18 марта 2004 г.

Зонд SOHO сфотографировал мощную вспышку на Солнце

Второй китайский пилотируемый корабль полетит на модернизированной ракете Long March

Mars Express сфотографировал заледеневшую газировку на Южном полюсе планеты

Дозаправка в космосе оказалась дорогим удовольствием

Многокилометровый лед Европы проплавит зонд на радиоактивном топливе?

Мощность рекордной вспышки на Солнце была в два раза больше

К Земле приближается астероид

Зонд SOHO сфотографировал мощную вспышку на Солнце

Космический телескоп SOHO вот уже 8 лет наблюдает за Солнцем, находясь на в первой точке Лагранжа между Землей и Солнцем на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Он фотографирует вспышки на Солнце, коронарные выбросы вещества и кометы, оказывающиеся в непосредственной близости от нашей звезды.

12 марта SOHO сфотографировал мощный выброс относительно холодной плазмы в атмосферу Солнца. "Холодность" этой плазмы действительно относительна. Ее температура составляет около 80 тыс. градусов С, а температура плазмы окружающей атмосферы Солнца составляет от одного до двух миллионов градусов С. Размер выброшенного сгустка плазмы в поперечнике составил около 700 тыс. км (это более чем в 50 раз превышает диаметр Земли). Двигался этот сгусток со скоростью более 75 тыс. км/час. Правда, Земле этот катаклизм ничем не угрожал, так как плазма была выброшена не в сторону нашей планеты.

Как известно, второй пилотируемый полет китайского космического корабля Shenzhou должен состояться в 2005 г. Теперь китайские тайконавты отправятся на околоземную орбиту вдвоем и полет их будет продолжаться 5-7 дней. Теперь выясняется, что к запуску корабля Shenzhou 6 планируется еще и произвести модернизацию ракеты-носителя Long March 2-F, которая выводила в космос корабль первого китайского тайконавта Янга Ливея.

Главный конструктор ракеты Long March Лиу Жушенг объяснил необходимость модернизации тем, что вес экипажа корабля по сравнению с первым пилотируемым полетом увеличится вдвое, продолжительность полета увеличится в 5-7 раз, соответственно экипажу понадобится гораздо больше продуктов питания, да и научная программа экспедиции будет существенно расширена, так что на борту нужно будет установить больше оборудования. Так что утяжеление корабля Shenzhou требует увеличения грузоподъемности ракеты.

Конструктор Long March 2-F также подчеркнул, что эта ракета очень надежна: 97% ее запусков были успешными.

Mars Express сфотографировал заледеневшую газировку на Южном полюсе планеты

Европейской орбитальной станции Mars Express удалось то, о чем могут только мечтать американцы: на Землю переданы фото огромных количеств льда на поверхности планеты.

Ледяную шапку удалось сфотографировать на Южном полюсе планеты, и ученые не устают подчеркивать важность этого открытия. Дело в том, что сейчас на Марсе конец лета, и снимки ледяной шапки свидетельствуют о том, что она присутствует на полюсе круглый год.

Находка дает новые основания порассуждать о том, что на Марсе могла возникнуть жизнь, а также о том, что на планете можно будет жить в будущем. Reuters отмечает, что "местная" вода значительно облегчит осуществление "миссии на Марс" астронавтами.

Напомним, впервые об обнаружении следов воды на Южном полюсе Марса Европейское космическое агентство объявило 23 февраля. В нынешнем сообщении уточняется, что обнаружена именно ледяная шапка, она больших размеров, и ей сопутствует углекислый газ CO2. Фактически, на южном полюсе найдена замерзшая газировка. Американцам это должно особенно понравиться.

"Мы представили первое прямое доказательство, включая карту углекислого газа и водяного льда в высоких широтах Марса", - комментирует французский астроном Жан-Пьер Бибринг на страницах журнала Nature. Если верить карте, на Марсе целых три больших ледяных шапки. Бибринг пояснил, что элементный состав белой шапки на Южном полюсе был установлен на основе анализа отражающих свойств поверхностей, преломления света и тепловых излучений.

