Великая Китайская стена, фотография со спутника
Когда первый китайский космонавт Янг Ливей в октябре прошлого года вернулся после своего полета на Землю, то он сказал, что не видел с орбиты одного из самых больших символов Китая - Великой Китайской стены. И после этого поднялась новая волна дебатов о том, можно ли увидеть эту стену с околоземной орбиты невооруженным глазом. В итоге китайцы были очень разочарованы, так как у них даже в школьных учебниках было написано, что творение их предков можно без труда увидеть из космоса.
Однако в защиту стены выступили американские астронавты Юджин Кернан и Эд Лу. Последний видел стену из космоса совсем недавно, когда в составе седьмого долговременного экипажа в течение полугода работал на МКС, а орбита станции располагается выше, чем орбита китайского космического корабля. Просто у Янга Ливея было слишком мало времени для разглядывания территории своей страны (его полет продолжался всего 21 час) или условия для ее наблюдения были неблагоприятными. По свидетельству очевидцев, лучше всего стену видно, когда солнце находится низко над горизонтом и сама стена отбрасывает широкую тень.
Представленный здесь снимок Великой Китайской стены был сделан не с борта МКС, а аппаратурой европейского спутника Proba 25 марта этого года. Это участок стены, протянувшийся по вершинам холмов к северо-востоку от Пекина (в правой верхней части фотографии). А внизу слева показан специально обработанный фрагмент того же снимка, где белым цветом выделен канал Да-Юнхе (тоже грандиозное рукотворное сооружение).
Американский спутник AMC-16 пересел с "Протона" на Atlas 5
Американский телекоммуникационный спутник AMC-16 должен был отправиться на свою орбиту в начале 2005 г. на борту ракеты "Протон". Но компания International Launch Services, которая занимается продажей услуг по коммерческим запускам спутников ракетами "Протон" и Atlas, решила "пересадить" AMC-16 на ракету Atlas 5 и отправить его в космос досрочно - в конце 2004 г. Соответственно запуск этот состоится не на Байконуре, а на мысе Канаверал во Флориде.
Atlas 5 - это новая ракета производства Lockheed Martin, на сегодняшний день состоялось только три старта этих ракет и все они прошли успешно. Ближайший запуск Atlas 5 запланирован на октябрь этого года, в ходе которого ракета должна вывести в космос спутник системы мобильной связи Inmarsat, для которого на ракету будет установлен обтекатель диаметром 4 м. Спутник AMC-16 будет более крупным, поэтому для него понадобится обтекатель диаметром 5 м.
Вторую МКС будут строить на Луне
Россия и США ведут консультации по поводу создания совместной станции на Луне. Об этом сообщил РИА "Новости" руководитель Российского космического агентства Анатолий Перминов.
В четверг он посетил открывшуюся под Берлином международную аэрокосмическую выставку "ILA 2004", где встретился с главой NASA Шоном О'Кифом (Sean O'Keefe).
Перминов отметил, что в России имеются большие наработки по ряду лунных программ. По его словам, теперь такие программы можно реализовать совместными усилиями двух стран.
"Хотелось бы подключиться в плане наших технологий, но пока прозвучало предложение поучаствовать в научном плане", - добавил Перминов.
Окололунная сеть миниспутников
Специалисты Летно-космического центра им. Годдарда космического агентства NASA занялись проектом создания вокруг Луны навигационной и коммуникационной спутниковой сети. Точнее, они пока рассматривают техническую возможность осуществления такого проекта. Техпредложение о создании такой сети, которая получила рабочее название "Lunar Microsat Com-Nav Network", представлено Лабораторией прикладной физики Университета Джонса Хопкинса.
Предполагается, что несколько миниспутников, запущенных в несколько этапов на окололунные орбиты, могут оказаться полезными при выполнении различных исследовательских миссий на поверхности Луны с участием и беспилотных аппаратов и астронавтов. В помощью этих спутников можно было бы более точно выбирать районы посадки спускаемых аппаратов, а также использовать их в качестве ретрансляторов для связи с Землей.
Согласно представленному проекту, забрасывать миниспутники на окололунную орбиту планируется после их вывода на переходную геосинхронную орбиту.
Конечно же, весь этот проект пока находится на самых начальных стадиях разработки, так что ни о каких сроках его осуществления в "железе" (если до этого вообще дойдет дело) пока ничего не говорится.
