19 мая 2004 г.

NASA проверит в космосе принцип эквивалентности

Последняя ракета Atlas 2 прибыла на космодром

Aura - американский спутник нового поколения для наблюдения за атмосферой Земли

Первая частная космическая ракета долетела до космоса

Впервые в истории частная космическая ракета достигла границы космоса, сообщает BBC News. Ракета GoFast, высотой 6,5 метра, построенная компанией Civilian Space eXploration Team (CSXT), в понедельник взлетела на высоту 100 километров.

Запуск произведен с небольшого космодрома в пустыне Блэк Рок штата Невада. При этом присутствовали представители Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration - FAA).

Ракета послала на Землю сигнал с высоты в 100 километров, после чего спустилась вниз на парашюте. Отдельно от ракеты спустился блок со специальной аппаратурой, который ракета выводила в космос.

Она провела в открытом космосе несколько минут. Этой высоты GoFast достигла примерно за 14 секунд.

Свое название ракета получила по названию компании-генерального спонсора проекта.

Напомним, 14 мая первый частный космический корабль SpaceShipOne, построенный частной компанией Scaled Composites, прошел одно из последних испытаний перед полетом в космос.

Он поднялся на высоту около 64 километров, втрое превысив собственный рекорд. Ожидается, что в следующем месяце SpaceShipOne преодолеет 100-километровый рубеж высоты и первым из частных космических кораблей выйдет в космос.

Opportunity опять нашел на Марсе воду

Марсоход Opportunity обнаружил на Марсе очередное доказательство того, что на планете когда-то была вода, сообщает BBC News.

Марсоход исследовал состав камня Lion Stone, который был обнаружен в 500-метровом кратере Выносливости (Endurance Crater), и установил, что этот камень был когда-то погружен в воду.

Во-первых, на поверхности 30-сантиметрового камня были обнаружены отложения, частицы которых имели сферическую форму. Во-вторых, в совтаве камня есть довольно много серы, что также указывает на присутствие воды.

И, наконец, камень имеет ярко выраженную слоистую структуру, которая также свидетельствует в пользу версии о том, что в кратере когда-то была вода.

Последняя характеристика также может свидетельствовать о том, что камень подвергался воздействию ветра, но в сумме с остальными признаками она дала возможность специалистам NASA говорить о том, что Opportunity в очередной раз нашел свидетельства того, чтона марсе когда-то была вода.

Сферическая форма указывает на то, что эти частицы осаждались на камень, когда вода испарялась. Точно такие же сферические частицы Opportunity обнаружил в кратере Орла (Eagle crater) где он совершил посадку.

Напомним, первым совершил посадку на Марс марсоход Spirit - это произошло 4 января 2004 года. Opportunity сел на поверхность 25 января.

Главной задачей обоих аппаратов было найти свидетельства того, что на планете когда-то была вода.

Первым миссию выполнил Opportuniy. Исследовав камень El Capitan, 2 марта марсоход обнаружил те же признаки, которые он теперь нашел у Lion Stone. Затем, 6 марта Spirit, который высадился в другой части планеты в кратере Гусева, обнаружил следы воздействия воды в камне, который назвали Humphrey.

"Интеллектуальная" одежда для космонавтов делается в Финляндии

По контракту с Европейским космическим агентством (ЕКА) в Технологическом университете финского города Тампере сейчас идет работа над проектом StarTiger2 по созданию "интеллектуального" костюма для космонавтов, который получил название STAR-suit. Интеллектуальным он считается потому, что в него встроено разнообразное оборудование, позволяющее почти в реальном времени измерять все жизненно важные медицинские параметры человека, на котором этот костюм надет, и обеспечивать его связь с остальными членами экипажа. Немаловажно, что все эти датчики и приборы никак не ограничивают движений носителя костюма STAR-suit. То есть состояние здоровья космонавтов можно будет проверить в любой ситуации, в том числе и во время работы. Причем делать это можно будет в течение продолжительного времени.

Пока же космонавты проходят разовые медосмотры до и после полетов, а также периодические медицинские тесты во время полетов. Но постоянный мониторинг их здоровья станет особенно актуальным, когда дело дойдет до пилотируемой экспедиции на Марс. Кстати, тогда "интеллектуальный" костюм сможет не только следить за медицинскими показателями, но и передавать информацию о точном местоположении человека на поверхности Марса.

Ну а в ближайшей перспективе костюму STAR-suit предстоит отправиться на научную станцию "Конкордия" в Антарктиде. В этот костюм уже встроены монитор работы сердца, датчики частоты дыхания и температуры, а также сенсор перемещений пользователя. К этому набору приборов планируется добавить еще аппараты для записи электрокардиограммы и мониторинга работы сердечно-сосудистой системы, а также систему глобального позиционирования для определения координат носителя.

Китай отказался от лунной программы

Китайское космическое агентство внесло некоторые коррективы в свою программу исследования космоса. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на китайскую прессу, КНР перенесет фокус с отправки людей на Луну на создание собственной орбитальной станции. Причиной принятия такого решения стали финансовые соображения.

Вместе с тем, по словам главного разработчика китайской лунной программы Ван Йончжи, совсем от исследований спутника Земли Китай не откажется. КНР планирует создавать аппараты для исследования Луны с орбиты, а также отправка межпланетных станций с посадочными модулями, в том числе возвращаемыми. Реализация этих программ расписана на период до 2020 года.