"Применявшееся ранее оборудование не давало возможности распознать все компоненты того, что мы могли увидеть", - подчеркивает Бибринг.

Специалисты Европейского космического агентства не исключают, что гораздо более значительные запасы воды скрыты под поверхностью планеты.

Несколькими неделями раньше воду на Марсе обнаружили американцы. Сначала данные, полученные марсоходом Opportunity, подтвердили, что на Марсе когда-то была вода и, возможно, жизнь. Несколько дней спустя воду в кратере Гусева нашел и Spirit, правда, в гораздо более скромных количествах.

Американец Тимоти Титус из Геологического исследовательского центра во Флагстаффе в комментарии к статье европейских коллег пишет, что ответы на то, способен ли Марс "поддерживать жизнь" в будущем зависят во многом от распределения воды и углекислого газа по поверхности. Говоря о возможности осуществления пилотируемой марсианской миссии, Титус подчеркивает, что для астронавтов будет иметь значение доступность единственного ресурса - воды. "Марсианская вода понадобится не только для людей, она является ключевым элементом для того, чтобы сделать воздух планеты пригодным для дыхания, а также для синтеза топлива для возвращения корабля на Землю", - пишет Титус.

Дозаправка в космосе оказалась дорогим удовольствием

Управление перспективных исследований Министерства обороны США DARPA в 2002 г. получило контракт на сумму в 100 млн дол. для создания демонстрационного прототипа системы Orbital Express, с помощью которой можно было бы производить дозаправку топливом спутников на околоземной орбите, чтобы таким способом продлить срок их службы. Однако проект этот уже давно вышел за пределы первоначальной сметы, его стоимость с тех пор достигла 200 млн дол., а конца пока не видно.

DARPA объясняет увеличение стоимости тем, что пришлось поменять ракету-носитель, на которой изначально планировалось выводить на орбиту демонстрационные спутники. Вместо относительно недорогой ракеты Taurus в декабре 2002 г. решили переключиться на более дорогую Boeing Delta 4, а потом на еще более дорогую Lockheed Martin Atlas 5 (последний кульбит был вызван санкциями, введенными ВВС США против Boeing из-за нечестной игры при получении государственных контрактов). Кроме того, DARPA понадобились деньги на дополнительные запчасти и дополнительные наземные тесты экспериментального оборудования.

Согласно последним планам, в сентябре 2006 г. должен состояться демонстрационный эксперимент в космосе с участием трех небольших спутников. По сценарию этого эксперимента спутник Astro должен встретиться на околоземной орбите со спутником NextSat и произвести его дозаправку топливом. При этом третий микроспутник должен будет наблюдать за этим процессом и передавать информацию об "увиденном" на другие американские спутники, расположенные на геостационарных орбитах. Планируется также продемонстрировать возможность выполнения спутником "неожиданных" маневров, например, для того, чтобы он мог избежать некоей опасности, грозящей ему из космоса или с земли.

Предполагается, что дозаправка в космосе станет только первым этапом более широкомасштабной программы по разработке оборудования и технологий для ремонта и модернизации спутников непосредственно на орбите.

Однако в недрах Конгресса США уже зреет недовольство большим перерасходом средств на этот проект и, как сообщается, если для его реализации DARPA попросит еще денег, то весьма вероятно, что проект попросту прикроют. Во всяком случае, Национальное разведывательное управление США уже прямо заявило, что считает разработку спутников, допускающих обслуживание на орбите, слишком дорогой затеей.

Многокилометровый лед Европы проплавит зонд на радиоактивном топливе?

В 2011 г. NASA планирует отправить к Юпитеру зонд Jupiter Icy Moons Orbiter (JIMO), который займется исследованиями трех его покрытых льдом спутников Калисто, Ганимеда и Европы. Работать он будет на орбите Юпитера, время от времени сближаясь с тем или другим спутником.

