Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

13 апреля 2004 г.

Содержание

"Клипер" будет включен в новую Федеральную космическую программу

Два атмосферных вихря на Сатурне объединились в один

Китай разрабатывает свой собственный луноход

НАСА дает добро на дальнейшую эксплуатацию МКС

NASA начинает программу разработки сверхтяжелых носителей

Опасные для Земли астероиды теперь будут искать и в южном полушарии неба



"Клипер" будет включен в новую Федеральную космическую программу

Новый многоразовый корабль "Клипер" планируется включить в новую Федеральную космическую программу, информирует ИТАР-ТАСС. Об этом сообщил в Центре управления полетами (ЦУП) первый заместитель главы Федерального космического агентства (ФКА) Николай Моисеев. "В программе до 2015 года обязательно останется пилотируемое направление, поэтому уместно включить этот пилотируемый корабль в новую программу", - подчеркнул он.

"Клипер" разрабатывался на базе корабля "Союз", конструкторские решения которого проверены временем", - сказал глава Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Юрий Семенов. За 40 лет эксплуатации "Союза" накоплен большой опыт, который используется для решения новых задач, подчеркнул он.

"Клипер" - шестиместный многоразовый пилотируемый корабль, принципиально отличающийся от всех существующих в мире "челноков". Собственно многоразовой является только его вместительная кабина, самая дорогостоящая часть корабля. А агрегатный отсек перед посадкой отделяется и сгорает в атмосфере.

Корабль будет крепиться сверху ракеты-носителя и не будет закрыт обтекателями. При необходимости, в любой момент полета может произойти аварийный отстрел кабины для спасения членов экипажа. Корабль оснащен лучшей точностью посадки и его можно будет сажать не в Казахстане, а на территории России.

"Мы предложили Европейскому космическому агентству поучаствовать в совместной разработке многоразового транспортного корабля, который можно будет запускать как с Байконура, так и с французского космодрома Куру", - отметил Семенов. По его словам, интерес к совместной разработке многоразового корабля проявляют не только европейцы, но и азиатские страны - Корея, Япония.


Два атмосферных вихря на Сатурне объединились в один

Зонд Cassini, который летит сейчас к Сатурну, уже несколько месяцев назад начал регулярные съемки этой планеты солнечной системы. В феврале на сделанных Cassini фотографиях Сатурна были замечены два атмосферных вихря, которые в течение примерно месяца перемещались по поверхности Сатурна, а 19-20 марта 2004 г. объединились в один более крупный шторм. Этот процесс запечатлен на целой серии фотографий (вихри выглядят на них как темные размазанные точки, расположенные южнее экватора Сатурна).

Диаметры этих вихрей составляли около 1000 км. Оба они двигались на запад. Тот, что был севернее, двигался почти вдвое быстрее южного шторма: их скорости составляли соответственно 11 и 6 м/с. При столкновении они начали закручиваться друг вокруг друга против часовой стрелки. Сразу же после объединения новый вихрь вытянулся в направлении с севера на юг и на обоих его концах появились светлые облака. Через два дня после объединения этот шторм стал более круглым, светлые облака "размазались" по этой окружности и образовали некое подобие гало. Ученые пока не знают, что собой представляют эти светлые облака, отличается ли их состав от окружающей атмосферы или они просто находятся на другой высоте.

Вообще-то, эти вихри двигались довольно медленно и "не в том" направлении (на запад). Обычно штормы в районе экватора Сатурна движутся на восток, а их скорость может достигать 450 м/с. Это примерно втрое быстрее, чем скорость экваториальных ветров на Юпитере. Сатурн вообще самая ветреная планета солнечной системы. Земные ветры по сравнению с ветрами на Сатурне вообще будут выглядеть как легкое дуновение. К тому же на Земле штормы могут продолжаться около недели, а на Сатурне они могут существовать несколько месяцев, лет и даже столетий, и многие из них завершают свое существование, объединившись с другим таким же вихрем, то есть, получаются почти бессмертными. Ну а механизм образования атмосферных вихрей на Сатурне пока неизвестен. Возможно, это удастся прояснить, когда Cassini начнет работу на орбите Сатурна.


