23 апреля 2004 г.

К 14-летию запуска телескопа Hubble NASA опубликовалo снимок столкновения галактик

На небе появилась комета LINEAR C/2002 T7

Новая комета Брэдфилда успешно обогнула Солнце

Особенности взрыва сверхновой SNR 0540-69.3

На Юпитере начинается глобальное изменение климата?

На МКС сломался второй гироскоп из четырех

Марсоходы остановились немного отдохнуть

Астронавт Кейперс и 70 тысяч школьников начали выращивать салат на МКС

Экипажу МКС придется чинить гироскоп в открытом космосе

Комический телескоп Hubble был запущен NASA 24 апреля 1990 года. К 14-летию запуска Hubblesite опубликовал новый уникальный снимок, сделанный телескопом: столкновение двух галактик.

На снимке видно, как похожее на алмазный браслет кольцо ярчайших голубых звезд окружает то, что некогда было нормальной спиральной галактикой. Сверкающее голубое кольцо имеет диаметр свыше 150 тысяч световых лет - это больше, чем диаметр нашей родной галактики - Млечного Пути.

Галактика под номером AM 0644-741, расположенная в 300 миллионах световых лет от Земли, относится к так называемым "кольцевым галактикам". Кольцевые галактики - особенно впечатляющий пример того, как столкновения галактик могут изменить их структуру и, кроме того, инициировать рождение новых звезд. Они появляются при специфическом столкновении, когда одна из галактик ("вторженец") проходит точно через диск второй ("цель").

Гравитационный удар чудовищно изменил орбиты звезд и межзвездного газа в диске галактики - "цели", выбросив их наружу. По мере того, как кольцо "пропахивало" свое окружение, газовые облака сталкивались и сжимались, чтобы затем сжаться под действием своего тяготения и сформировать новые звезды.

Бурное рождение новых звезд объясняет голубой цвет кольца: оно постоянно формирует массивные горячие молодые звезды, которые всегда имеют голубой цвет. Еще один признак массировного формирования звезд - это розовые поля вокруг диска, которые являются облаками разреженного водорода, светящегося в сильном ультрафиолетовом излучении новых звезд.

Феерическое зрелище сверкающей полосы голубых звезд, протянувшейся через небо, по космическим меркам просуществует относительно недолго. Теоретические расчеты показывают, что голубое кольцо достигнет своего максимального радиуса через 300 миллионов лет, после чего начнет исчезать.

На небе появилась комета LINEAR C/2002 T7

Буквально три дня назад на утреннем небе ненадолго стала появляться комета, фигурирующая в каталоге под названием LINEAR C/2002 T7, из которого следует, что открыта она была в 2002 г. Пока астрономы не могут точно сказать, насколько яркой она будет в ближайшие дни, но то, что ее можно будет увидеть невооруженным глазом, это точно. Правда, условия ее наблюдения далеки от идеальных. Жители северного полушария Земли смогут до конца апреля и в первых числах мая найти эту комету почти у самого горизонта в восточной части неба примерно за час до рассвета.

Эта эффектная фотография кометы LINEAR C/2002 T7 была сделана 17 апреля с помощью 14-дюймового телескопа SoTIE обсерватории Las Campanas в Чили (в южном полушарии комета была видна с середины марта).

Новая комета Брэдфилда успешно обогнула Солнце

23 марта этого года астроном-любитель Уильям Брэдфилд (William Bradfield) из Австралии открыл новую комету, которая получила его имя. Это была уже 18-я по счету комета, открытая Брэдфилдом (первую он обнаружил еще в 1972 г.). В момент своего открытия новая комета приближалась к Солнцу. По расчетам она должна была пройти точку перигелия своей орбиты 17 апреля.

Так оно и произошло. Но незадолго до этого, 15 апреля, эта комета попала в поле зрения космического телескопа SOHO, который ведет съемку Солнца и его окрестностей. Его снимки можно увидеть на специальном сайте NASA. Вверху показана одна из фотографий 18-й кометы Брэдфилда, сделанная зондом SOHO.

Минимальное расстояние кометы от Солнца составило 25,2 млн км, а это в 2,3 раза меньше радиуса орбиты Меркурия, первой планеты от Солнца. Астрономы не были уверены в том, что комета переживет это сближение с Солнцем, ведь многие из них испаряются при первой же своей попытке пролета мимо Солнца. Однако с кометой Брэдфилда этого не произошло. 17 и 18 апреля ее не было видно на снимках с SOHO, так как она находилась в той "слепой" зоне телескопа. Чтобы защитить оптику от прямого яркого света Солнца на телескопе установлен специальный диск. Но 19 апреля комета вновь появилась на фотографиях, прежде чем выйти из поля зрения телескопа.

