Зонд Gravity наконец-то отправился проверять правильность теории относительности Эйнштейна
Идея создания космического аппарата, который сможет проверить правильность положений теории относительности Эйнштейна об искривлении пространства-времени в поле тяготения массивных тел, была выдвинута еще в конце 1950-х годов, когда начали запускать на околоземные орбиты первые спутники. А первое финансирование из бюджета NASA проект такого аппарата получил в 1963 г.
Но до его реального строительства дело дошло лишь в последние годы. Общая стоимость проекта составила 700 млн дол. Зонд получил название Gravity Probe B и дату запуска - октябрь 2002 г. А потом начались многочисленные задержки и переносы сроков из-за разных технических проблем с ракетой и с самим зондом. Не обошлось без проблем и на финишной прямой. Старт был назначен на 17 апреля, но в итоге он состоялся 20 апреля. На околоземную орбиту зонд Gravity B, вес которого составляет 3175 кг, вывела ракета Delta 2, взлетевшая с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.
Теперь зонду предстоит выйти на полярную орбиту высотой 640 км, на которой он после двух месяцев проверки и настройки оборудования начнет работать. Собирать информацию о ситуации с пространством-временем в окрестности Земли он будет в течение 12-14 месяцев. Для этого на нем установлен телескоп и четыре самых точных на сегодняшний день гироскопа. С помощью телескопа Gravity B предстоит нацелиться на опорную звезду HR 8703 в созвездии Пегаса, а потом дважды в день фиксировать положение осей гироскопов относительно направления на эту звезду и сообщать эту информацию в наземный ЦУП.
Эти гироскопы представляют собой сферы из плавленого кварца размером с шарик для пинг-понга, вращающиеся вокруг собственной оси со скоростью 10 тыс. об/мин. Форма этих сфер почти идеальна: отклонение не превышает 40 атомных слоев. Такой точности требуют условия эксперимента. Все гироскопы находятся при криогенной температуре в сосуде дьюара с жидким гелием (1,8 градусов Кельвина). Для измерения отклонения оси вращения каждого гироскопа на зонде имеются сверхпроводящие квантовые интерференционные датчики (СКВИДы), которые могут фиксировать изменения угла с точностью до 40 угловых миллисекунд.
Если теория Эйнштейна верна, то за год оси гироскопов под действием гравитационного поля Земли должны отклониться примерно на 6600 угловых миллисекунд, а эффект, обусловленный вращением Земли вокруг собственной оси, будет еще слабее - около 41 угловой миллисекунды.
NASA выполнило первые пункты программы по возвращению "шаттлов" к полетам
Независимая комиссия, которая следит за ходом работ в NASA по выполнению требований новых правил безопасных полетов "шаттлов", недавно констатировала, что NASA выполнило 3 пункта из 15 в списке рекомендаций комиссии по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia. Правда, эти пункты касаются решения "организационных", а не "технических" проблем по обеспечению безопасных полетов "шаттлов". Вот они:
1. Заключены новые соглашения с Национальным агентством по геопространственным исследованиям (National Geospatial-Intelligence Agency). Его спутники будут вести подробную съемку "шаттлов" в полете.
2. Проведен аудит всех основных проектов, касающихся полетов "шаттлов", и приняты новые правила, в соответствии с которыми при всех процедурах с нанесением теплозащитной пены и при всех финальных проверках всего летного оборудования должны присутствовать два сотрудника NASA.
3. Составлен исчерпывающий план полной проверки всей системы тепловой защиты "шаттла".
В общем, три шажка в космос для "шаттлов" сделаны. Остались еще 12 далеко не самых маленьких шагов. И их необходимо сделать к весне 2005 г. Хотя NASA утверждает, что первый "шаттл" вновь полетит только тогда, когда будет гарантирована безопасность его полета.
Европа намерена подписать с Японией договор о "перекрестных" запусках
Конкуренция на мировом рынке космических запусков сейчас довольно острая. Поэтому неудивительно, что производители ракет, чтобы сохранить свои позиции на рынке и не разориться идут даже на заключение соглашения с потенциальными конкурентами.
Например, компания Arianespace, производитель ракет Ariane, намерена всячески способствовать заключению соглашения между Европой и Японией о "взаимопомощи" в деле запуска правительственных спутников. Благодаря этому соглашению европейский спутник, который изначально предназначался для запуска на ракете Ariane, можно будет в случае каких-то технических проблем или других форс-мажорных обстоятельств запустить на японской ракете. И наоборот.
В прошлом году компания Arianespace уже подписала аналогичное соглашение, но касающееся коммерческих запусков, с японской компанией Mitsubishi Heavy Industries и американской корпорацией Boeing.
Что же касается государственного соглашения между Европой и Японией, то оно может оказаться выгодным обеим сторонам, так как космические бюджеты у них не очень велики, мало ракет-носителей и пространство для маневра в случае возникновения каких-то проблем очень узкое.
Правда, в данной паре "Европа-Япония", скорее всего, игра будет идти в одни ворота. Япония, несмотря на горячее желание стать заметным игроком на рынке космических запусков, не очень-то преуспела в деле строительства ракет. Японские ракеты получаются очень дорогими, летают они редко, а процент аварий весьма высок. Но спутники запускать надо. Так что если со своими ракетами не получается, то придется пользоваться чужими. Может, это даже дешевле выйдет. Во всяком случае, Arianespace уже имеет на этот год два контракта на запуск японских спутников и надеется получить еще два или три.