Китай разрабатывает свой собственный луноход

В октябре прошлого года после полета первого китайского космонавта Китай объявил о своей весьма амбициозной программе освоения космоса. В нее входит и программа исследования Луны, которая состоит из нескольких этапов. Сначала в 2007 г. к Луне полетит орбитальный зонд, в 2010 г. дело дойдет и до беспилотного спускаемого аппарата с луноходом, а в 2020 г. китайский корабль должен доставить на Землю образцы лунного грунта.

Но, оказывается, что разработкой лунохода в Китае занялись еще пять лет назад. Первые работы по этому проекту были начаты еще в 1999 г. в Университете Цинхуа, а сейчас к нему подключились несколько научно-исследовательских институтов.

По заявлению генерального директора китайской лунной программы "Чанг-е", в конструкции лунохода будет использовано немало новаторских решений. Как сообщается, этот аппарат будет рассчитан на самые разные условия перемещения по лунной поверхности. В частности, на шасси лунохода планируется установить инфракрасные датчики, которые будут фиксировать препятствия на пути и передавать информацию в бортовой компьютер для корректировки траектории движения.


НАСА дает добро на дальнейшую эксплуатацию МКС

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства не видит никаких препятствий к отправке девятой основной экспедиции на Международную космическую станцию. К такому заключению космическое ведомство США пришло в конце прошлой недели, сообщает ИТАР-ТАСС.

По словам представителей НАСА, все системы к намеченному на 18 апреля запуску с Байконура российского корабля "Союз" готовы. На борту "Союза" на орбиту прибудут россиянин Геннадий Падалка, американец Майкл Финк и голландец Андре Кейперс. Кейперс должен был вернуться на Землю 29 апреля вместе с нынешним экипажем МКС: Александром Калери и Майклом Фоэлом. Однако, по словам представителя Центра управления полетами (ЦУП) Валерия Лындина, посадка корабля перенесена на сутки и состоится 30 апреля.

"Мы даем "добро" на смену экипажа и продолжение эксплуатации космической станции", - заявил менеджер программы МКС Уильям Герстенмайер. Восьмая российско-американская экспедиция справилась с большим объемом работ, считают в американском космическом ведомстве. Помимо проведения научных экспериментов Калери и Фоэл выявили и ликвидировали утечку воздуха на борту, починили тренажер, направили на Землю "потрясающие" цифровые снимки горы Эверест, нефтяных пожаров в Ираке и ледяных торосов.

В феврале экипаж МКС впервые совершил выход в открытый космос, оставив на время станцию "необитаемой". По техническим причинам эту операцию пришлось прервать раньше срока, однако на лето запланированы две "космические прогулки" с участием обоих членов будущего экипажа.

В НАСА выражают сожаление в связи катастрофой шаттла Columbia, которая лишила руководителей полетов возможности обеспечивать пребывание на МКС экипажа из трех человек. "В целом очевидно то, что мы в состоянии управлять станцией с помощью экипажа из двух человек. И все-таки жаль, что не удается проводить исследования в том объеме, в каком нам хотелось бы", - сказал один из менеджеров МКС Майк Суффредини.

Предложение российской стороны о продлении срока работы основных экспедиций на МКС с шести месяцев до года в НАСА пока изучают. Главным препятствием для столь длительного пребывания космонавтов на орбите американские специалисты считают проблемы медицинского характера: длительно пребывание в невесомости приводит к атрофированию мышц.


NASA начинает программу разработки сверхтяжелых носителей

NASA начало разработку новых ракет-носителей. Настойчивое требование президента США снова высадить к 2020 году человека на Луну и, возможно, на Марс, поставило NASA перед необходимостью разработки мощного носителя, способного поднять значительное количество оборудования на орбиту, сообщает Space News. Но отказываться от существующих ракет Atlas-5 и Delta-4 агентство пока не собирается. Эти носители еще будут использоваться для доставки небольших, готовых к сборке модулей. Программа полета на Луну потребует доставки на орбиту свыше 100 тонн оборудования и топлива, а пилотируемый полет на Марс, по оценкам экспертов, - в 3-5 раз больше.

