19 марта 2004 г.

На МКС меняют дефектный блок российской кислородной установки

Пять планет на ночном небе

Экспериментальному аппарату X-43A дан последний срок

Французские ученые нашли на Марсе огромное количество воды

Израиль тоже решил поучаствовать "рублем" в европейской спутниковой навигационной системе Galileo

Американская компания строит частный космодром

Готовится к запуску 50-й спутник навигационной системы GPS

Завтра 20 марта в 12:39 по местному времени (20:39 мск) с космодрома на мысе Канаверал должна стартовать ракета Delta 2, которой предстоит вывести на околоземную орбиту спутник GPS 2R-11. Это будет 50-й по счету спутник навигационной системы GPS.

Это не означает, что сейчас над Землей кружатся 49 спутников системы GPS. Запуски этих спутников начались еще в 1978 году, так что с тех пор часть из них уже успела выйти из строя. Вот и новый спутник GPS 2R-11 должен будет заменить на орбите старый спутник этого созвездия GPS 2A-19, который выработал свой ресурс (он начал работу 11 лет назад). Сейчас в эксплуатации находится 24 основных спутника, которые располагаются на 6 орбитальных плоскостях по четыре штуки на каждой. Кроме того, на трех орбитальных плоскостях располагается еще по одному запасному спутнику, которые находятся в рабочем состоянии.

Новый спутник GPS 2R-11 был построен компанией Lockheed Martin, его стоимость составляет 45 млн дол. Если все пойдет по плану, то после тестирования на орбите он будет введен в эксплуатацию в середине апреля.

Напомним, что спутники навигационной системы GPS обеспечивают информацией о координатах и скорости движения автомобилей, самолетов, морских кораблей и пеших путешественников. Самые точные навигационные данные получают американские военные (свои координаты они могут узнать с точностью до 1 м, а скорость - до 1,5 км/час), а гражданским пользователям системы GPS приходится удовольствоваться менее точными цифрами.

Spirit сфотографировал НЛО

Американский марсоход Spirit сфотографировал НЛО в марсианском небе, сообщает BBC News.

Ученые предполагают, что это скорее всего метеор, или одна из орбитальных станций, посланных на Марс 30 лет назад.

В любом случае, это будет первый объект в небе планеты, который был сфотографирован марсоходом с поверхности.

Ученые пытаются найти на Марсе ископаемые следы жизни

После того как марсоходы обнаружили на Марсе признаки воды, некоторые ученые, сообщает CNN, пытаются найти окаменелые остатки форм жизни, возможно существовавшей на Марсе. Рон Грили (Ron Greeley) из Университета штата Аризона подтверждает, что команда ученых тщательно изучает снимки, получаемые с марсоходов, надеясь разглядеть на них окаменелости.

По его словам, не стоит ожидать найти на Марсе окаменелык остатки такого же рода, какие удается обнаружить на Земле, то есть отпечатки листьев доисторических растений, раковины и кости животных. Тем не менее, специалисты, занимающиеся поиском различных форм внеземной жизни, сформулировали ряд признаков, по которым можно судить, что то или иное образование имеет органическое происхождение.

Астробиологи называют эти признаки биомаркерами, и команда ученых, работающих с марсоходами, возлагает особые надежды на возможность получать снимки с Марса, сделанные под микроскопом.

Они признают, что обнаружить на Марсе следы органики будет нелегко, и, как считает Рон Грили, если на снимках не будет найдено очевидных доказательств, то им придется потратить немало времени, чтобы обработать всю полученную информацию и прийти к какому-нибудь однозначному выводу.

У России сломался последний метеоспутник

Единственный оставшийся у России метеоспутник перестал передавать информацию о погоде. Об этом сообшил РИА "Новости" глава "Росгидромета" Александр Бедрицкий.

По его словам, на орбите находится спутник "Метеор 3-М", который который работает по ряду направлений, однако уже давно не посылает метеоданные. В связи с этим Россия вынуждена пользоваться информацией с американских и японских аппаратов.

Как пояснил журналистам руководитель НИИ "Планета" Василий Асмус, у "Метеора" вышли из строя метеодатчики, в то время как все другие системы продолжают работать в штатном режиме.

