26 мая 2004 г.

Подъемный кран "Стрела" подбросит космонавтов к месту работы

"Прогресс" стартовал к МКС с посылками для космонавтов

Размер Вселенной составляет минимум 156 миллиардов световых лет

Прометей и Пандора все ближе и ближе

Исследовательскому зонду Cassini осталось лететь до Сатурна немногим более месяца (1 июля он должен выйти на орбиту этой планеты). С декабря прошлого года Cassini ведет регулярную съемку Сатурна и его окрестностей. Мы уже публиковали фрагмент снимка Сатурна, сделанного Cassini 10 марта, когда расстояние до Сатурна составляло 55,5 млн км. Тогда в кадр попали внешнее F-кольцо Сатурна и два его небольших спутника Прометей (102 км в поперечнике) и Пандора (84 км), которые располагаются, соответственно с внутренней и внешней стороны кольца.

А эта фотография была сделана Cassini 1 мая с расстояния 31,4 млн км от Сатурна. Здесь в кадре снова оказались Прометей и Пандора. Но теперь Прометей обгоняет Пандору при их движении вокруг Сатурна (такой обгон происходит каждые 23 дней). Кроме этой пары в кадр попал еще один спутник Сатурна - Эпиметей (в правом верхнем углу фотографии). Он немного побольше Прометея, его размер в поперечнике составляет 116 км.

Mars Odyssey сделал 10 тысяч витков вокруг Марса

Американский исследовательский зонд Mars Odyssey отправился к Марсу в апреле 2001 г. В октябре того же года он вышел на околомарсианскую орбиту и потом два с половиной месяца, периодически включая двигатель, доводил параметры этой орбиты до нужных значений. В итоге он занял круговую орбиту высотой 400 км над поверхностью Марса с периодом обращения 2 часа.

19 февраля 2002 г. Mars Odyssey, находясь уже на нужной орбите, официально начал выполнять свою научную программу и, в частности, начал фотографировать поверхность Марса для составления ее подробной карты. Тогда и пошел отсчет "полезных" витков зонда вокруг Марса и на прошлой неделе он достиг 10 тысяч. Но работа по картографированию Марса еще не закончена. Согласно первоначальным планам она рассчитана на 2,5 года и они еще не закончились. Вполне возможно также, что NASA решит продлить миссию зонда Mars Odyssey, если его аппаратура будет работать нормально и он будет поставлять ценную информацию.

Вообще же перед этим аппаратом поставлены три крупные задачи: составление карты распределения по поверхности Марса химических элементов и минералов; поиск воды в подповерхностных слоях марсианских пород; и анализ радиационного фона с перспективой использования этих данных для проектирования будущих пилотируемых экспедиций на Марс.

Следует также отметить, что с самого начала Mars Odyssey проектировался как третий аппарат в целой серии зондов, первым из которых был Mars Climate Orbiter, а вторым - Mars Polar Lander. Но в 1999 г. оба эти два зонда на подлете к Марсу были потеряны. Так что Mars Odyssey остался один. Кстати изначально предполагалось, что он будет состоять из орбитального и спускаемого модулей, причем на спускаемом модуле должен был находиться марсоход примерно того же размера, что марсоходы Spirit и Opportunity, которые сейчас ездят по поверхности Марса. Но после двух подряд аварий проект Mars Odyssey неоднократно переделывался и в итоге от него остался только орбитальный зонд, в конструкцию которого продолжали вносить изменения даже за несколько месяцев до старта.

Но в итоге получился вполне работоспособный аппарат, который исправно поставляет фотографии поверхности Марса и разную научную информацию. Кроме того, Mars Odyssey работает в качестве ретранслятора для связи с марсоходами Spirit и Opportunity (через него передается 75% информации).

Космический ураган в галактике M82

Это снимок галактики M82, составленный из фотографий, сделанных космическими и наземными телескопами. Эта галактика является одним из самых изученных астрономами космических объектов. Она находится на расстоянии около 10 млн световых лет от нашей галактики Млечный Путь. Известна она, прежде всего, тем, что в ее центре идет бурное образование целых звездных скоплений.

Кроме того, в галактике M82 образуются мощные струи горячего газа (на снимке они имеют малиновый цвет), которые выбрасываются в межгалактическое пространство на расстояние нескольких десятков тысяч световых лет по обе стороны от звездной плоскости галактики. Скорость ветра из горячего газа местами превышает 1,5 млн км в час. Причем состоит этот ветер из множества газовых потоков, распространяющихся с разной скоростью. И все эти потоки берут свое начало в местах образования новых звезд, которые в галактике M-82 располагаются довольно плотно.

