29 апреля 2004 г.

Телескоп Hubble сфотографировал предсмертную агонию сверхгорячей звезды

Полное лунное затмение можно будет увидеть в ночь с 4 на 5 мая

Астронавтов, отправляющихся на Марс, будут стерилизовать

Яфет - "двуличный" спутник Сатурна

Яфет (Iapetus) - это один из спутников Сатурна. Причем довольно крупный, его диаметр составляет 1460 км. Радиус его орбиты - около 3,6 млн км. Как и у нашей Луны, его вращение вокруг собственной оси и движение по орбите вокруг своей планеты синхронизованы таким образом, что он всегда повернут к Сатурну одной свой стороной.

Но есть у Яфета одна большая "странность". Та его сторона, которая всегда повернута в сторону движения по орбите вокруг Сатурна, отражает всего 5% падающего на нее солнечного света, а "заднее" полушарие Яфета намного светлее - оно покрыто льдом и отражает 50% падающего света. Это явление было замечено астрономами еще в 17-м веке, и они не смогли объяснить его. В начале 1980-х годов фотографии, сделанные американским зондом Voyager 2 (на снимке внизу), подтвердили "двуличность" Яфета, но ситуацию это не прояснило.

Недавно в журнале Science была опубликована статья, где представлены гипотезы, которые могли бы объяснить такое поведение Яфета.

Например, "переднее" полушарие Яфета может выглядеть темным из-за того, что оно покрыто обломками и осколками породы, выбитой метеоритами с поверхности Феба, другого спутника Сатурна, вся поверхность которого довольно темная. Но темный Феб, который движется по своей орбите в обратную относительно Яфета сторону, имеет все-таки немного не такой цвет, как у темной стороны Яфета. Кроме того, судя по снимкам, темный материал на поверхности Яфета имеет бОльшую концентрацию внутри кратеров. То есть, можно предположить, что этот материал мог появиться на поверхности изнутри, вытекая из каких-нибудь трещин.

Недавно был проведено радарное сканирование Яфета с помощью радиотелескопа Arecibo. И эти исследования дали довольно любопытные результаты. Раньше было известно, что яркая сторона Яфета состоит главным образом из "водяного" льда. Но оказалось, что она отражает излучение радара не так как другие ледяные спутники. Лед на Яфете имеет гораздо меньший коэффициент отражения, чем у обычного льда. Специалисты предполагают, что это объясняется примесью аммиачного льда. Такая смесь водяного и аммиачного льда при наблюдении в оптический телескоп может выглядеть как чистый лед, но излучение радара такая поверхность отражает по другому.

Но радарные исследования принесли другой сюрприз. Оказалось, что на изображении Яфета, полученном с помощью радара, этот спутник выглядит как однородный объект, то есть никакой разницы между темной и светлой его сторонами нет (в радиодиапазоне длин волн). Тогда это может означать, что темная сторона Яфета поверх водно-аммиачного льда просто покрыта тонким слоем какого-то темного материала, который не искажает радиосигнал. Но такая интерпретация в известной мере зависит от того, из чего состоит этот темный материал, а это пока неизвестно.

Возможно, на этот вопрос удастся получить ответ, когда снимки Яфета с относительно близкого расстояния сделает зонд Cassini. Он сейчас направляется к Сатурну и 1 июля должен выйти на орбиту этой планеты. На Cassini установлена аппаратура для съемки в видимом и ИК-диапазонах длин волн. Скорее всего, эти снимки позволят определить состав поверхности Яфета и особенно темной ее стороны. С помощью ИК-съемки можно будет также напрямую обнаружить наличие аммиачного льда на Яфете. Cassini предстоит также исследовать четкую границу между светлым и темным полушарием и, может быть, это позволит сформулировать объяснение этому загадочному явлению.

Космический танец галактического триплета NGC 6769-71

Эта система из трех галактик называется галактическим триплетом NGC 6769-71 (это означает, что он состоит из галактик с номерами 6769, 6770 и 6771). Находится он в южном созвездии Павлин на расстоянии 190 млн световых лет от нас. Этот снимок был сделан 1 апреля 2004 г. в день, когда отмечалось пятилетие "очень большого телескопа" Very Large Telescope (VLT) Европейской южной обсерватории.

