15 апреля 2004 г.

Китай собирается запустить свой собственный космический солнечный телескоп

Mars Express сфотографировал марсианские каналы Louros Valles

Сегодня вертолетчики продемонстрируют свое умение ловить сброшенную из космоса капсулу

Третий космический турист начал подготовку к полету

Инфракрасный телескоп Spitzer обнаружил в нашей галактике гигантские молодые звезды

В NASA разработан "черный ящик" для спортсменов и астронавтов

Менеджерам NASA выдвинули ультиматум

Астрономы к своему удивлению не нашли у Седны спутника

Китай собирается запустить свой собственный космический солнечный телескоп

Китай что-то не на шутку решил заняться космосом. Программа исследования Луны на 15 лет вперед уже принята. Теперь дошло дело до космических телескопов. По сообщению китайского информационного агентства "Синьхуа" со ссылкой на директора Национальной астрономической обсерватории Аи Гуосианга (Ai Guoxiang), в период с 2006 по 2010 год Китай собирается вывести на околоземную орбиту первый китайский солнечный телескоп.

Известна и высота этой орбиты - 750 км над поверхностью Земли. Сообщается также, что по своим характеристикам этот телескоп будет соответствовать самому высокому мировому уровню.

Напомним также, что сейчас в космосе работает солнечный телескоп SOHO, который является совместным проектом NASA и Европейского космического агентства. Он находится в первой точке Лагранжа на прямой, соединяющей Землю и Солнце, на расстоянии 1,5 млн км от Земли. SOHO круглосуточно ведет съемку Солнца и его ближайших окрестностей, поставляя на землю информацию о пятнах на Солнце, мощных выбросах вещества с его поверхности и других процессах на нашей ближайшей звезде.

Mars Express сфотографировал марсианские каналы Louros Valles

Европейский исследовательский зонд Mars Express сейчас работает на околомарсианской орбите, с которой он ведет съемку поверхности Марса. Здесь представлен снимок сети каналов, получившей название Louros Valles по имени реки в Греции. Эта фотография была сделана стереокамерой высокого разрешения с высоты 269 км. Разрешение изображения на этом снимке составляет около 13 м на пиксел. Координаты этого участка на Марсе составляют 278.8 град. в.д. и 8,3 град. ю.ш. Север находится вверху.

На севере от системы каналов Louros Valles находится каньон Ius Chasma (темная поперечная полоса в верхней части снимка), который протянулся с востока на запад. Этот каньон входит в огромную систему марсианских каньонов Valles Marineris. Ученые полагают, что темные отложения на дней каньона Ius Chasma, скорее всего, были нанесены сюда водой или ветром.

Американский зонд Genesis, который в августе 2001 г. отправился в космос собирать образцы солнечного ветра (т.е. частиц, выбрасываемых Солнцем в окружающее пространство), 1 апреля 2004 г. официально закончил это занятие, закрыл свои ловушки и упаковал их в специальную капсулу. Сейчас Genesis направляется в сторону Земли и 8 сентября 2004 г., пролетая мимо, должен сбросить над пустыней в штате Юта упомянутую капсулу с образцами. Она должна спуститься на парашюте, но упасть на землю она не должна, поскольку этого удара могут не выдержать ловушки с аэрогелем на подложках из золота, сапфира, кремния и алмаза, в которых застряли солнечные частицы. Капсулу должны поймать в воздухе с вертолета.

Операция это не очень простая, поэтому вертолетчики должны хорошо потренироваться. Сегодня 15 апреля NASA планирует провести демонстрацию успехов вертолетчиков, и на это мероприятие зовут прессу. Вертолету предстоит довольно аккуратно приблизиться к парашюту с капсулой и зацепить его большим крючком. К этой миссии подготовились два экипажа вертолета, в составе которых есть бывшие военные вертолетчики, вертолетчики-каскадеры из Голливуда и один действующий летчик-испытатель ВВС США. Демонстрация будет происходить над территорией военного полигона Юма в штате Аризона.

