31 марта 2004 г.

На спутнике MBSAT развернут 12-метровый антенный отражатель

В галактике Андромеды обнаружили 10 новых черных дыр

Экипаж девятой космической экспедиции сдал предполетные экзамены на "отлично"

Spirit отказывается подчиняться командам с Земли и действует на Марсе самостоятельно

Росавиакосмос хочет сэкономить один "Союз" для катания туристов

На спутнике MBSAT развернут 12-метровый антенный отражатель

Запуск телекоммуникационного спутника MBSAT состоялся 13 марта, его вывела на околоземную орбиту ракета Atlas 3. Спутник этот принадлежит японской компании Mobile Broadcasting и южно-корейской компании SK Telecom. После ввода в эксплуатацию он будет транслировать видео формата MPEG-4, музыкальные программы CD-качества и другие данные на карманные приемники, сотовые телефоны и другие портативные устройства на территории Японии и Южной Кореи.

Сейчас спутник уже находится на заданной геостационарной орбите, на которую он выходит с помощью собственного двигателя. А на днях на нем была проведена процедура разворачивания складной отражательной системы ячеистой конструкции AstroMesh. Диаметр этого отражателя составляет 12 м. Это - ключевой элемент антенной системы спутника. Этот отражатель предназначен для отражения радиосигналов S-диапазона и фокусировки их на наземные цели. Ячеистая конструкция намного легче "цельнокроеных" антенн, к тому же она позволяет изготавливать довольно большие антенны с достаточно высокой точностью. В отношении данного экземпляра это должны подтвердить испытания, которые планируется провести в течение ближайших нескольких недель.

В галактике Андромеды обнаружили 10 новых черных дыр

Галактика Андромеды - это ближайшая соседка нашего Млечного Пути, которая тоже относится к классу спиральных галактик (по размерам она примерно вдвое больше нашей галактики). Она находится на расстоянии 2,5 млн световых лет от нас и является самым дальним космическим объектом, который можно увидеть невооруженным глазом (это небольшое размазанное пятнышко в северо-северо-западной части неба в одноименном созвездии Андромеды). Поэтому галактика Андромеды оказалась самым первым объектом, находящимся за пределами нашей галактики, который был открыт астрономами.

Казалось бы, галактика Андромеды должна быть очень хорошо изучена. Однако благодаря новым мощным телескопам в ней недавно были обнаружены 10 ранее неизвестных объектов, которые, по мнению астрономов, могут оказаться черными дырами. Наблюдения проводились с помощью европейского космического рентгеновского телескопа XMM-Newton. Все эти вероятные черные дыры находятся в составе двойных звездных систем, которые относятся к классу рентгеновских двойных звезд малой массы (их масса может лишь вдвое превышать массу нашего Солнца, но излучать они могут в 500 тыс. раз больше энергии). Большинство таких двойных звезд состоят из нейтронной звезды и обычной звезды, похожей на наше Солнце, но некоторые из них вместо нейтронных звезд содержат черные дыры. Но отличить их довольно сложно.

Для этого был разработан новый метод идентификации черных дыр в двойных звездах: по характеру их рентгеновского излучения. По заявлению группы астрономов из Открытого университета и Университета Лейстера (Великобритания), им удалось по характеристикам рентгеновского излучения определить, является ли небольшая плотная звезда достаточно массивной для того, чтобы быть черной дырой. В соответствии с этими характеристиками 10 звезд из двойных систем галактики Андромеда, которые раньше считались нейтронными звездами, теперь записаны в "кандидаты в черные дыры".

Особо подчеркнем, что астрономы пока категорично не заявляют, что это - черные дыры, но считают, что вероятность этого довольно высока. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нужны дополнительные исследования.

Экипаж девятой космической экспедиции сдал предполетные экзамены на "отлично"

Основной экипаж и дублеры девятой экспедиции на Международную космическую станцию завершили тренировки в Звездном городке. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", 30 марта космонавты на "отлично" сдали предполетные экзамены в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Решение о допуске их к полету будет принято 31 марта. Тогда окончательно утвердят составы экипажей.

