Mars Express прислал самую длинную фотографию Марса
Европейский исследовательский зонд Mars Express, который работает на орбите Марса, сделал самую длинную фотографию участка поверхности этой планеты. На местности размер сфотографированной территории составляет 3700 х 166 км. Эта полоса протянулась с юга на север между 52 градусами ю.ш. и 12 градусами с.ш. Здесь представлено три фрагмента этой фотографии, на которых ширина соответствует ширине попавшего в кадр участка.
Вообще-то, 166 км - это максимальная ширина этой полосы, таков ее размер на южном крае, а на северном краю ее ширина составляет 78 км (а где-то в промежутке она сужается до 62 км).
Такая неоднородность объясняется тем, что съемка производилась с разной высоты, поскольку орбита у зонда Mars Express эллиптическая.
Так что там, где зонд пролетал на минимальной высоте в 275 км над поверхностью, в кадр попал участок шириной 62 км, а с максимальной высоты 830 км открывался вид на 166 км. При этом скорость движения зонда над поверхностью, опять же в зависимости от высоты, варьировалась от 1 до 4 км/с.
Общая площадь территории, изображенной на этой фотографии, составляет 380 тыс. кв. км, а полный размер самой фотографии составил 24 х 1,35 м, или в цифровом виде - 2,5 Гбайта.
Отметим еще, что участок с кратером Гусева, где находится американский марсоход Spirit, в кадр не попал: он находится южнее - на 14,5 градусах ю.ш.
Проведены испытания ракетного двигателя для туристического суборбитального корабля
Компания Space Transport Corporation (STC) намерена поучаствовать в конкурсе X-PRIZE, победитель которого должен до 1 января 2005 г. дважды в течение двух недель поднять на высоту 100 км и вернуть на землю в целости и сохранности космический аппарат с экипажем из трех человек. За это он получит приз в 10 млн дол.
STC пока успешно движется к этой цели. Недавно она провела испытания разработанного твердотопливного ракетного двигателя диаметром 30,5 см для своего суборбитального туристического космического корабля, который так и называется Suborbital Tourism Vehicle (STV). Во время испытаний двигатель проработал на стенде в течение 14 секунд и развил расчетную тягу - почти 53400 Н. Как сообщается, испытания показали, что горение твердого топлива происходит в заданном режиме, и что корпус двигателя может выдержать нормальные условия его работы. Правда, ложка дегтя все же была: в конце испытаний отломился край сопла двигателя. Поэтому STC намерена доработать его конструкцию.
Следующим этапом в работе STC над туристическим космическим аппаратом будет проведение беспилотного полета этого аппарата, который запланирован на май этого года.
Отметим также, что STC занимается еще разработкой трехступенчатой ракеты (Three-Stage Rocket) и ракеты для запуска нано-спутников Nano-Satellite Launch Vehicle (N-SOLV). STC рассчитывает, что недорогие запуски этих ракет с недорогими же маленькими спутниками найдут спрос среди университетов, исследовательских групп и частных лиц.
Американские производители сорвали старт японского спутника Луны
Запуск японского спутника Луны, намеченный на лето этого года, вероятно, будет отложен, поскольку часть его деталей пришлось снять из-за отзыва со стороны американского производителя. Об этом сообщает Associated Press со ссылкой на космическое агентство Японии.
По словам представителей японского агентства по изучению аэрокосмического пространства, новая дата уже неоднократно отложенного запуска спутника Lunar-A не назначена, однако, как сообщает ряд местных СМИ, полет может состояться в следующем году.
В соответствии с распространенным в среду отчетом агентства, запуск спутника в назначенное время является "сложной" задачей, поскольку часть клапанов его двигателя отозвана производителем Moog Inc. из-за подозрений на дефекты.
Отзыв американских клапанов - один из инцидентов в общей цепи неудач, с которыми сталкиваются создатели японской космической программы. Ранее у японцев возникали проблемы, связанные с ненадежностью ракеты-носителя H-2A. В прошлом году Япония сообщила о переносе старта более крупного аппарата для исследования Луны. Аппарат Selene вместо 2005 года отправится в космос, вероятно, в 2006 году. Причиной тому стало расследование по факту неудачного старта H-2A, которая должна была вывести на орбиту два разведывательных спутника. Ракета сбилась с курса и самоликвидировалась.
Lunar-A планируется вывести на орбиту с помощью ракеты M-5, по грузоподъемности уступающей H-2A и предназначенной для транспортировки грузов научного назначения. Согласно плану японской лунной программы спутник должен будет направить на поверхность Луны два мини-разведчика, которые изучат состав ее грунта. Старт спутника должены был состояться еще в 1999 году, однако с тех пор дата запуска переносилась дважды, в том числе один раз из-за проблем с батареями питания разведчиков.