Две верхних галактики на этом снимке в каталоге имеют названия NGC 6769 (справа) и NGC 6770 (слева). Они почти одинаковы по размерам и по яркости. Третья галактика - NGC 6771 - находится в нижней части снимка. Ее яркость почти вдвое ниже, чем у ее соседок, а по размерам она немного меньше них. На этом снимке она видна не очень четко, но NGC 6771 известна своей довольно редкой среди галактик "коробчатой" формой.

NGC 6769 - это спиральная галактика с сильно изломанными рукавами. У галактики NGC 6770 хорошо выделяются два основных спиральных рукава, один из которых почти прямой. Он "указывает" на внешний диск соседней галактики NGC 6769. NGC 6770 также отличается двумя почти прямыми темными линиями и неяркой дугой, вытянувшейся в направлении третьей галактики NGC 6771.

На этом снимке также видно, что звезды и газ, оторвавшиеся от галактик NGC 6769 и NGC 6770, начинают формировать вокруг них некую общую оболочку, по форме напоминающую маску. Если приглядеться, то можно заметить также "мост" между галактиками NGC 6769 и NGC 6771. Все это говорит о том, что между этой троицей галактик существует сильное гравитационное взаимодействие. Более того, по наблюдениям астрономов, галактики NGC 6769 и NGC 6770 удаляются от нас почти с одинаковой скоростью - около 3800 км/с, а галактика NGC 6771 улетает немного быстрее (со скоростью 4200 км/с).

Робот сможет починить телескоп Hubble. Это несложно, считает руководство NASA

На недавних слушаниях в комитете Конгресса США по проекту бюджета NASA на 2005 год администратор NASA Шон О'Киф заявил, что ремонт космического телескопа Hubble с помощью робота является вполне осуществимым проектом. По его словам, еще три недели назад он так не думал, но изменил свое мнение после того, как рассмотрел представленные в NASA предложения по проведению ремонта и модернизации телескопа Hubble без участия астронавтов.

Напомним, что идея отправки к телескопу Hubble космического аппарата с роботом возникла после того, как было решено отменить из соображений безопасности запланированную ранее экспедицию "шаттла", экипаж которого должен был провести ремонт некоторых систем телескопа и установить на нем новое оборудование. А в феврале этого года директор NASA по науке Эд Уэйлер (Ed Weiler) заявил, что при современном развитии робототехники и космических технологий, такой ремонт не представляется возможным.

Может быть, Уэйлер тоже теперь изменил свое мнение. Как заявил O'Киф, некоторые из представленных предложений предполагают использование для работ на космическом телескопе уже имеющихся систем и оборудования. Во всяком случае, по его словам, сейчас все это выглядит вполне осуществимым, и, судя по всему, ничего принципиально нового разрабатывать не придется.

O'Киф уточнил, что сейчас NASA подробно рассматривает два или три проекта продления срока службы телескопа Hubble и даже оснащение его новыми приборами с помощью робота. Самый перспективный проект планируется выбрать к июню, а до конца лета - проверить его осуществимость во всех деталях.

В числе предложенных проектов O'Киф упомянул робот Robonaut, предложенный Космическим центром им. Джонсона агентства NASA, и робот Ranger из Лаборатории космических систем Университета штата Мэриленд. Robonaut - это робот-гуманоид, который должен по идее выполнять те же работы, что и астронавт во время выхода в открытый космос. О похожести на человека робота Ranger ничего сказано не было, известно только, что он оснащен несколькими манипуляторами и уже проходит испытания на предмет способности выполнения работ, которые предстоит провести на телескопе Hubble.

Правда, O'Киф не сказал, находятся ли роботы Robonaut и Ranger в списке самых перспективных проектов.

Напомним также, что без проведения ремонта телескоп Hubble сможет проработать только до 2007 или максимум 2008 года.

Телескоп Hubble сфотографировал предсмертную агонию сверхгорячей звезды

Космический телескоп Hubble снял уникальные кадры предсмертной агонии одной из самых горячих звезд во Вселенной.

Умирающая сверхгорячая звезда на снимке космического телескопа отбросила свои внешние газовые слои в одной плоскости таким образом, что образовались гигантские переливающиеся крылья бабочки, пишет в четверг New Scientist.

Таким образом, гигантские крылья были сформированы отброшенным звездой газом. Этот газ продолжает отдаляться от умирающей звезды, и поэтому по краям крыльев образуются завихрения, похожие на пальцы. Это происходит в тех местах, где раскаленный быстро перемещающийся газ смешивается с более холодной и медленной материей.