"Геннадий Падалка и Майкл Финк "вытянули" на экзамене непростые билеты, но с честью с ними справились, проявив недюжинную смекалку и сноровку при выполнении практических заданий, за что заслуженно получили отличные оценки", - сказал представитель Центра подготовки космонавтов. По его словам, экипажи отработали на тренажерах маневры при сближении корабля "Союз" с МКС в телеоператорном режиме, отстыковке от станции, а также способы выхода из различных нештатных ситуаций.

Кроме того, в ракетно-космической корпорации "Энергия" 30 марта завершилось заседание совета Главных конструкторов по вопросам запуска к МКС пилотируемого корабля "Союз ТМА-4". По итогам заседания запуск корабля был намечен на 19 апреля.

Пока предполагается, что в составе девятой экспедиции на МКС отправятся россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финк. Вместе с ними на орбиту на 10 дней отправится и астронавт Европейского космического агентства Андре Кауперс. Он должен вернуться на Землю вместе с экипажем восьмой экспедиции - Александром Калери и Майклом Фоэлом.

Ранее сообщалось, что в девятую международную экспедицию на МКС войдут россиянин Валерий Токарев и американец Лерой Чиао. Однако этот экипаж был отстранен от полета из-за психологической несовместимости космонавтов. Как сообщил источник в Российском авиакосмическом агентстве, Токарев и Чиао не смогли достичь взаимопонимания, необходимого для совместной работы на орбите. При этом профессиональные качества каждого космонавта и состояние их здоровья сомнений в Центре подготовки космонавтов не вызывали.

Американский марсоход Spirit озадачил ученых своим странным поведением. Минувшим днем специалисты NASA передали ему набор команд, но ответного сигнала о том, что марсоход их получил, они так и не дождались. Не отозвался марсоход и спустя 10 минут, как того требуют "правила работ" на Марсе.

Естественно, это вызвало серьезные волнения в Лаборатории реактивного движения в Пасадене (штат Калифорния), откуда осуществляется управление марсоходами. Специалисты попытались найти причину сбоя, но никаких ошибок выявить не удалось, передает ИТАР-ТАСС.

Спустя некоторое время находящийся на околомарсианской орбите американский космический аппарат Odyssey передал на Землю большой объем информации, сброшенный ему Spirit. Это показало, что марсоход получил все команды Земли и успешно их выполнил. Но почему он "решил" не подтверждать их получение непосредственно Земле, пока остается загадкой.

Минувший 85-й марсианский день своей экспедиции Spirit провел, занимаясь изучением с помощью закрепленных на его руке-манипуляторе приборов камня под названием "Мазатзал".

Одновременно специалисты NASA занимались устранением небольших неполадок, возникших на марсоходе Opportunity. Проблемы возникли с фрагментом памяти бортового компьютера аппарата, но их уже удалось устранить, и они не помешали проведению намеченных работ.

Росавиакосмос хочет сэкономить один "Союз" для катания туристов

Недавно Росавиакосмос, который теперь называется Федеральным космическим агентством, предложил увеличить срок командировки долговременных экипажей МКС с 6 месяцев до года. Объясняется это, конечно же, финансовыми причинами. После прекращения полетов "шаттлов" на МКС летают только "Союзы" и мест для платных туристов на них не осталось, все позанимали штатные космонавты. Если же NASA согласится с продлением экспедиций на МКС (а без его согласия это сделать невозможно), то Росавиакосмос сможет использовать один из запланированных на год двух полетов "Союзов" для доставки на МКС сразу двух туристов (плюс профессиональный космонавт в качестве командира экипажа). Таким образом, за один полет Росавиакосмос получит сразу 40 млн дол. (по 20 млн дол. с носа). NASA пока думает.

Кандидатура космического туриста для очередного коммерческого полета уже утверждена. Это американец Грегори Олсен (Gregory Olsen). Ему 58 лет. Он специалист по оборудованию для оптических систем связи. На изобретениях в этой области он и заработал свои первые миллионы. Но самой удачной его сделкой была продажа принадлежащей ему компании Sensors Unlimited в 2000 г. Покупатель (им была компания Finisar, специализирующаяся на производстве оборудования для оптоволоконных сетей) заплатил Олсену за Sensors Unlimited 700 млн дол. Так что у него не было проблем с оплатой билета в космос.

Олсен уже на этой неделе должен начать курс подготовки космонавта в Звездном городке. А его полет на МКС пока намечен на апрель 2005 г., а, может быть, он состоится и раньше - в октябре 2004 г.