Подъемный кран "Стрела" подбросит космонавтов к месту работы

Руководство проекта МКС уже официально объявило о том, что следующий выход в открытый космос экипаж МКС совершит в российских скафандрах "Орлан". Такое решение было принято после того, как Геннадию Падалке и Майку Финке не удалось исправить неполадки в системе охлаждения американского скафандра, в котором предстояло работать российскому космонавту. В итоге оказалось, что из трех американских скафандров, которые сейчас находятся на борту МКС, два "не работают" (с системой охлаждения третьего скафандра возникли проблемы в прошлом году во время работы в открытом космосе 7-го экипажа МКС).

Российских скафандров на МКС сейчас имеется четыре штуки, причем два из них новые. Правда, в российских скафандрах экипажу придется выходить на внешнюю поверхность МКС через российский шлюзовой модуль "Пирс", а он находится гораздо дальше от места работ, чем американский шлюз Quest. Напомним, что космонавтам предстоит починить один из гироскопов, который находится на ферме S0 рядом с американским модулем Unity. В принципе "дойти" от модуля "Пирс" до фермы S0 несложно, но это потребует довольно много времени. Поэтому для доставки космонавтов с российского сегмента станции к американской части МКС планируется использовать телескопический кран "Стрела". Так им хотя бы часть пути не придется идти "пешком".

Точная дата выхода в открытый космос пока официально не названа, но как предполагается, он состоится ориентировочно 16 июня.

"Прогресс" стартовал к МКС с посылками для космонавтов

Ракета-носитель "Союз-У" с кораблем "Прогресс М-49", загруженным более чем 2,5 тоннами груза, успешно стартовала с космодрома Байконур 25 мая в 16:34 по московскому времени, передает РИА "Новости".

Содержимое "Прогресса" предназначается экипажу девятой экспедиции к МКС. Корабль состыкуется со станцией в 17:55 27 мая.

Космонавты получат компоненты топлива, расходное оборудование, приборы для научных экспериментов, новые скафандры "Орлан-М", оборудование для системы обеспечения теплового режима, бортдокументацию, контейнеры с продуктами питания, воду, воздух и посылки из дома.

В настоящее время на станции находятся командир экипажа россиянин Геннадий Падалка и бортинженер американец Майк Финк. Помимо всего прочего "Пргоресс" привезет им новый ноутбук "Thinkpad", картриджи для принтера, свежее белье, средства личной гигиены и профилактики неблагоприятного действия невесомости.

Готовясь к прибытию корабля, космонавты проверили систему автоматического сближения "Курс" и закончили погрузку мусора и отходов в "Прогресс М1-11", который накануне был отстыкован от МКС.

После того, как космические грузовики выполняют свою миссию по обслуживанию станции, они не будут сразу затапливаться в Тихом океане, а на некоторое время останутся на орбите для проведения экспериментов.

Размер Вселенной составляет минимум 156 миллиардов световых лет

Размер Вселенной составляет минимум 156 миллиардов световых лет. К такому выводу пришли ученые, проведя новые расчеты движения световых частиц в космосе.

Как известно, возраст нашей Вселенной составляет 13,7 миллиардов лет. Таким образом, свет, который доходит до нас от самых дальних галактик, "путешествует" в космосе более 13 миллиардов лет.

Но в действительности с самого начала, со времен Большого Взрыва, Вселенная продолжает непрерывно расширяться. "Всего" через миллион лет после Большого Взрыва наша Вселенная была в тысячу раз меньше, чем сейчас, сообщает CNN.

"Все расстояние, которое свет преодолел в молодой Вселенной, нужно увеличить, учитывая расширение Вселенной, - объяснил Нейл Корниш, астрофизик из Государственного университета Монтаны.

Как сообщил астрофизик, вследствие того, что Вселенная постоянно и очень быстро расширяется, фотонам света приходится преодолевать гораздо больший путь, компенсируя это расширение.

Точка, из которой 13 миллиардов лет назад отправился в свой путь фотон, который сейчас достигает Земли, удалена от планеты на 78 миллиардов световых лет. Условно принимая нашу планету за точку отсчета и "центр", можно сказать, что это расстояние составляет радиус Вселенной, а ее диаметр вдвое больше, то есть 156 миллиардов световых лет.

В новом исследовании ученые основывались на анализе данных первичной радиации. Кроме расчетов размеров Вселенной, они пришли к выводу, что существует странное космическое явление, сравнимое с "залом зеркал", которое приводит к тому, что объект видится сразу с двух сторон.

Ученые полагают, что благодаря этому эффекту есть возможность заглянуть в глубины космоса и увидеть нашу планету в ее ранней юности.