Третий космический турист начал подготовку к полету

14 апреля в Звездном городке началась подготовка к полету третьего космического туриста, американского бизнесмена и ученого Грегори Олсена. Полет должен состояться в апреле будущего года на российской ракете "Союз", и на Международной космической станции Олсен проведет семь дней. Посредником между миллионером и Федеральным космическим агентством РФ (бывший Росавиакосмос) выступает фирма Space Adventures, ранее оказавшая помощь в отправке на орбиту первых двух туристов - Денниса Тито и Марка Шаттлуорта.

После официального представления руководству Центра подготовки космонавтов (РГНИИЦПК им. Ю.А.Гагарина) Олсен практически сразу приступил к занятиям по специальной программе, в которую входят теоретически дисциплины, физические тренировки, и изучение русского языка. Последний пункт Олсен считает для себя особенно важным, хотя русский язык дается ему не слишком легко.

Важно заметить, что Олсен станет первым частным лицом, которому будет разрешено провести на МКС серию научных экспериментов. Компания американского миллионера занимается разработкой инфракрасных оптических систем. Именно в этой области Олсен и намерен осуществить ряд весьма важных исследований. В частности, потенциальный космический турист рассчитывает, что в условиях невесомости ему удастся вырастить более крупные кристаллы, применяемые в инфракрасных датчиках и других высокотехнологичных приборах. Кроме того, Олсен собирается оценить изменения тепловых уровней земной атмосферы и проанализировать степень ее загрязнения. Хотя пока эти планы окончательно не утверждены.

Остается лишь добавить, что полет на Международную космическую станцию обойдется Олсену в двадцать миллионов долларов США (столько же заплатили Тито и Шаттлуорт).

Космический телескоп Spitzer ИК-диапазона длин волн был отправлен на околоземную орбиту в августе 2003 г. Он стал последним четвертым по счету космическим телескопом из серии "Великих обсерваторий" NASA, в которую входит оптический телескоп Hubble, гамма-телескоп Compton Gamma Ray Observatory и рентгеновский телескоп Chandra.

Работа в инфракрасном диапазоне длин волн позволяет телескопу Spitzer увидеть в космосе то, что скрыто за облаками газа и пыли и остается невидимым для человеческого глаза и оптических телескопов. А именно в таких облаках газа и пыли идет образование новых звезд.

Например, здесь представлен снимок области бурного рождения новых звезд, получившей название DR21. Эти новые звезды были обнаружены именно благодаря телескопу Spitzer. Яркие пятна на нем соответствуют молодым очень массивным звездам, которые своим мощным излучением освещают облака газа и пыли. Самая большая из этих звезд примерно в 100 тысяч раз ярче нашего Солнца.

Область DR21, где рождаются эти звезды-монстры, находится в нашей галактике Млечный Путь на расстоянии около 10 тыс. световых лет от нас в направлении созвездия Лебедя. Эта область окружена такими плотными облаками космической пыли, что в видимом диапазоне длин волн она вообще не видна. До запуска телескопа Spitzer эту область наблюдали в радиотелескопы и в телескопы ближнего ИК-диапазона длин волн, но такой яркой картины с их помощью увидеть не удалось.

Отметим также, что видные на снимке красноватые волокнистые структуры - это области, где обнаружено присутствие органических соединений, а именно полициклических ароматических углеводородов. А небольшие зеленоватые пятна, окружающие самые яркие области - это струи раскаленного газа, разгоняемые мощным излучением молодых звезд.

В NASA разработан "черный ящик" для спортсменов и астронавтов

Американское аэрокосмическое агентство (NASA) разработало миниатюрное устройство CPOD, фактически представляющее собой некое подобие "черного ящика" для человека.

Прибор весом около 60 граммов (это даже легче портативного МР3-плеера Apple iPod mini) закрепляется на поясе и снимает все основные показатели жизнедеятельности организма владельца. В частности, CPOD фиксирует частоту сокращений сердечной мышцы, кровяное давление, частоту дыхания, температуру тела и уровень кислорода в крови. Накопленные за несколько часов данные впоследствии могут быть переданы на компьютер, где проводится их анализ. Кстати, соединение с ПК может быть установлено как через кабель, так и посредством беспроводной связи Bluetooth.