Космический телескоп WSO будут строить без американцев
После того, как NASA решило отменить последнюю пилотируемую экспедицию для ремонта и модернизации космического телескопа Hubble, астрономам стало ясно, что в таком состоянии Hubble долго не протянет. Мировая научная общественность стала протестовать против такой постановки вопроса, ее поддержали и ряд членов Конгресса США, и в итоге буквально на днях была создана независимая комиссия, которой предстоит решить, что можно сделать, чтобы продлить жизнь телескопа Hubble.
Что там нарешает эта комиссия, пока неизвестно (к тому же никаких конкретных сроков ее работы названо не было). Поэтому неудивительно, что астрономы разных стран мира очень активно стали интересоваться проектом "Мировой космической обсерватории" (World Space Observatory, WSO), запуск которой, возможно, состоится в 2009 г.
Особо следует отметить, что США в этом проекте не участвуют. Зато о его поддержке объявили 14 других стран мира. Правда, никаких бумаг пока не подписано, и их согласие носит предварительный характер. Возможно, когда дело дойдет до выделения на постройку WSO совершенно конкретных денег, ряды участников проекта поредеют. Пока создан "исполнительный комитет", в который вошли представители 19 стран мира, в том числе Германии, Франции, Италии, Китая, Швеции, Норвегии, Украины, Литвы, Латвии и Эстонии. В числе членов комитета с "совещательным" голосом есть также представители ООН и Европейского космического агентства.
Но самое неожиданное в этой затее то, что руководить проектом взялось Российское федеральное космическое агентство. То, что участие России в проекте WSO будет финансироваться из бюджета, весьма сомнительно (на науку денег как всегда нет и в обозримом будущем не будет). Скорее всего, вкладом России будет "космический опыт" и ракета-носитель, которая выведет телескоп WSO в космос (причем на саму ракету и ее запуск скинутся остальные участники). Тем не менее, отрадно желание остальных стран проявить независимость от большого кармана Дяди Сэма и стремление избавить себя от неприятных сюрпризов, подобных тому, что произошел с телескопом Hubble.
Правда, следует отметить, что по своему рабочему диапазону длин волн телескоп WSO отличается от Hubble. WSO будет наблюдать звездное небо в ультрафиолетовом диапазоне длин волн. Hubble же работает в видимом и инфракрасном диапазонах.
Еще раз повторимся, что строительство телескопа WSO еще не начиналось, и никаких решений о финансировании этого проекта пока не принято. Но будет жалко, если потенциальные участники так и не договорятся о том, кому сколько платить, и все ограничится подписанием протоколов о намерениях.
Космонавты МКС Падалка и Финк выйдут в космос в новых скафандрах от фирмы "Заря"
Геннадий Падалка и Майкл Финк, прибывшие в среду на МКС, выполнят два выхода в космос в новых российских скафандрах "Орлан".
Космические костюмы на борту станции для них проверили участники предыдущей экспедиции на МКС - Майкл Фоэл и Александр Калери. Об этом РИА "Новости" рассказал координатор NASA в РФ по связям с общественностью Сергей Пузанов. Он уточнил, что Фоэл и Калери не "надевали" скафандры, а просто подсоединили их ко всем необходимым системам.
В программе полета девятой экспедиции на МКС значатся два выхода в открытый космос - в июле и августе. В ходе первого выхода на служебном модуле будет установлен отражатель для нового европейского грузового корабля "Жюль Верн" или ATV.
Во время второго выхода космонавты заменят отслужившие свой срок панели на функционально-грузовом блоке, а также активизируют ряд служебных систем.
Все эти работы должны были выполнить еще Майкл Фоэл и Александр Калери. Однако во время их единственного выхода в открытый космос 27 февраля 2004 года у Калери стал перегреваться скафандр, в связи с чем время работы экипажа за бортом было сокращено. Такое решение принял руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев по соображениям безопасности.
Российский скафандр "Орлан-М" 2000 года выпуска, ресурс которого подходил к концу, перегрелся после трех часов работы в открытом космосе. Причина неполадок выяснилась практически сразу по возвращении Александра на станцию - скафандр перегрелся из-за пережатия трубки системы охлаждения.
"Когда я ее распрямил, то сразу пошло охлаждение", - сказал Калери во время переговоров с техническими специалистами ЦУП после возвращения на МКС.
Фирма "Заря" с 1977 года разработала пять модификаций скафандра "Орлан". Предыдущие модели этих скафандров использовались для внекорабельных работ еще на российской станции "Мир". Скафандр "Орлан-М" представляет собой модификации серии "Орлан".
По конструкции российский скафандр является полужестким. Корпус и шлем выполнены в виде единой металлической конструкции - кираса, а оболочки рук и ног изготовлены из мягких материалов.
Скафандр "Орлан-М" не надевают, а "входят" в него сзади, через люк в кирасе. В его наспинной части размещена автономная система обеспечения жизнедеятельности, которая одновременно служит герметичной крышкой входного люка.
Конструкцией предусмотрена возможность замены сменных элементов и агрегатов систем скафандра, а также дозаправки водой системы терморегулирования.
Впервые выход в скафандрах "Орлан-М" был осуществлен 29 апреля 1997 года на станции "Мир" экипажем в составе командира Василия Циблиева и бортинженера Джерри Линенджера.
|