Современные мощные ракеты-носители способны выводит на орбиту от 25 до 27 тонн груза. Поэтому NASA начало шикоромасштабную программу модернизации парка носителей. Так, усовершенствованные модели "Атласа" и "Дельты" смогут нести полезную нагрузку уже в 40-60 тонн, а новейшая разработка на основе системы Space shuttle - до 80-100 тонн.

Еще одна из задач, которую предстоит решать NASA - каким образом вывести на орбиту Jupiter Icy Moons Orbiter, начало полета которого к спутникам Юпитера запланировано на 2015 год. Это будет крупнейший в истории агентства космический корабль, весом более 30 тонн и 15-тонным запасом топлива. Вывести на орбиту такой массивный корабль в настоящее время не под силу ни одному из существующих носителей, по мнению Space News (на самом деле, разработанный в Советском Союзе носитель "Энергия " имел грузоподъемность около ста тонн, прим. Lenta.Ru). Эксперты NASA предполагают два возможных варианта действий: постройка мощнейшей ракеты-носителя либо сбор корабля для юпитерианской экспедиции на околоземной орбите, куда части аппарата будут доставляться в несколько приемов. В любом случае, специалисты NASA планируют все тщательно взвесить и рассчитать.

Один из руководителей NASA, Майкл Гриффин (Michael Griffin), полагает, что наиболее перспективный и экономически целесообразный вариант - это потратить 3-4 миллиарда долларов на создание усовершенствованного носителя на базе технологии Space shuttle, способного нести полезную нагрузку в 100 тонн.


Опасные для Земли астероиды теперь будут искать и в южном полушарии неба

До сих пор поиск потенциально опасных для Земли астероидов велся главным образом с помощью телескопов, установленных в северном полушарии нашей планеты. Однако астероид, способный столкнуться с Землей и устроить если не глобальную, то очень серьезную катастрофу, может прилететь с любого направления. Так что недавно пробел в поисках был ликвидирован: поиском таких астероидов займутся астрономы, работающие на телескопах обсерватории Siding Spring, принадлежащей Австралийскому национальному университету.

Два таких астероида были замечены 29 марта. Это были довольно крупные астероиды. Первый из них имеет размер в поперечнике около 100 м, а второй - 300 м. Сначала их заметили в 0,5-метровый телескоп Uppsala Schmidt, а потом это открытие было подтверждено с помощью более мощного телескопа с диаметром апертуры 1 м.

100-метровый астероид получил в каталоге название 2004 FH29. Он делает полный оборот вокруг Солнца за 2,13 г. На этот раз он пролетел на расстоянии около 3 млн км от Земли с относительной скоростью 10 км/с. Второй астероид размером 300 м получил наименование 2004 FJ29, его период обращения вокруг Солнца составляет 46 недель. Он пролетел еще дальше от Земли - на расстоянии 20 млн км (это около 52 расстояний от Земли до Луны). При этом его относительная скорость составляла 18 км/с.

Никакой угрозы для Земли эти астероиды не представляли. Но если бы 100-метровый астероид влетел в атмосферу Земли, то на поверхность он бы не упал, а взорвался бы в атмосфере. Мощность этого взрыва, по подсчетам ученых, составила бы порядка 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это было бы сравнимо с взрывом, который произвел Тунгусский метеорит в 1908 г. Ущерб от 300-метрового астероида был бы существенно больше. Он, скорее всего, не сгорел бы целиком в атмосфере и после взрыва в атмосфере, мощность которого составила бы 1400 мегатонн, часть астероида в виде обломков упала бы на поверхность земли.

Глобальную же катастрофу на Земле, по мнению ученых, может вызвать астероид размером от 1 км и больше. Поисками таких астероидов в окрестностях Земли астрономы занимаются в рамках программы наблюдения за околоземными объектами Near-Earth Object Observation Program, которая финансируется NASA. Предполагается, что за 10 лет работы по этой программе удастся обнаружить и определить параметры орбит как минимум 90% потенциально опасных для Земли астероидов размером не менее километра в поперечнике.



Нас считают