27 апреля 2004 г.

Плавучий космодром отправился к месту очередного запуска

На Луне найден новый минерал

С Байконура запущена ракета "Протон-К" с российским спутником связи

4 мая состоится полное лунное затмение

4 мая жители восточного полушария Земли могут стать свидетелями лунного затмения, когда тень от Земли накроет Луну и последняя не сможет отражать солнечный свет по причине временного отсутствия такового.

Наилучшие условия для наблюдения этого явления будут в западной части Азии, над большей территорией Индийского океана и в восточной части Африки. Жители западной Европы смогут застать только финальную часть затмения.

Процесс будет выглядеть примерно так, как показано на снимке вверху. Затмение начнется, когда Луна войдет во внешнюю часть тени Земли, где имеет место не полная тень, а полутень, и лишь через час Луна окажется в "настоящей" тени. В этой полной тени Луна будет находиться в течение 76 минут.

По московскому времени Луна начнет вход в полутень Земли в 21:51, в полную тень она начнет входить в 22:51, фаза полного лунного затмения будет продолжаться с 23:52 (4 мая) до 1:08 (5 мая), в 2:12 Луна выйдет из полной тени, а в 3:10 и из полутени.

Ну а следующее полное лунное затмение, которое произойдет в ночь с 28 на 29 октября, "покажут" жителям западного полушария и западных территорий Европы и Африки.

Метеорит, который прилетел с Фобоса

В 1980 г. в Йемене на территории советской военной базы упал метеорит размером с кулак. Он получил название Кайдунский метеорит. И хотя это произошло 24 года назад, данные исследований этого метеорита опубликованы только сейчас (в журнале Solar System Research, vol 38, p. 97). И это неслучайно.

За многие годы на Земле было найдено несколько метеоритов, которые когда-то входили в состав камней, выбитых с поверхности Марса. Кайдунский метеорит не похож ни на марсианские метеориты, ни на какие другие метеориты, найденные на Земле (а их каталог насчитывает 23 тысячи наименований). По мнению Андрея Иванова, сотрудника Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского, который занимался исследованиями этого космического камня, прилетел он, скорее всего, с Фобоса - одного из спутников Марса (он на снимке). То есть, это единственный известный метеорит, имеющий такое происхождение.

В его состав входят такие вещества, которые не встречаются ни в одном другом метеорите. Его исследования с помощью электронного микроскопа показали, что в нем есть два фрагмента вулканических пород, которые формируются только в массивных планетоподобных телах, имеющих ядро, мантию и кору. Но основную часть метеорита составляет материал с высоким содержанием углерода, который до сих пор встречался только в астероидах.

Этот парадокс Иванов и его коллега Майкл Золенски (Michael Zolensky) из Космического центра им. Джонсона агентства NASA объясняют тем, что Кайдунский метеорит мог прилететь с Фобоса, так как марсианские луны Фобос и Деймос, скорее всего, были астероидами, которые некогда были захвачены гравитационным полем Марса. То есть, углеродистые вещества в метеорите являются следствием астероидного прошлого Фобоса, а вулканические фрагменты попали в него с Марса, когда на орбиту Фобоса выбрасывались обломки столкновений Марса с другими астероидами.

Почему в качестве "родины" Кайдунского метеорита выбран именно Фобос, а не Деймос, объясняется следующим образом: высота орбиты Фобоса над поверхностью Марса составляет 9400 км, а высота орбиты Деймоса гораздо больше - почти 23,5 тыс. км. Так что обломкам с Марса до Фобоса было гораздо проще долететь.

Подтвердить или опровергнуть гипотезу Иванова и Золенски о происхождении Кайдунского метеорита можно было бы, взяв образцы грунта на Фобосе. В принципе, в Европейском космическом агентстве по предложению ученых из Великобритании сейчас рассматривается возможность отправки зонда к Фобосу в рамках программы исследования Марса. Но когда состоится такая миссия, пока неизвестно.

Новые старые фотографии Венеры, сделанные советскими космическими аппаратами

Экспедиции исследовательских зондов к другим планетам солнечной системы до сих пор являются довольно рискованными предприятиями. В качестве самого свежего примера можно привести потерю европейского спускаемого аппарата Beagle 2, который в назначенное время отделился от орбитального зонда Mars Express, но так и не подал никаких сигналов с поверхности Марса. Что с ним произошло, так и осталось невыясненным. Можно также вспомнить потерю сразу двух американских марсианских зондов в 1999 г. Один из них - Mars Climate Orbiter - должен был выйти на орбиту Марса, а второй - Mars Polar Lander - должен был совершить посадку на Красную планету.

А ведь советские межпланетные станции серии "Венера" успешно летали к одноименной планете больше 40 лет назад. Первая станция "Венера-1" отправилась к Венере в 1961 г., а первую успешную посадку на Венеру совершил зонд "Венера-7" в 1970 г. И потом к Венере слетало еще 9 советских космических кораблей. В общей сложности в период с 1961 по 1984 г. Венеру исследовали 10 советских спускаемых аппаратов, 4 орбитальных корабля и 3 атмосферных зонда. Все они передали на Землю фотографии поверхности Венеры, данные о ее атмосфере и составе грунта.

