20 мая 2004 г.

AeroAstro разрабатывает систему аэродинамического торможения для сведения спутников с орбит

Космический телескоп Chandra и загадка "темной энергии"

"Прогрессы" не будут сразу затоплены и послужат российской науке

8 июня Венера пройдет по диску Солнца

Американские скафандры срывают выход в открытый космос

Ученые определили минимальный размер Вселенной

Орбиту МКС подняли на четыре километра

Американская компания AeroAstro получила от агентства перспективных оборонных разработок DARPA контракт на разработку системы сведения с орбиты с использованием аэродинамического торможения Aerobrake Deorbiting System (ADS). Цель этого проекта: разработать автономную систему аэродинамического торможения, с помощью которой можно было бы сводить с орбиты выведенные из эксплуатации спутники и верхние ступени ракет, которые выводят эти спутники на околоземные орбиты. Таким способом можно будет хотя бы частично уменьшить количество летающего вокруг Земли космического мусора, представляющего опасность для действующих спутников.

AeroAstro уже представила предварительный проект системы ADS (под который и были получены деньги на дальнейшие работы), который предполагает встраивание этой системы в спутники и в верхние ступени ракет на стадии их сборки.

Космический телескоп Chandra и загадка "темной энергии"

"Темную энергию" ученые считают одной из самых больших загадок физики. Однако без нее Вселенная была бы совсем другой. Именно "темная энергия", которая заполняет пространство между галактиками, заставляет их разлетаться в стороны, и таким образом происходит расширение Вселенной.

Для исследования этих процессов был привлечен рентгеновский космический телескоп Chandra. С его помощью были проведены измерения рентгеновского излучения раскаленного газа в 26 галактический скоплениях, которые находятся на расстоянии от одного до восьми миллиардов световых лет от Земли. На основе этих данных были определены расстояния между галактическими скоплениями и скорость их удаления друг от друга. Причем выяснилось, что галактические скопления разлетаются с большей скоростью, чем это прогнозировалось, что указывает на то, что сейчас расширение Вселенной происходит с ускорением.

По заявлению ученых, это подтверждает существующую теорию о том, что 6 млрд лет назад процесс расширения Вселенной перешел от стадии замедления к ускорению. И именно тогда "темная энергия" превысила по силе гравитационное притяжение галактик, которое замедляло расширение Вселенной, возраст которой оценивается сейчас в 12-15 млрд лет.

Первым гипотезу о расширении Вселенной высказал в 1929 г. знаменитый астроном Эдвин Хаббл (Edwin Hubble). Однако он считал, что это расширение из-за действия гравитационных сил происходит с замедлением. Но в 2001 г. с помощью космического телескопа Hubble были проведены наблюдения одной сверхновой звезды, которая находится на расстоянии 10 млрд световых лет от Земли. И они показали, что расширение Вселенной происходит с ускорением. Однако эти данные требовали дополнительных доказательств. И их удалось получить с помощью космического телескопа Chandra.

"Прогрессы" не будут сразу затоплены и послужат российской науке

Специалисты российской программы МКС решили более эффективно использовать отстыкованные от космической станции грузовики "Прогресс", передает РИА "Новости". Теперь их не будут сразу топить в Тихом океане, а на некоторое время оставят на орбите для проведения экспериментов.

"Готовьтесь к тому, что все последующие "Прогрессы" мы не будем сразу сводить с орбиты - на этих кораблях можно с успехом проводить научные эксперименты", - сказал заместитель руководителя полетом российского сегмента МКС Виктор Благов.

Уже загруженный мусором "Прогресс М1-11", который первоначально предполагалось затопить 24 мая, послужит отечественной науке примерно еще 10 суток. "На корабле будут проведены научные эксперименты по российской программе. Корабль многофункционален - он может и грузы доставлять, и мусор затоплять, на нем и эксперименты будем делать", - отметил Благов.

Все это время "Прогресс" будет находиться под постоянным контролем специалистов ЦУПа, однако какие эксперименты на нем будут проводиться, официальные лица не сообщают. Новый космический грузовик пристыкуется к МКС в автоматическом режиме 27 мая. Его старт с Байконура намечен на 25 мая.

Старые, груженные отходами прогрессы обычно за сутки до прилета к станции нового транспортного корабля сводятся с орбиты и затопляются. Несгоревшие в плотных слоях атмосферы фрагменты грузовика приводняются в расчетном районе, находящемся на 40 параллели в Тихом океане.

Стоимость одного полета космического корабля "Прогресс" оценивается примерно в 700-800 миллионов рублей.

8 июня Венера пройдет по диску Солнца

8 июня жители 75% территории Земли смогут стать свидетелями довольно редкого явления - прохода Венеры по диску Солнца. От начала до конца этот проход смогут увидеть жители почти всей территории России (жители Дальнего Востока и Камчатки смогут увидеть его частично).

Явление это действительно редкое. В последний раз оно происходило в 1882 г. А самым первым его наблюдал английский астроном Иеремия Хоррокс (Jeremiah Horrocks) в 1639 г. Зато следующего прохода Венеры ждать придется не очень долго - оно состоится 6 июня 2012 г. (но на территории Европы оно будет не видно), а потом будет долгий перерыв до 11 декабря 2117 г. Проход Венеры наблюдается с интервалами 8, 121.5, 8 и 105.5 лет, а потом все повторяется, и так будет продолжаться до 2984 г.