Астрономов удивили не столько сами гигантские газовые крылья, сколько темная полоса, которая заметна там на месте пересечения крыльев. Именно в этой точке осталась умирающая звезда. Ее уже не видно, но, утверждают ученные, на момент выброса звездой своей материи эта точка была одной из самых горячих во Вселенной. Астрономы даже не берутся предположить, какими там могут быть температуры.

Максимальная температура звезд теоретически может достигать трудно вообразимой температуры в 250 тысяч градусов по Цельсию. Температура поверхности Солнца достигает всего лишь 5 тысяч градусов. Температура белых карликов - звезд, которые некогда были похожи на солнце, но выбросили часть своей материи - достигает 100 тысяч градусов.

"Я не могу представить себе звезду, температура которой может быть больше", - заявил Альберт Зильстра, астроном из Университета Манчестера. Он пояснил, что звезда достигает самой высокой температуры именно в тот момент, когда у нее кончается водородное топливо, она выбрасывает часть материи и превращается в белого карлика.

Именно такой момент и зафиксировал на своем снимке космический телескоп Hubble.

Ученых удивило и то, почему весь выброшенный звездой газ распространяется в одной плоскости.

"Мы действительно не знаем, почему материя выбрасывается умирающей звездой сначала в одной плоскости", - сказал Альберт Зильстра.

Полное лунное затмение можно будет увидеть в ночь с 4 на 5 мая

Первое из двух полных лунных затмений 2004 года произойдет в ночь с 4 на 5 мая. Его можно будет наблюдать почти на всей территории России, кроме северо-восточных районов. Об этом сообщил пресс-секретарь Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Сергей Смирнов, передает ИТАР-ТАСС.

Начало полного лунного затмения ожидается около полуночи - в 23:52 по московскому времени. Наивысшей фазы оно достигнет уже через полчаса и завершится к часу наступившего дня.

"Череда майских праздников ночному бдению истинных любителей астрономии не помеха", - заверил ученый. Единственное, что может помешать наблюдению - пасмурная погода.

Лунный лик в эту ночь не оставят без внимания и всякого рода вещуны и прорицатели: по окрасу Селены оранжевыми, бордовым и красным цветами предсказываются грядущие в году события, беды и природные катаклизмы, добавил астроном.

Астронавтов, отправляющихся на Марс, будут стерилизовать

NASA всерьез рассматривает возможность стерилизации астронавтов-мужчин, которые отправятся на Марс. Во время Первой мировой войны в пищу солдат, сражавшихся на передовой, добавляли бромид, чтобы понизить сексуальное влечение у одиноких бойцов. Американское национальной космическое агентство собирается усовершенствовать этот метод.

Выступая на симпозиуме Британского межпланетного общества, доктор Рэчел Армстронг заявила, что NASA планирует химически стерилизовать астронавтов, которые отправятся в миссию на Марс.

"В NASA серьезно обсуждается вопрос о химической стерилизации астронавтов, отправляющихся в длительные полеты", - заявила доктор Армстронг.

Она подчеркнула, что в команду из 6 астронавтов, которые отправятся к Красной планете, планируется включить 2 женщин. Если учесть, что все астронавты физически абсолютно здоровы, а вместе провести им предстоит 3 года, то можно представить, к каким последствиям может привести на борту космического корабля "сексуальный голод", отмечает доктор Армстронг.

Между тем в NASA опровергают эти сообщения. "Ничего подобного никогда не слышал", - заявил представитель NASA.

Однако, скорее всего, в NASA просто пока не хотят обсуждать эту тему, считает британская газета The Independent. "В стране, в которой вид голого соска на экране телевизора вызывает массовую истерику, тема секса в космосе действительно выглядит неудобно", - заключает издание.

Некоторые ученые полагают, что к вопросу об удовлетворении сексуальных потребностей у астронавтов надо относится со всей серьезностью.

Ученые признают, что между членами экипажа будут завязываться романы, что приведет к тому, что некоторые члены экипажа будут довольны жизнью, а некоторые будут мучаться от зависти и сексуальной неудовлетворенности. Напомним, женщин в экипаже из шести человек будет лишь две.

"Если вы запрете двух мужчин в кабине размером 5 на 6 метров и оставите их вместе на два месяца, то вы создадите все условия, необходимые для убийства", - заметил однажды один российский космонавт.

Если же речь идет о 36 месяцах и в деле замешан секс, то существуют все шансы на то, что жизнь на космическом корабле будет напоминать трагедию "Отелло".