Устройство CPOD также оснащается тремя акселерометрами, измеряющими ускорения при движении человека в различных направлениях. Это позволяет сопоставить, например, увеличение или уменьшение частоты пульса и рост или понижение уровня кровяного давления с изменениями физической нагрузки. Наконец, система CPOD автоматически подает сигнал тревоги в том случае, если какой-либо из фиксируемых параметров выходит за пределы заранее установленных рамок.

"Черный ящик" CPOD ориентирован, в первую очередь, на тех людей, которым приходится постоянно испытывать большие физические нагрузки - это могут быть спортсмены, астронавты, спасатели и т.д. Следует также добавить, что на разработку устройства ученые NASA потратили свыше трех лет и около одного миллиона долларов США.

Менеджерам NASA выдвинули ультиматум

Глава NASA Шон О'Киф начинает трехлетнюю программу с целью изменить сложившуюся в агентстве культуру управления и добиться большей открытости в отношениях между его сотрудниками. Как заявили в руководстве NASA, менеджерам придется либо подчиниться новым требованиям, либо уйти со своих должностей, передает агентство Associated Press.

О'Киф вместе со своим заместителем Джеймсом Дженнингсом (James Jennings) выступил на следующий день после того, как были опубликованы результаты независимого исследования корпоративных отношений в NASA. Выяснилось, что сотрудники агентства по-прежнему неохотно говорят о проблемах обеспечения безопасности полетов со своим руководством, опасаясь негативной реакции. Между тем недостаточное внимание к проблемам безопасности было названо в числе причин катастрофы шаттла Columbia, разбившегося 1 февраля 2003 года.

В ходе исследования специалисты-психологи опросили 45 процентов сотрудников NASA. Остальные отказались заполнять анкеты. По словам Дженнингса, этот факт также свидетельствует о том, что многие сотрудники агентства опасаются открыто говорить с руководством.

Независимая комиссия по расследованию катастрофы шаттла Columbia выяснила, что инженеры NASA вскоре после старта челнока неоднократно ставили вопрос о возможных повреждениях шаттла при его запуске. В частности, они трижды просили сделать спутниковые снимки обшивки шаттла, когда он находился на орбите. Однако руководители космического агентства отказались рассматривать вопрос о безопасности продолжения полета Columbia, а после катастрофы заявили, что в любом случае ничего нельзя было сделать для предотвращения аварии.

Астрономы к своему удивлению не нашли у Седны спутника

У малой планеты Седна, обнаруженной месяц назад американскими учеными на окраине Солнечной системы, по-видимому, нет спутника, сообщает агентство Reuters. Первоначально астрономы придерживались противоположного мнения, но расшифровка фотографий, сделанных орбитальным телескопом Hubble, не подтвердила их предположения, сказал Майк Браун из Калифорнийского технологического института.

Открывшие Седну астрономы ожидали найти спутник на орбите планетоида. Основанием для этого служило слишком медленное вращение Седны вокруг своей оси - один день на малой планете длится от 20 до 50 земных дней.

По мнению Брауна, Седна все же может иметь спутник, так как что-то должно замедлять ее вращение. Астроном полагает, что спутник не видно либо из-за слабого для такой задачи разрешения орбитального телескопа, либо луна находится постоянно с невидимой стороны Седны. И, наконец, еще один вариант, заключающийся в том, что когда-то у планетоида существовал спутник, но он был разрушен из-за столкновения с другим космическим объектом, либо был утянут за собой близко прошедшим астероидом.

Седна названа в честь эксимосской богини, создавшей морских обитателей. Это самый холодный и далекий объект из когда-либо обнаруженных в Солнечной системе. Планетоид вращается по сильно вытянутой орбите вокруг Солнца с периодом обращения 10500 лет, максимальное расстояние от Солнца достигает 135 миллиардов километров, а температура на поверхности Седны никогда не поднимается выше минус 240 градусов Цельсия.

Браун и другие исследователи полагают, что на окраине солнечной системе находится еще много объектов, аналогичных Седне по своим характеристикам.