Однако в пилотируемой космонавтике приоритетом для Китая станет создание своей собственной орбитальной станции. На ее создание, по словам Вана Йончжи, понадобится пятнадцать лет. Какие-либо подробности о станции не разглашаются - скорее всего ее точные характеристика до сих пор не определены. При этом Ван Йончжи не исключает, что станция будет создаваться в сотрудничестве с другими странами.

Россия может отправить в космос японца

Американская компания, обеспечивающая полеты частных лиц на Международную космическую станцию (МКС), нашла очередного кандидата на полет - японского подданного.

"Компания Space Adventures объявила сегодня о начале работы по подготовке полета первого японского космического туриста на МКС", - сообщается в переданном во вторник в "Интерфакс" официальном пресс-релизе российского представительства компании Space Adventures.

В пресс-релизе напоминается, что американская компания имеет контракт с федеральным агентством РФ на отправку в космос еще четырех космических туристов. Одним из этих четырех, как ожидается, станет уже проходящий обучение в Звездном городке американский предприниматель Грег Олсен.

Когда приступит к обучению будущий космический турист из Японии, пока не известно.

Ранее были организованы полеты двух "космических туристов" - американца Денниса Тито и бизнесмена из ЮАР Марка Шаттлуорта.

NASA проверит в космосе принцип эквивалентности

Осенью нынешнего года Американское аэрокосмическое агентство намерено провести грандиозный эксперимент, основная задача которого заключается в проверке принципа эквивалентности.

Напомним, что, согласно принципу эквивалентности, все тела независимо от их массы и внутренней структуры приобретают в каком-либо конкретном поле тяготения одинаковое ускорение. Другими словами, если, к примеру, бросить с крыши многоэтажного дома небольшой пластмассовый шарик и огромный металлический сейф, они упадут на землю в одно и тоже время (если, конечно, не принимать во внимание аэродинамические условия). Данная теория около четырехсот лет назад была практически подтверждена Галилео Галилеем, который бросал с Пизанской башни пушечные ядра, стальные и деревянные шарики и прочие предметы.

Теперь американские ученые решили провести похожий эксперимент, но в куда более крупных масштабах. Исследователи надеются рассчитать, с какой скоростью "падают" Земля и Луна, двигаясь вокруг Солнца. Для этого придется с очень высокой точностью измерить отклонения орбиты естественного спутника нашей планеты. Вычисления будут проводиться путем "пингования" Луны лазерным лучом, отражающимся от зеркал, установленных на ее поверхности американскими астронавтами и советскими космическими аппаратами.

Следует заметить, что ранее расстояние между Землей и Луной измерялось с точностью до 1,7 см. Однако, этого не достаточно, для того чтобы подтвердить или опровергнуть принцип эквивалентности. В рамках нового эксперимента, кстати, получившего название Apollo, будет использоваться более мощный телескоп, улавливающий в пять раз больше отраженных фотонов, нежели во всех предыдущих исследованиях. Это позволит довести точность измерений до 1,5-2 мм.

Последняя ракета Atlas 2 прибыла на космодром

На днях на космодром на мыс Канаверал прибыла для подготовки к запуску последняя ракета Atlas 2AS. По этому поводу на заводе компании Lockheed Martin в Денвере, где собираются ракеты Atlas, были устроены пышные проводы с участием более полутора тысяч сотрудников, гостей и клиентов компании. Старт этой ракеты должен состояться 30 июня. Она должна вывести на орбиту секретный спутник Национального разведывательного управления США.

Ракеты серии Atlas 2 в течение 13 лет были рабочими лошадками. За это время состоялся 61 их запуск, и все они были успешными. На базе этих ракет были созданы более мощные ракеты серий Atlas 3 и Atlas 5, все запуски которых (их было, соответственно, 5 и 3) тоже прошли без сбоев.

А самая первая ракета Atlas (без номера) была построена в середине 1950-х годов как первая американская межконтинентальная баллистическая ракета. Ее первый запуск состоялся 11 июня 1957 г. И именно на ней отправился в космос в феврале 1962 г. корабль Friendship 7 с пилотом Джоном Гленном, совершившим первый в США пилотируемый орбитальный полет, который продолжался около 5 часов.

Aura - американский спутник нового поколения для наблюдения за атмосферой Земли

Через месяц NASA собирается осуществить запуск спутника Aura, который предназначается для наблюдения за атмосферой Земли. Он завершит собой серию новых спутников, предназначенных для наблюдения за поверхностью Земли. В эту серию входят также уже работающие на орбите спутники Terra (отвечает за сушу) и Aqua (занимается круговоротом воды в природе).

Предполагается, что с помощью данных, присылаемых спутником Aura, ученым удастся определить, каким образом состав атмосферы влияет и реагирует на изменение климата Земли. Возможно также, что с помощью спутника Aura удастся определить, как локальное изменение качества воздуха приводит к его изменению в глобальных масштабах. И, конечно же, не будет забыт и озоновый слой Земли.

С помощью имеющихся на спутнике Aura приборов будет составляться объемная картина состава атмосферы от поверхности Земли до стратосферы, где находится озоновый слой, защищающий все живое на Земле от опасного излучения Солнца.