Первый частный корабль приближается к границе космоса
Корабль SpaceShipOne, построенный частной компанией Scaled Composites, прошел одно из последних испытаний перед полетом в космос. Он поднялся на высоту около 64 километров, втрое превысив собственный рекорд. Ожидается, что в следующем месяце SpaceShipOne преодолеет 100-километровый рубеж высоты и первым из частных кораблей выйдет в космос, сообщается на сайте BBC News.
В случае успешного полета разработчики SpaceShipOne станут победителями программы X-prize, организаторы которой в 1996 году пообещали награду в 10 миллионов долларов первой частной компании, которой удастся построить корабль для пилотируемого космического полета. Программа организована аналогично конкурсу, выигранному в 1927 году Чарльзом Линдбергом - американским летчиком, который первым совершил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж.
По условиям X-prize, корабль должен подняться на высоту 100 километров с тремя пассажирами на борту, а затем повторить полет в течение двух недель. Срок полета, установленный организаторами программы, истекает 1 января 2005 года. Из 27 участников конкурса Scaled Composites имеет самые реальные шансы на победу.
На сегодняшний день SpaceShipOne прошел уже 13 испытаний, в том числе три полетных теста ракетного двигателя. В апреле этого года Scaled Composites получила годовую лицензию управления гражданской авиации США на полет суборбитального космического корабля.
Мексиканских летчиков попутал светящийся газ
НЛО, изображение которых было передано в понедельник по мексиканскому телевидению, может на самом деле оказаться светящимся атмосферным газом. Как сообщает агентство Associated Press, с такой гипотезой выступил ученый-ядерщик Хулио Эррера (Julio Herrera) из Национального автономного университета.
По его мнению, быстро движущиеся яркие пятна, которые видны на сделанной в инфракрасном диапазоне видеозаписи, могут быть вызваны спонтанными вспышками атмосферного электричества. Эррера заявил, что это очень странный и малоизученный феномен, но информации, полученной с видеозаписи, недостаточно, чтобы определить правильность его предположения. Для этого еще необходимо получить точные данные об атмосферных условиях на момент появления НЛО.
Напомним, что видеозапись светящихся объектов была сделана летчиками мексиканских ВВС 5 марта этого года во время патрулирования воздушного пространства в южной части штата Кампече на побережье Мексиканского залива. По их словам, 11 объектов, находившихся на высоте около 3500 метров, окружили самолет, но на радаре при этом было видно лишь три НЛО.
Штат Кампече является крупнейшим мексиканским регионом нефтегазодобычи. На нефтяных платформах на шельфе Карибского моря обычно сжигают попутный газ, но часть его попадает в атмосферу, что также могло способствовать созданию специфических условий.
Первый "космический буксир" CX OLEV отправится на орбиту в 2007 году
Компания Orbital Recovery Ltd. подписала соглашение с компанией Arianespace о запусках нового аппарата ConeXpress Orbital Life Extension Vehicle (CX OLEV) на борту ракет Ariane 5.
Аппарат CX OLEV можно считать уникальным на сегодняшний день космическим кораблем. Он был разработан специалистами компаний Dutch Space из Нидерландов и DLR German Aerospace Center и Kayser-Threde из Германии. CX OLEV предполагается использовать в качестве орбитального космического буксира-спасателя. С его помощью планируется продлевать рабочую жизнь дорогих телекоммуникационных спутников на 10 и более лет, а также выводить на заданные орбиты те спутники, которые из-за каких-то неполадок во время запуска оказались на неправильных орбитах.
Стартовый вес корабля CX OLEV составит порядка 1200-1400 кг, поэтому для тяжелой ракеты Ariane 5 он будет дополнительной полезной нагрузкой. Этот корабль будет оснащаться навигационной и двигательной системами, а также вместительным топливным баком. Его планируется отправлять к тем телекоммуникационным спутникам, у которых заканчивается собственное топливо, необходимое для удерживания на заданной орбите. По данным Orbital Recovery на околоземных орбитах сейчас находится более 40 телекоммуникационных спутников, которым можно было бы продлить жизнь таким способом. На них нормально работает все оборудование, только топливо заканчивается, а из-за этого их придется выводить из эксплуатации.
Согласно подписанному контракту с Arianespace, первый буксир CX OLEV отправится в космос в 2007 г., а, начиная с 2008 года, состоится еще четыре запуска этих аппаратов. Если эти миссии пройдут успешно, то контракт будет продлен.
|