27 мая 2004 г.

Комета C/2001 Q4 почти крупным планом

Экипаж МКС отправится в открытый космос 16 июня

Марсоходу Opportunity запретили ездить по Марсу в ночное время

На Венере тоже может существовать жизнь

В последнем номере журнала Astrobiology опубликована статья ученых из нескольких американских университетов, которые считают, что на Венере и сейчас могут существовать живые организмы, в частности микробы. И это несмотря на очень высокую температуру поверхности Венеры, которая составляет около 500 градусов С.

Согласно современным теориям формирования солнечной системы, в "молодости" условия на Венере и Земле были примерно одинаковыми. Эти планеты имеют почти одинаковые размеры: диаметр Венеры составляет 95% диаметра Земли, а масса Венеры составляет 81,5% массы Луны. Однако современный состав атмосферы у Земли и Венеры сильно отличается. На Венере она почти целиком (на 97%) состоит из углекислого газа, а на Земле его доля составляет всего 0,03%. Ученые полагают, что так было не всегда, и что когда-то на Венере могли быть вполне пригодные для жизни условия, в частности там было много воды.

Так вот, по мнению авторов статьи, жившие тогда на Венере микробы могли сохраниться, и искать их следует в облаках, которых очень много в плотной атмосфере этой горячей планеты. От мощного излучения Солнца эти микробы защищает экран из соединений серы, которые присутствуют в атмосфере Венеры (в частности, в венерианских облаках есть пары серной кислоты). В этих облаках и нужно искать микробы.

Американские ученые уже подали заявку в NASA на проведение миссии автоматического зонда к Венере, который смог бы взять там образцы кислотных облаков и привезти их на Землю для исследований. Авторы статьи уверены, что если на Венере есть жизнь, то им удастся найти ее в венерианских облаках.

Кольца Сатурна и их тени

Исследовательский зонд Cassini сейчас приближается к Сатурну. На орбиту этой планеты он должен выйти 1 июля 2004 г. Представленный здесь снимок - это фрагмент фотографии Сатурна, сделанной узкоугольной камерой зонда Cassini в видимом диапазоне длин волн 10 мая с расстояния 27,2 млн км. После того как снимок был обработан для усиления контрастности изображения, стала видна нитевидная структура теней, отбрасываемых кольцами Сатурна на плотные слои атмосферы северного полушария планеты. Здесь можно различить широкое полупрозрачное С-кольцо Сатурна и самое внешнее очень тонкое F-кольцо, ширина которого составляет несколько километров.

Комета C/2001 Q4 почти крупным планом

Это снимок кометы C/2001 Q4 (NEAT), сделанный 7 мая 0,9-метровым телескопом WIYN Национальной обсерватории Kitt Peak в Аризоне. Для получения цветного изображения были использованы три разных светофильтра. Поле зрения камеры составляло 1 градус, это вдвое больше углового размера Луны. Тем не менее, в кадр попали только кома кометы и "ближняя" часть ее хвоста. В правом нижнем углу снимка видна яркая красная звезда.

Эта комета была открыта 24 августа 2001 г. автоматическим телескопом Near Earth Asteroid Tracking, поэтому в ее названии фигурирует аббревиатура NEAT. Обладатели любительских телескопов и сильных биноклей могут в течение ближайших недель увидеть ее сразу после захода солнца в западной части неба высоко над горизонтом.

Экипаж МКС отправится в открытый космос 16 июня

Выход в открытый космос экипажа МКС для починки гироскопа, вышедшего из строя 21 апреля этого года, был сначала запланирован на 10 июня. Геннадию Падалке и Майку Финке предстоит заменить на этом гироскопе блок питания. Так как гироскоп этот находится на ферме S0, которая смонтирована на американском модуле Unity, то предполагалось, что космонавты выйдут на внешнюю поверхность МКС из шлюзового отсека Quest на этом модуле. Для этого планировалось использовать американские скафандры. Однако в процессе проверки этих скафандров выяснилось, что в одном из них не работает система охлаждения.

Поэтому решено было использовать для выхода в открытый космос российские скафандры "Орлан" и, соответственно, российский шлюзовой отсек "Пирс". Назначена и новая дата проведения этих работ - 16 июня. Готовить скафандры к этому выходу в открытый космос экипаж МКС начнет на следующей неделе, а примерно 11 июня должна состояться точно такая же 7-часовая проверка с надеванием скафандров, какая состоялась 19 мая (правда, тогда репетицию пришлось прекратить досрочно из-за вышеупомянутых неполадок). Остается надеяться, что российские скафандры это испытание выдержат с честью.

Марсоходу Opportunity запретили ездить по Марсу в ночное время

Американский марсоход Opportunity будет переводиться по ночам в "спящий режим" с целью сохранения электроэнергии. Об этом сообщили в Лаборатории реактивного движения в Пасадине, откуда осуществляется управление марсоходом, передает ИТАР-ТАСС.

Сейчас Opportunity, чье питание ведется с помощью солнечных батарей, может активно работать только один-два часа в день.

"Спящий режим" означает отключение большего числа систем марсохода в ночное время. Это позволит сберечь в его батареях достаточно энергии, чтобы добавить несколько часов активной работы днем. Хотя, как отмечают ученые, при этом существует риск, что некоторые инструменты будут "заморожены".

Тем временем на другой стороне Красной планеты близнец Opportunity - марсоход Spirit продолжает нормальную работу после остановки на прошлой неделе из-за проблем с программным обеспечением. Проведенная диагностика позволила выявить и устранить неполадки.