Четыре спутника системы мониторинга катастроф заняли заданные орбиты
Четыре спутника международной системы мониторинга природных катастроф Disaster Monitoring Constellation (DMC) принадлежат разным странам (Алжиру, Нигерии, Турции и Великобритании). Правда, производитель у них один - английская компания SSTL, и она же является координатором системы DMC. Это небольшие спутники весом 90 кг каждый. Они выводились на околоземные орбиты двумя ракетами "Космос-3М", стартовавшими с космодрома Плесецк с разницей в 10 месяцев: сначала в ноябре 2002 г. на орбиту отправился алжирский спутник AlSAT-1, а в сентябре 2003 г. - остальные три спутника, нигерийский NigeriaSat-1, турецкий BILSAT-1 и британский UK-DMC.
И вот недавно эти четыре спутника заняли, наконец, заданную орбиту, чтобы приступить к мониторингу природных и рукотворных катастроф. Для полноценной работы спутникам нужно было с высокой точностью выйти на одну и ту же орбиту высотой 686 км и расположиться на ней на одинаковом расстоянии друг от друга. Процедура эта была уникальна тем, что впервые группа гражданских микроспутников маневрировала в космосе, руководствуясь показаниями бортовых приемников навигационной системы GPS. Для маневров использовались имеющиеся на каждом спутнике электротермические двигатели.
В такой конфигурации спутники будут располагаться в течение как минимум 5 лет (во всяком случае, на этот срок у них есть запас топлива для корректировки орбиты). Такое расположение позволяет вести съемку любой точки поверхности Земли как минимум раз в сутки.
Официальный ввод в эксплуатацию системы DMC должен состояться летом этого года.
Американский спутник NFIRE будет оснащен наступательным космическим оружием
По сообщению ABC News, Управление противоракетной обороны США выделило 68 млн дол. на разработку и установку на спутнике системы, которую можно назвать наступательным вооружением.
Речь идет о спутнике NFIRE (Near Field Infrared Experiment), который планируется вывести на околоземную орбиту в 2005 г. Его основная задача - регистрация запусков ракет с земли по тепловому излучению их двигателей. Но, как выяснилось, кроме инфракрасных датчиков на спутнике будет установлен некий небольшой "снаряд", который будет использовать кинетическую энергию объектов, летящих по низкой околоземной орбите (их скорость в несколько раз превышает скорость пули), для вывода из строя или разрушения приближающейся ракеты или другого спутника, находящегося на околоземной орбите.
Как сообщает ABC News, один из ведущих американских военных экспертов, работающий в одном из госучреждений США, на условии сохранения анонимности, прокомментировал это следующим образом: "Мы перешли Рубикон в деле милитаризации космоса".
Раз в 100 миллионов лет планеты сходят с ума и убивают динозавров
Астероид, возможно погубивший динозавров, прилетел на Землю вследствие сбоя в космическом часовом механизме. Как сообщается на сайте газеты Independent, команда геофизиков и математиков из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе разработала оригинальную гипотезу, основанную на математической теории хаоса, которая описывает поведение сложных систем под влиянием внешних факторов.
Таким фактором, по мнению ученых, является солнечный ветер, образующийся в результате истечения плазмы солнечной короны в межпланетное пространство. В течение десятков миллионов лет под его воздействием большие полуоси орбит Юпитера и Сатурна - крупнейших планет в Солнечной системе - претерпевают незначительные изменения, составляющие не более 0,1 процента.
Чтобы понять последствия этого воздействия, ученые разработали компьютерную модель движения Сатурна и Юпитера вокруг Солнца. Пока Сатурн совершает два оборота вокруг нашего светила, Юпитер делает уже пять оборотов. При таком соотношении совокупный гравитационный эффект обеих планет на другие тела в Солнечной системе будет достигать своего максимума каждые десять лет. Но поскольку соотношение 5:2 не является абсолютно точным, то максимальное воздействие на другие объекты эти планеты могут оказывать только раз в тысячу или две тысячи лет.
Ранее считалось, что этот эффект с течением времени выравнивается. Однако ученым из Калифорнии удалось установить, что приращение бесконечно малых величин постепенно накапливает напряжение в системе Сатурн-Юпитер, которое через несколько десятков миллионов лет выливается в совершенно непредсказуемое ее поведение.
Самое интересное, что компьютерная модель помогла выяснить, что последний раз такой сбой произошел 65 миллионов лет назад, когда на границе мелового и третичного периодов произошло массовое вымирание динозавров.
Ученые предположили, что нарушения в поведении двух крупнейших планет привели к резкому изменению орбит астероидов, пояс которых располагается между орбитами Юпитера и Марса. В результате небольшие космические объекты были буквально вырваны из прежней среды, и орбиты некоторых астероидов пересеклись с орбитой Земли. В результате один из крупных "летающих булыжников" угодил в нашу планету в районе, где сейчас располагается Мексиканский залив.
Исследования ученых показали также, что еще один подобный катаклизм произошел в Солнечной системе примерно 250 миллионов лет назад. Тогда на границе пермского периода и триаса также наблюдалась массовая гибель живых существ.
Ученые предполагают, что этому явлению свойственна цикличность, и следующая катастрофа может произойти через 30 миллионов лет, но до этого момента у человечества будет достаточно времени, чтобы эвакуироваться с Земли.
|