Обитатели северного полушария Земли в ближайшие ночи смогут увидеть ее с помощью любительского телескопа (а может быть даже и невооруженным глазом). Она должна появляться очень низко над горизонтом в направлении восток-северо-восток примерно за полтора часа до рассвета.

Особенности взрыва сверхновой SNR 0540-69.3

Рентгеновский космический телескоп Chandra сфотографировал то, что осталось от взрыва сверхновой, произошедшего около тысячи лет назад. Объект этот называется SNR 0540-69.3. Раньше здесь была массивная звезда, которая, сбросив внешнюю оболочку, превратилась очень плотную нейтронную звезду диаметром около 15 км. А ударная волна от этого взрыва устремилась в окружающее космическое пространство со скоростью более 8 млн км/час.

Яркое белое пятно в центре снимка - это свечение облака высокоэнергетических частиц размером около 3 световых лет в поперечнике. Это облако образовалось при быстром вращении уже упомянутой нейтронной звезды (такие звезды называются пульсарами). Этот пульсар вращается вокруг своей оси со скоростью около 20 оборотов в секунду, и при этом генерируется мощное рентгеновское излучение эквивалентное излучению 30 тысяч Солнц.

Окружающая центральную область мощного излучения оболочка представляет собой облако раскаленного газа с температурой около 50 млн градусов С диаметром 40 световых лет. У других пульсаров, в том числе у известного пульсара в Крабовидной туманности, такого облака нет. По мнению астрономов, оно образовалось из-за того, что изначально та самая массивная звезда, которая взорвалась как сверхновая, находилась в области, где было много межзвездного газа. Взрыв сверхновой разметал этот газ в стороны и разогрел его до очень высоких температур, в результате чего и образовалась раскаленная оболочка, испускающая рентгеновское излучение.

На Юпитере начинается глобальное изменение климата?

В номере журнала Nature от 22 апреля опубликована статься Филипа Маркуса (Philip Marcus), профессора кафедры машиностроения Калифорнийского университета в Беркли. Правда, посвящена она не проблемам машиностроения, а климату Юпитера. Маркус на основе данных о поведении пятен на поверхности Юпитера составил прогноз изменения климата на этой планете. Напомним, что эти пятна представляют собой большие атмосферные вихри.

Если представленная Маркусом модель атмосферы Юпитера верна, то в течение ближайших 10 лет большинство пятен на Юпитере должны исчезнуть, средняя температура в экваториальной части планеты повысится на 10 градусов С, а в приполярных областях станет на столько же градусов холоднее. Этот глобальный температурный сдвиг приведет к появлению новых мощных ветров в атмосфере Юпитера, к нестабильности этой атмосферы и, следовательно, к появлению новых вихрей-пятен. То есть все вернется на круги своя. И такие цикличные изменения климата по расчетам Маркуса происходят на Юпитере раз в 70 лет.

Правда, эти катаклизмы не коснутся самого знаменитого пятна Юпитера - Большого Красного пятна. Согласно модели Маркуса, исчезновение ему не грозит главным образом потому, что оно находится вблизи экватора (в средних и высоких широтах эта модель прогнозирует существенно более бурные процессы). В принципе, то, что на Большое Красное пятно не влияют 70-летние циклы изменения климата (если они вообще имеют место), подтверждается более чем 300-летними наблюдениями этого пятна. Это пятно находится немного южнее юпитерианского экватора. Оно представляет собой самый большой на Юпитере атмосферный вихрь, который закручивается против часовой стрелки. Его размер составляет порядка 20 тыс. км в поперечнике. Скорость вращения этого антициклона, согласно данным наблюдений, меньше не становится. В общем, Большое Красное пятно - это очень устойчивое атмосферное образование.

Что касается других пятен Юпитера, то они существенно меньше по размеру Большого Красного пятна. Их по всей поверхности Юпитера насчитывается около дюжины. Все они перемещаются либо на восток, либо на запад, а линейная скорость движения масс газа на внешних краях этих вихрей может достигать 530 км/час.

Мы не будем здесь излагать подробностей созданной Маркусом модели атмосферы Юпитера, так как статья довольно длинная. Но хотелось бы отметить, что Филип Маркус построил свою модель на основе результатов наблюдений рассасывания многих юпитерианских вихрей-пятен и на базе основных принципов динамики жидкости и газа, изложенных в учебниках для студентов-младшекурсников. С другой стороны, Nature - это довольно серьезный журнал, который не печатает опусы "изобретателей вечных двигателей". Кроме того, на свои исследования атмосферы Юпитера Маркус получил гранты от трех серьезных организаций - NASA, Национального научного фонда США и Лос-Аламосской Национальной лаборатории.