Спускаемые аппараты в этой миссии не запланированы. Но следующим этапом исследований юпитерианских лун должен сопровождаться непосредственным контактом с поверхностью. По данным, полученным зондом Galileo, который около восьми лет работал на орбите Юпитера, на Европе имеется жидкий соленый океан из воды, в котором, возможно, есть живые организмы. Только этот океан покрыт многокилометровой толщей льда. Чтобы добраться до воды, нужно будет как-то пробурить этот лед, толщина которого, по некоторым оценкам, составляет порядка 30 км.

В Германии в Институте полярных морских исследований сейчас идет разработка зонда, который мог бы не пробурить, а проплавить отверстие во льду Европы и таким способом добраться до воды. Сейчас там построен экспериментальный прототип, который может плавить лед со скоростью около 180 см в час. Этот зонд представляет собой полый алюминиевый цилиндр длиной 230 см с медной плавящей головкой. Энергия для плавления льда к нему подводится по электрическому кабелю.

В этом и заключается основная проблема использования этого зонда в реальных условиях: невозможно протянуть кабель длиной 30 км через узкое отверстие во льду, которое к тому же будет замерзать, да и везти к Юпитеру бухту кабеля такой длины тоже проблематично. Поэтому предлагается заменить внешний источник питания и электрический кабель нагревательным элементом на радиоактивном топливе. Но до реализации этой идеи в "железе" пока далеко, а испытывать эту систему будут наверняка в Антарктиде (там тоже есть озеро, скрытое под толстым слоем льда).

Следует также отметить, что зонд, плавящий лед, не должен занести на Европу (и в подледное озеро в Антарктиде тоже) никакой "грязи". И эту проблему разработчики тоже должны решить.

Мощность рекордной вспышки на Солнце была в два раза больше

Новозеландские геофизики из университета Отаго установили, что мощность рекордной солнечной вспышки 4 ноября 2003 года была почти в два раза больше, чем считалось ранее. Как сообщает BBC News, на тот момент датчики на спутниках не могли зафиксировать ее истинную силу, так как они были буквально ослеплены рентгеновским изучением.

Новозеландцы в момент максимальной солнечной активности исследовали особенности прохождения радиоволн в ионосфере - верхней части атмосферы Земли, занимающей околоземное пространство на расстоянии от 70 до 400 километров от поверхности планеты. Именно здесь солнечная радиация оказывает наибольшее воздействие на распространение радиоволн. По тому, как рентгеновское излучение изменило свойства ионосферы, геофизикам удалось установить мощность вспышки.

По счастью выброс раскаленных солнечных газов и плазмы произошел в сторону от Земли, и волна излучения задела нашу планету лишь по касательной. В противном случае магнитная буря могла бы вывести из строя некоторые спутники и нарушить работу энергосистем.

Первоначально вспышка 4 ноября была классифицирована на уровне Х28, при том, что максимальная шкала датчиков доходила только до Х20, но впоследствии выяснилось, что мощность вспышки достигла отметки Х45.

Вспышки на Солнце классифицируются по яркости рентгеновского излучения. Самым мощным - присваивается категория Х. Они могут вывести из строя радиоприборы в любом месте на Земле. Более умеренные вспышки относятся к М-классу и могут вызвать радиопомехи в полярных областях. Самый низший уровень солярных возмущений ранжируется как С-класс.

К Земле приближается астероид

Специалисты НАСА из группы LINAR обнаружили астероид, который в пятницу приблизится к Земле на рекордно малое расстояние. Об этом сообщает пресс-служба НАСА.

Астероид под названием 2004 FH в диаметре составляет около 30 м. В пятницу около 3.08 по московскому времени он будет пролетать на расстоянии всего 43 тыс. километров. Отмечается, что космические объекты такой величины приближаются к Земле каждые 2 года, однако обычно они не фиксируются спутниками. Об астероиде 2004 FH стало известно только из-за его близкого приближения к нашей планете.

Ближе всего астероид будет двигаться над районом Южной Атлантики. Объект будет достаточно ярким, чтобы его увидели жители Европы и Азии.