31 мая 2004 г.

Танец двух звезд-супертяжеловесов

Двигатель зонда Cassini включился после пятилетнего перерыва

NASA займется изучением Юпитера и его спутников

Обнаружена самая молодая планета

С помощью космического инфракрасного телескопа Spitzer астрономам удалось обнаружить в нашей галактике самую молодую из известных планет. Ей не больше миллиона лет (для сравнения: возраст нашей Земли составляет около 4,5 млрд лет). Эта молоденькая планета вращается в пылевом диске вокруг молодой звезды CoKu Tau 4 из созвездия Тельца, которая находится на расстоянии около 420 световых лет от Земли.

Вообще-то, эту планету телескоп Spitzer разглядеть не смог, но он увидел довольно четкую "дыру" в пылевом диске вокруг звезды CoKu Tau 4. И астрономы полагают, что именно там и должна находиться планета (во всяком случае, другие известные планеты оставляют такие же следы в пылевых дисках). Но, тем не менее, для подтверждения существования этой планеты будут проведены дополнительные исследования.

Радиус орбиты этой "дыры" в пылевом диске примерно в 10 раз превышает радиус орбиты Земли при ее движении вокруг Солнца, то есть молодая планета находится на расстоянии около 1,5 млрд км от своей звезды.

Млечный Путь плодит новые звезды в промышленных масштабах

Космический инфракрасный телескоп Spitzer был запущен на орбиту в августе 2003 г. Он стал последним космическим телескопом в серии "Великих обсерваторий" NASA. Он проработал в космосе несколько месяцев, но результаты его работы уже весьма впечатляют.

Так как он работает в инфракрасном диапазоне длин волн, то для него не являются препятствием облака газа и пыли, окружающие центр нашей галактики Млечный Путь. Именно поэтому ему удалось обнаружить только нарождающиеся звезды, которые пока находятся в облаках газа и пыли, из которых они образуются.

Причем этих новых звезд только в туманности RCW49 обнаружено более 300 штук, так что уже можно говорить о том, что в нашей галактике (и в аналогичных галактиках тоже) процесс образования новых звезд идет гораздо быстрее, чем считалось раньше. Все обнаруженные в туманности RCW49 новые звезды располагаются в ее центре в очень компактном звездном скоплении. И каждая из этих звезд имеет вокруг себя вращающийся диск из газа и пыли, то есть там созданы идеальные условия для образования планетных систем. Такого "роддома" для новых звезд в Млечном Пути еще не находили.

Танец двух звезд-супертяжеловесов

Двойная звезда WR 20a находится на расстоянии около 20 тысяч световых лет от Земли. Она входит в состав звездного скопления Westerlund 2 в созвездии Киля. WR 20a состоит из двух звезд, которые относятся к очень редкому типу звезд Вольфа-Райета (Wolf-Rayet). Звезды такого типа очень горячие - температура их поверхности составляет более 50 тыс. градусов К, а живут они по звездным меркам очень мало.

Недавние исследования этой пары звезд, проведенные с помощью 1,3-метрового телескопа OGLE из обсерватории Las Campanas в Чили, показали, что звезды, образующие двойную систему WR 20a, являются самыми тяжелыми из известных звезд. Масса каждой из них примерно в 80 раз больше массы нашего Солнца. Эти тяжеловесы очень быстро вращаются вокруг общего центра тяжести. Полный оборот они совершают всего за 3,7 дня. Причем расстояние между ними такое маленькое, что своими гравитационными полями они деформируют друг друга. Возраст этих звезд оценивается в 2-3 млн лет. По мнению астрономов, в течение следующих 2-3 млн лет та из этих звезд, которая является немного более тяжелой, сбросит свой верхний слой, после чего ее оставшееся ядро коллапсирует. Вторая звезда, скорее всего, переживет катаклизм своей соседки, несмотря на его близость, но взорвется как сверхновая немного позднее.

Двигатель зонда Cassini включился после пятилетнего перерыва

27 мая 2004 г. после почти пятилетнего отдыха включился основной двигатель зонда Cassini, который направляется сейчас к Сатурну. После включения двигатель проработал всего 5 минут и 56 секунд. Этого было достаточно для произведения маневра, необходимого для того, чтобы 11 июня Cassini смог совершить облет Феба, одного из спутников Сатурна.

Эта коррекция траектории зонда также является одним из этапов подготовки к выходу на орбиту Сатурна, который должен начаться 30 июня. В этот день двигатель Cassini будет включен на 96 минут, чтобы 1 июля зонд мог выйти на орбиту знаменитой своими кольцами планеты.

В прошлый раз двигатель Cassini включался в декабре 1998 г. и тогда он проработал 87 минут (это тоже был маневр по коррекции траектории полета зонда). С момента своего старта с космодрома на мысе Канаверал 15 октября 1997 г. зонд Cassini пролетел 3,4 млрд км. Сейчас радиосигнал с Земли доходит до зонда за 1 час 20 минут, поэтому включением и выключением двигателя управлял бортовой компьютер Cassini.

Спутник Сатурна Феб был открыт в 1898 г. Это совсем небольшой объект размером около 220 км в поперечнике. Радиус его орбиты при движении вокруг Сатурна составляет около 14,5 млн км. Движется он в направлении, противоположном движению остальных спутников Сатурна, поэтому астрономы полагают, что Феб когда-то был астероидом, который был захвачен гравитационным полем Сатурна. Первый снимок Феба был сделан американским зондом Voyager 2 с расстояния около 2,25 млн км. Теперь же Cassini должен пролететь на расстоянии около 2 тысяч километров от поверхности Феба и его фотографии будут гораздо более подробными.

NASA займется изучением Юпитера и его спутников

Американское национальное аэрокосмическое агентство вынашивает амбициозные планы по отправке к Юпитеру уникального аппарата, который должен будет заняться изучением самой планеты и трех ее спутников.

Предполагается, что запуск корабля под названием Jupiter Icy Moons Orbiter состоится в следующем десятилетии. Аппарат должен будет выполнить несколько основных задач. Во-первых, размещенной на борту аппаратуре предстоит оценить вероятность наличия океанов под ледяной поверхностью трех спутников Юпитера - Каллисто, Ганимеда и Европы. Во-вторых, корабль должен будет изучить химический состав лун и происходящие на их поверхности процессы. Наконец, в-третьих, NASA планирует собрать информацию о взаимодействии Юпитера с атмосферой вышеназванных спутников и их внутренней структурой.

При выполнении миссии аппарату Jupiter Icy Moons Orbiter придется поочередно облететь все луны Юпитера. Понятно, что для этого потребуется очень мощный двигатель. По словам руководителя проекта Джона Касани, корабль будет оснащен уникальным ядерным реактором, который сможет вырабатывать энергию в течение нескольких лет. Разработкой этого реактора займется Подразделение ядерных установок ВМФ США, входящее в состав Министерства энергетики США. Кроме того, в проекте будут задействованы и сторонние компании. В частности, письма с предложениями оказать поддержку в создании Jupiter Icy Moons Orbiter получили корпорации Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Кто из них станет партнером NASA, станет ясно после 16 июля нынешнего года.