13 мая 2004 г.

Hubble впервые сфотографировал планету из другой системы

"Красный прямоугольник" с умирающей звездой в центре

Спутники AIM и THEMIS отправятся к внешнему краю земной атмосферы

Для поиска планет, похожих на Землю, выбраны две конструкции космических телескопов

Первая ракета "Союз", которая стартует с космодрома Куру, выведет в космос австралийский спутник

Hubble впервые сфотографировал планету из другой системы

Орбитальный телескоп Hubble впервые в истории сфотографировал планету в другой системе, сообщает BBC News.

Планета, которая по размеру в пять-десять раз больше Юпитера, вращается вокруг звезды, расположенной на расстоянии примерно 100 световых лет от Земли.

Астрономы, правда, пока воздерживаются от комментариев, заявляя, что им нужно получить больше информации об этом объекте. Он может оказаться не планетой, а отблеском другого космического тела, которое попало в объектив телескопа.

Подтверждением того, что на фотографии действительно видна планета, станет тот факт, что оба тела будут перемещаться в пространстве вместе.

За последние 10 лет ученым удалось отследить примерно 120 планет, однако их местонахождение определяли по косвенным признакам. Сфотографировать планету до сих пор ни разу не удавалось.

"Красный прямоугольник" с умирающей звездой в центре

Туманности бывают довольно замысловатые по форме, но эту туманность можно, наверное, назвать самой необычной в нашей галактике Млечный Путь. Называется она "Красный прямоугольник" (официальное наименование в каталоге - HD 44179). Она находится на расстоянии около 2300 световых лет от Земли в направлении созвездия Единорога. Эта туманность имеет какой-то искусственный вид. Ведь сложно представить, что все эти почти правильные прямые и параболы образовались в результате выброса облаков газа и пыли после взрыва звезды. Эта умирающая звезда находится в центре на пересечении ярких диагоналей прямоугольника (именно в этих направлениях разлетаются основные потоки газа и пыли).

Представленный здесь снимок был сделан космическим телескопом Hubble и опубликован в апрельском номере журнала The Astronomical Journal за 2004 г. Правда, для наземных телескопов "Красный прямоугольник" из-за искажений, вносимых атмосферой Земли, больше похож на прямоугольник, а на более четком снимке телескопа Hubble эта туманность имеет Х-образную форму. Но от этого она не становится менее эффектной.

Звезда, которая находится в центре "Красного прямоугольника", в "молодости" была похожа на наше Солнце. Но сейчас ее "дни" на исходе. Около 14 тыс. лет назад она начала сбрасывать в окружающее космическое пространство свои внешние слои. И из этой выброшенной материи образовалась туманность, слоистая структура которой хорошо видна на снимке. Через несколько тысяч лет эта центральная звезда станет меньше по размерам и горячее. На этой этапе она начнет освещать окружающую туманность ультрафиолетовым излучением, под действием которого начнет флуоресцировать имеющийся в туманности газ и тогда образуется так называемая планетарная туманность.

Спутники AIM и THEMIS отправятся к внешнему краю земной атмосферы

Американское космическое агентство NASA запланировало на 2006 год запуск на околоземные орбиты двух научных спутников AIM и THEMIS, которым предстоит исследовать процессы, происходящие на границе земной атмосферы и внешнего космоса.

Спутник AIM (Aeronomy of Ice in the Mesosphere) займется проблемами образования облаков в самых верхних слоях атмосферы Земли. Эти облака каждое лето формируются в самой холодной части атмосферы на высоте около 80 км над полярными областями Земли. Первые записи о наблюдениях этих облаков датируются концом 19-го века, но за последние 40 лет зона образования этих облаков расширилась, да и самих высотных облаков стало больше. По мнению ученых, увеличение частоты образования этих облаков может быть одним из признаков глобального потепления, но для подтверждения этой гипотезы нужны широкомасштабные исследования. Этим и займется спутник AIM.

С помощью второго спутника THEMIS (Time History of Events and Macroscale Interactions during Substorms) ученые надеются ответить на вопрос о том, что является пусковым механизмом для появления разноцветных вспышек и выбросов в северных и южных полярных сияниях. Возможно, эти локальные штормы указывают на изменения, происходящие в околоземном космическом пространстве, которые могут самым серьезным образом влиять на космическую погоду, на околоземные спутники и на наземные системы связи. Предполагается, что объяснить эти процессы удастся на основе информации, которая будет получена с пяти минизондов, которые спутник THEMIS разбросает в разных частях магнитосферы Земли.

В рамках программы поиска у далеких звезд обитаемых планет, похожих на Землю, космическое агентство NASA провело отбор представленных проектов космических телескопов. Заниматься поисками "аналогов" Земли будут две отдельных миссии NASA. Делать они это будут разными способами, поэтому конструкции космических телескопов для этих миссий получились разные.

Цели у этой программы следующие: составить некий "портрет" звезды, у которой можно найти планетную систему, и исследовать найденные планеты на предмет возможного наличия на них жизни. Правда, проектирование космических телескопов, предназначенных для поиска далеких планет, дело сложное и долгое, так что их запуск по планам NASA состоится только через 10-15 лет.

Первый телескоп получил рабочее название Terrestrial Planet Finder-C (TPF-C). Это телескоп среднего размера (примерно 4х6 метров), работающий в видимом диапазоне длин волн. Пока его запуск запланирован на 2014 г. На этом телескопе для поиска и определения характеристик планет будет установлен коронограф, который будет блокировать яркое излучение звезды.

Второй телескоп Terrestrial Planet Finder-I будет работать в инфракрасном диапазоне длин волн. Он будет состоять из нескольких связанных друг с другом относительно небольших телескопов (размером 3 х 4 метра). Его планируется вывести в космос к 2020 году. Предполагается, что он будет производить более подробные исследования планет, обнаруженных первым телескопом TPF-C, а также искать те планеты, которые будут недоступны для этого телескопа.

Компания Arianespace, чьи ракеты Ariane стартуют с космодрома Куру во Французской Гвиане, заключила контракт с австралийским оператором связи компанией Optus на запуск двух телекоммуникационных спутников D1 и D2. Первый из них Optus D1 планируется вывести на околоземную орбиту в конце 2005 г., и сделает это ракета Ariane 5. А вот второй - Optus D2 - станет первым спутником, который отправится на орбиту с космодрома Куру на борту российской ракеты "Союз". И произойдет это в 2007 г.

Стартовый вес каждого спутника составляет около 2,5 тонн. Оба они будут построены американской компанией Orbital Sciences Corporation на базе спутниковой платформы Star-2. После вывода на заданные орбиты эти спутники будут обеспечивать работу служб прямого телевизионного вещания, Internet- и телефонной связи, а также служб передачи данных на территории Австралии и Новой Зеландии.

Напомним, что соглашение между Россией и Евросоюзом о строительстве на космодроме Куру стартовой площадки для ракет "Союз" было подписано в феврале 2004 г. Бюджет этого проекта составил 314 млн евро, из которых 121 млн евро должны получить участвующие в нем российские предприятия.