке содержимого школьных учебников.

Правда, некоторые подозревают Кернана в излишней дипломатичности и желании сделать приятное хозяевам, ведь население Сингапура на 75% состоит из этнических китайцев.