Конечно, по теперешним меркам качество тех старых фотографий оставляет желать лучшего. Но американцы с помощью современных компьютерных технологий смогли получить из старых снимков вполне достойные изображения.

Этим проектом занимался бывший сотрудник AT&T Bell Labs Дональд Митчелл (Donald Mitchell).

Вот, например, фрагмент топографической карты участка поверхности Венеры вблизи ее северного полюса. Митчелл составил эту карту, использовав данные высотомеров со станций серии "Венера" и с американского зонда Magellan (он летал к Венере в 1989 г.).

А это - фрагмент панорамной фотографии местности, оказавшейся "под ногами" у зонда "Венера-9", восстановленный из исходного 6-битного телеметрического сигнала. На снимке ниже в кадр попала рука робота-манипулятора, исследовавшего венерианский грунт.

Большая часть подготовленных Митчеллом изображений были сделаны на основе старых снимков на фотопленке или с отсканированных низкокачественных фотографий на фотобумаге. Причем из черно-белых изображений он постарался сделать цветные (для этого были использованы спектральные характеристики фильтров, установленных на камерах венерианских зондов). Сейчас Митчелл работает над снимками с зондов "Венера-13" и "Венера-14", которые прислали более качественные 9-битные изображения.

Так что новые снимки далеких планет можно получить, не отходя от компьютера.

Плавучий космодром отправился к месту очередного запуска

22 апреля из порта приписки Лонг-Бич в Калифорнии к месту будущего космического запуска в Тихом океане отправились корабли Odyssey и Sea Launch Commander. Odyssey - это плавучая стартовая платформа, в трюме которой лежит ракета "Зенит" со спутником, а Sea Launch Commander - это командное судно. Запуск традиционно будет выполнен из точки на экваторе с координатой 154 градуса западной долготы.

По прибытии на место платформа Odyssey будет частично притоплена для придания ей большей устойчивости, из ее трюма извлекут ракету и установят в вертикальное положение. Вся подготовка к запуску с тестированием ракеты и спутника занимает 72 часа. На этот раз ракете "Зенит" предстоит вывести на геосинхронную орбиту спутник DIRECTV 7S, вес которого составляет около 5,5 тонн.

Старт назначен на 4 мая в 5:22 утра по Тихоокеанскому времени (16:22 мск). Длительность окна запуска составляет 2 часа.

На Луне найден новый минерал

В метеорите, который в 2000 году упал на Землю с Луны, ученые обнаружили новый минерал, сообщает Reuters.

По мнению специалистов Национальной академии наук США, это открытие показывает, что "погода в космосе" помогает создавать вещества, которые не существуют на Земле.

Новый минерал получил название хапкеит - по имени профессора геологии и планетарных наук Брюса Хапке (Bruce Hapke) из Cornell University, который предсказал открытие этого минерала.

Новый минерал состоит из отложений чистого железа и кремния, вкрапленных в скалистую основу, рассказал Манеш Ананд (Mahesh Anand) из университета Теннеси.

По его мнению, такие камни образуются в результате длительной бомбардировки лунной поверхности микрометеоритами, столкновения с которыми приводят к выделению энергии, достаточной для испарения содержащихся в исходном грунте металлов, которые заетм оседают на скалистую породу.

Ученые надеются, что исследование нового минерала помогут лучше понять условия образования реголита - рыхлого неорганического слоя, покрывающего поверхность Луны, Меркурия, астероидов и других безатмосферных космических тел.

С Байконура запущена ракета "Протон-К" с российским спутником связи

С космодрома Байконур в 00:37 по московскому времени произведен успешный запуск ракеты-носителя "Протон-К" с российским спутником связи "Экспресс-АМ11", сообщает РИА "Новости".

Выведение спутника на орбиту запланировано на 07:10 по московскому времени.

Ранее в 2004 году были осуществлены два успешных запуска "Протона-К". На орбиты были выведены американский спутник связи W-3А и российский спутник военного назначения "Космос-2406".

"Экспресс-АМ11" - второй из пяти космических аппаратов новой серии "Экспресс-АМ", производство и вывод которых на геостационарную орбиту предусмотрены в период до 2005 года. Первый спутник серии - "Экспресс-АМ22" - успешно запущен в декабре 2003 года.

"Экспресс-АМ11" предназначен для цифрового телерадиовещания, организации каналов телефонной связи, передачи данных, широкополосного доступа в интернет, для развития VSAT-сетей, создания ведомственных и корпоративных сетей, оказания мультимедийных услуг. Спутник разработан НПО прикладной механики имени Решетнева совместно с французской компанией Alcatel Space.

Гарантированный срок эксплуатации спутника на орбите составляет 12 лет. Зоны покрытия космического аппарата в фиксированном луче охватывают территорию России, стран Ближнего Востока и Азии. Два перенацеливаемых луча спутника позволят оказывать самые современные услуги связи в России, странах СНГ, и на территории от восточного побережья Африки до Юго-Восточной Азии и Австралии, сообщили представители ФГУП "Космическая связь".