Спутник оборудован сканерами высокого разрешения, с помощью которых, в частности, отслеживается ледовая обстановка, осуществляется контроль за экологическим состоянием Черного моря, ведется наблюдение за зонами опустынивания в Калмыкии и обмелением Аральского моря, сказал ученый.

"Метеор" способен решать и другие специальные задачи. По словам начальника отделения подмосковного Центра управления полетами Николая Иванова, "от компетентных органов была заявка на получение оперативных данных о расположении плантаций марихуаны".

Предполагается, что второй "Метеор" будет выведен на орбиту уже в 2005 году, а в 2006 году планируется запуск нового космического аппарата "Электра".

На МКС меняют дефектный блок российской кислородной установки

Экипаж Международной космической станции заменит дефектный блок, из-за которого была нарушена работа российской системы выработки кислорода "Электрон". Об этом заявил в четверг РИА "Новости" координатор НАСА по связям с общественностью в РФ Сергей Пузанов.

По его словам, в четверг командир Майкл Фоэл (Michael Foale) и бортинженер Александр Калери встроят в систему новый жидкостный блок. На эту операцию будет потрачено три часа рабочего времени обоих членов экипажа.

Пузанов сообщил, что проблемы с российской кислородной установкой начались примерно месяц тому назад. В дефектном блоке стали образовываться пузырьки воздуха, которые препятствовали нормальной работе "Электрона".

Для поддержания необходимого воздушного состава на борту станции экипаж периодически жег кислородные шашки, а также использовал кислород, доставленный на орбиту космическим грузовиком "Прогресс М1-11".

Пять планет на ночном небе

Сейчас мы можем быть свидетелями довольно редкого зрелища: в ночном небе можно видеть одновременно все пять планет солнечной системы, которые вообще бывают видны невооруженным глазом. Это - Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер (в порядке расположения на небе с запада на восток). В следующий раз такое сборище произойдет только через 32 года.

Пока проще всего наблюдать четыре из них - Венера, Марс, Сатурн и Юпитер. Например, сегодня в Москве в 21 час по местному времени Юпитер будет располагаться точно на юго-востоке справа от созвездия Льва, Сатурн - на юго-западе высоко в небе в созвездии Близнецов, Марс и Венера будут в западной части неба (красноватый Марс будет повыше и левее очень яркой Венеры, которую невозможно спутать ни с одной звездой). Меркурий же пока появляется ненадолго после заката солнца. Увидеть его можно около 8 часов вечера невысоко над горизонтом в западной части неба (точнее немного севернее от направления на запад), а в 20:10 он уже скроется за горизонтом. Но в последующие дни Меркурий будет подниматься выше и задерживаться в видимой части неба гораздо дольше. Но так будет продолжаться до начала апреля, а потом солнце будет заходить все позже и с наступлением темноты Меркурий будет скрываться за горизонтом.

Экспериментальному аппарату X-43A дан последний срок

Космическое агентство NASA установило крайний срок для проведения испытаний экспериментального гиперзвукового аппарата Hyper-X, который является прототипом для беспилотного аппарата X-43A. Эти испытания должны пройти 27 марта на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии. Состоять они будут в том, что этот наполовину самолет наполовину космический корабль, пристыкованный к ракете Pegasus, будет сброшен с борта самолета B-52 над акваторией Тихого океана.

Сначала включится двигатель ракеты Pegasus, которая должна вывести X-43A на заданную высоту (30 км) и разогнать его до семикратной скорости звука. Именно при этой скорости может начать работу собственный воздушно-реактивный двигатель X-43A. Затем должно произойти отделение X-43A от ракеты-носителя, после чего последует его непродолжительный самостоятельный полет.

Теоретически X-43A должен развивать скорость в 10 раз превышающую скорость звука. Однако его первые и пока последние испытания закончились катастрофой. Произошло это 2 июня 2001 г. Правда, тогда сам X-43A даже не успел продемонстрировать свои способности, так как взрыв ракеты Pegasus произошел до ее отделения от X-43A. Потом комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за неправильного компьютерного моделирования и проведенных не на должном уровне испытаний в аэродинамической трубе. Теперь разработчикам X-43A предстоит доказать, что они исправили свои ошибки.