Ждать подтверждения или опровержения предложенной модели осталось, в принципе недолго. 10 лет пролетят быстро.

На МКС сломался второй гироскоп из четырех

На МКС вышел из строя один из гироскопов, отвечающих за стабилизацию положения станции на орбите, сообщает CNN.

Как объявили в четверг представители NASA, техническая неполадка возникла на станции через несколько часов после того, как на нее прибыл экипаж девятой международной экспедиции. Для ликвидации неисправности в ближайшее время экипаж должен совершить выход в открытый космос.

В NASA подчеркунули, что поломка гироскопа не представляет угрозы для безопасности экипажа и станции. Оставшихся двух гироскопов хватит для стабилизации станции на орбите. В том случае, если сломается еще один гироскоп, то на МКС будут включены двигатели малой тяги, что также поможет обеспечить стабильное положение станции на орбите. Однако расход топлива в этом случае будет значительно выше.

МКС оснащена четырьмя гироскопами, предоставленными американской стороной. Один из них вышел из строя два года назад. Гироскоп оказалось невозможно починить на орбите. Планировалось, что он будет заменен другим, который доставит на станцию американский шаттл. Используемые на МКС гироскопы слишком велики, чтобы их могли доставить на орбиту российские транспортные корабли. Однако после катастрофы "Колумбии" полеты шаттлов были прекращены на неопределенное время.

Марсоходы остановились немного отдохнуть

Оба близнеца-марсохода остановились на кромках кратеров во время изучения противоположных сторон Марса. Предполается, что обе стоянки будут промежуточными паузами в долгом путешествии "Спирита" и "Оппортьюнити".

"Спирит" прибыл в 300-метровый кратер Миссула (Missoula Crater), и продолжал двигаться в сторону гряды холмов. Марсоход сфотографировал панораму кратера в четверг, 15 апреля, и направился к кратеру Гусева (Gusev Crater).

С диаметрально противоположной стороны Марса "Оппортьюнити" достиг кратера Фрама (Fram Crater), и на снимках видны беспорядочно выпирающие глыбы скальной породы.

Операторы ведут "Оппортьюнити" к 500-метровому кратеру Выносливости (Endurance Crater), который лежит в 600 метрах и неделе пути от кратера Фрама.

Этот марсоход установил своеобразный рекорд, проехав в субботу, 17 апреля, 140 метров - максимальное расстояние за всю марсианскую миссию.

Астронавт Кейперс и 70 тысяч школьников начали выращивать салат на МКС

Голландский астронавт Андре Кейперс, находящийся на борту МКС, и 70 тысяч европейских школьников начали совместный эксперимент. Как сообщили информационному агентству ИТАР-ТАСС в Центре управления полетами, 22 апреля 2004 года астронавт и школьники в ходе прямого телесеанса связи с МКС высадили в специальные контейнеры семена салата. Один из контейнеров в течение недели будет находиться на свету, а другой - в темноте.

В разработке эксперимента приняли участие школьники в возрасте от 10 до 15 лет. В конце своей девятидневной орбитальной командировки Кейперс проведет еще один сеанс связи, в ходе которого продемонстрирует юным коллегам, как растет салат в космосе.

Цель эксперимента - изучение влияния микрогравитации на рост растений, пояснил журналистам Кейперс еще перед полетом. А в представительстве Европейского космического агентства в России информагентству пояснили, что образовательные программы являются неотъемлемой частью европейских экспедиций посещения.

По примеру Кейперса, семена салата посадили и в Центре управления полетами.

Экипажу МКС придется чинить гироскоп в открытом космосе

Членам экипажа девятой экспедиции на МКС придется совершить выход в открытый космос для ремонта одного из гироскопов, передает "Интерфакс".

Как сообщили информагентству в российском ЦУПе, устойчивое положение станции на арбите поддерживали три гироскопа, однако 22 апреля один из них вышел из строя. Специалисты предполагают, что причина неполадки - отключение электропитания.

"Ориентацию станции вполне можно поддержать и двумя приборами, но в этом случае получатся, что у нас нет резерва. Если его не починить, то в случае поломки еще одного гироскопа, придется включать двигатели станции", - сказал журналистам оперативный дежурный ЦУПа.

При этом он подчеркнул, что поломка гироскопа не угрожает жизни экипажа МКС.

В космос должны выйти россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финк, прибывшие на МКС для замены работающих там с октября прошлого года Александра Калери и Майкла Фоэла.