Если в 1882 г. для наблюдения прохода Венеры использовались закопченные стекла, то нынешний проход можно будет наблюдать не только напрямую (но непременно через хороший светофильтр, иначе можно обжечь глаза), но и в Internet в реальном времени на сайте NASA Sun-Earth Day. Выглядеть это будет примерно следующим образом: черное пятнышко Венеры размером примерно в 1/30 диаметра Солнца медленно пройдет по солнечному диску. Продолжаться это будет около 6 часов. Венера "зайдет" на солнечный диск примерно в 9:20 мск в положении "8 часов", потом будет двигаться наискосок вниз и покинет солнечный диск в положении "5 часов" в 15:24.

Американские скафандры срывают выход в открытый космос

Американские скафандры, в которых планировался выход в открытый космос с МКС, имеют проблемы в системе охлаждения, передает "Интерфакс". Выяснить это удалось во время предварительной тренировки экипажа.

"Сегодня [19 мая] на МКС прошла тренировка в американских скафандрах, однако в скафандре Геннадия Падалки возникли проблемы с системой охлаждения, - рассказал в среду координатор NASA по связям с общественностью Сергей Пузанов. - Cейчас причины выясняются, и для этого понадобится несколько дней".

"Если через несколько дней будет принято решение о том, что выход будет проводиться в российских скафандрах "Орлан", то этот выход сможет состояться не ранее 15 июня", - сказал он.

Выход в американских скафандрах был запланирован на 10 июня. Его задачей будет ремонт вышедших из строя в конце апреля гиродинов, поддерживающих ориентацию станции.

Ученые определили минимальный размер Вселенной

Ученые рассчитали, что размер Вселенной не может быть меньше 78 миллиардов световых лет. Как сообщается на сайте журнала Nаture, к такому выводу пришли исследователи из Университет штата Монтана в Бозмане под руководством Нила Корниша (Neil Cornish).

Ранее многие ученые склонялись к мнению, что Вселенная относительно небольшая - максимум 60 миллиардов световых лет в диаметре - и напоминает по форме футбольный мяч. Однако исследования, проведенные с помощью космического зонда Wilkinson Microwave Anisotropy Probe, который находится в 1,5 миллионах километрах от Земли и способен улавливать мельчайшие отклонения в микроволновом спектре излучения, показали, что это не так.

Если бы вселенная напоминала по форме шар, то излучение от удаленных объектов достигало бы Земли с разных направлений. Точно так же с Северного на Южный полюс можно попасть множеством разных путей. В принципе, говорит Корниш, если бы свет огибал Вселенную, то мы могли бы увидеть нашу планету такой, какой она была, например, 4 миллиарда лет назад, когда на Земле зародилась жизнь.

Но если бы свет шел до Земли разными путями, тогда можно было бы зафиксировать более горячее и более холодное излучение от одного и того же объекта. Поскольку таких различий обнаружено не было, Корнер делает заключение, что Вселенная значительно больше видимой ее части, поскольку самые мощные телескопы способны разглядеть объекты на расстоянии 28 миллиардов световых лет.

Тем временем, другая команда исследователей из Кембриджского университета получила новое подтверждение существования загадочной антигравитационной силы, получившей название "темная энергия". Как сообщается на сайте газеты New York Times, астрономы использовали космический телескоп Chandra, чтобы исследовать рентгеновское излучение, испускаемое газом в отдаленных галактических скоплениях.

Им удалось рассчитать расстояние от Земли до этих галактик, а также скорость, с которой движется каждое из этих скоплений, проследив таким образом динамику расширения Вселенной за 10 миллиардов лет. Результаты исследования подтвердили, что расширение Вселенной происходит с ускорением под действием темной энергии, которая по некоторым данным составляет до 75 процентов массы Вселенной. Теперь ученые хотят выяснить, меняется ли плотность темной энергии со временим. Если она постоянна, то означает что релятивистская теория Эйнштейна верна, а большинство галактик прост невидимо, потому что они разбегаются слишком быстро.

Орбиту МКС подняли на четыре километра

18 мая была проведена плановая коррекция орбиты Международной космической станции. Высота полета МКС увеличена на четыре километра, сообщает РИА "Новости". Коррекция орбиты была проведена в преддверии намеченного на 27 мая прибытие на станцию транспортного корабля "Прогресс М-49". Его старт должен произойти 25 мая с космодрома Байконур.

"Плановая операция проведена успешно с помощью включения двигателей транспортного корабля "Прогресс М1-11", пристыкованного в настоящий момент к МКС", - отметил представитель ЦУП, уточнив, что "Прогресса" проработали в течение 477 секунд. Коррекция орбиты проводится регулярно с целью перевести станцию в нужную точку для стыковки с грузовым или пилотируемым кораблем. Вообще же станция ежедневно снижается приблизительно на 200 метров, подчиняясь закону всемирного тяготения.

По словам представителя ЦУП, за сутки до причаливания к МКС нового транспортного корабля старый "грузовик" "Прогресс М1-11" будет отстыкован от станции и затоплен в мировом океане вместе с накопившимся на станции мусором. Фрагменты грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, приводнятся 24 мая на "кладбище космических кораблей", находящемся на 40 параллели в Тихом океане.