Французские ученые нашли на Марсе огромное количество воды

На Южный полюсе Марса находятся большие запасы воды в замороженном состоянии, передает Reuters. Обнаружить ее удалось благодаря снимкам, сделанным российским прибором "Омега", комбинирующем фотоаппарат и инфракрасный спектрометр. Прибор установлен на орбитальной станции Mars Express Европейского космического агентства.

"Мы представили первые прямые доказательства наличия углекислотного и водяного льда в верхних южных широтах Марса", - заявил сотрудник Института космической астрофизики в городе Орсе (Orsay) Жан-Пьер Бибрин (Jean-Pierre Bibring).

Снимки были сделаны в конце марсианского лета и показывают, что лед на планете держится в течение всего года. Разобравшись с химическим составом поверхности полюса, французские исследователи сообщили, что лед там присутствует не только в чистом виде, но и с примесями пыли и углекислого газа.

"Все инструменты, которые использовались раньше, не позволяли выявить все компоненты исследуемых участков", - пояснил Бибрин.

В настоящее время ученый вместе со своими коллегами исследует еще один (на этот раз неполярный) район, где снова ожидает найти воду. Уже полученные данные с Северного полюса пока находятся в стадии обработки.

Американские специалисты, анализировавшие информацию, поступавшую с марсохода Opportunity, смогли найти свидетельства присутствия влажной среды в камне, названном El Capitan. В нем были обнаружены сульфаты и минералы, которые могли сформироваться только в присутствии воды.

Позже похожую находку сделал марсоход Spirit. С помощью сверла проникнув в камень Humphrey, он зафиксировал в нем наличие пустот, образовавшихся под воздействием воды. А в самих пустотах обнаружились отложения минералов, которые могут образовываться только в присутствии воды.

Европейская спутниковая навигационная система Galileo (конкурент нынешней американской системы GPS) должна начать работу в 2008 г. Она будет состоять из 30 спутников. Стоимость этого проекта оценивается в 3,6 млрд дол. Участвовать в нем будут не только страны Евросоюза, к которым присоединилась и Канада. В прошлом году о финансовом участии в создании системы Galileo объявили Китай (в размере 200 млн евро) и Индия (300 млн евро). Ведутся также переговоры с Россией и Бразилией.

А с Израилем договор уже подписан. Правда, пока сумма его участия в финансировании Galileo выглядит довольно неопределенно. По сообщению информационного агентства AFP, она составит от 20 до 50 млн евро. При этом в договоре говорится об участии Израиля в исследовательских работах, изготовлении спутников и в предоставлении услуг после начала эксплуатации Galileo.

Американская компания строит частный космодром

Американская туристическая фирма Space Adventures объявила о планах по строительству частного космодрома, с которого, в перспективе, все желающие смогут совершить краткосрочный орбитальный или суборбитальный полет.

В настоящее время компания занимается активными поисками подходящего участка для организации комплекса. В качестве вариантов рассматриваются Австралия, Багамские острова, Япония, Малайзия, США (штаты Невада, Нью-Мехико, Оклахома), Сингапур и Объединённые Арабские Эмираты. России в списке нет. Понятно, что на строительство потребуются огромные средства, однако, по словам представителей Space Adventures, космодром будет приносить десятки, а то и сотни миллионов долларов в год.

Комплекс будет состоять из нескольких основных корпусов: центра управления полетами, центра подготовки, ангаров, зоны отдыха и пр. Кстати, космическим туристам, прежде чем отправиться в незабываемое путешествие, придется сначала пройти четырехдневный курс подготовки. Каждый пассажир ознакомится с программой полета, работой критически важных систем корабля, прочувствует на себе ускорения и невесомость. После того как челнок выйдет на заданную высоту, пилот примерно на пять минут отключит двигатели, с тем чтобы туристы смогли насладиться отсутствием гравитации. На этом путешествие ценой в несколько миллионов долларов будет практически закончено.

Впрочем, несмотря на высокую стоимость билетов, у компании Space Adventures уже есть порядка 100 зарегистрированных клиентов. Так что, вероятно, строительство космодрома вполне оправдано, учитывая, что сейчас компания вынуждена договариваться по поводу отправки туристов с агентством Росавиакосмос.