2 июня 2004 г.

Зонд Gravity Probe B наполовину подготовлен к проверке теории относительности Эйнштейна

Яркость Земли быстро меняется

Одеяла для "шаттла"

В Антарктиде обнаружен метеорит-ровесник Солнечной системы

8 июня произойдет прохождение Венеры по диску Солнца

Запуск ракеты Delta 2 откладывается из-за поломки гидравлического насоса

Новая теория происхождения "водных каналов" на Марсе

Казахстан планирует запуск первого спутника связи в декабре 2005 года

Американский научный спутник Gravity Probe B был выведен на околоземную орбиту 20 апреля этого года. Его основная задача - проверка правильности двух положений теории относительности Эйнштейна: об искривлении пространства-времени в окрестности массивных тел (таким массивным телом во время проверки будет Земля) и о влиянии на этот процесс вращения Земли вокруг собственной оси.

Проверить это предполагается с помощью четырех установленных на спутнике гироскопов, которые являются на сегодняшний день самыми точными в мире. Если гравитационное поле Земли искривляет пространство-время именно так, как предсказывал Эйнштейн, то за год оси гироскопов отклонятся от первоначального положения на 6600 угловых миллисекунд, а вращение Земли сдвинет оси гироскопов на 41 угловую миллисекунду.

Настройка столь точной аппаратуры требует довольно продолжительного времени. Сразу после старта было объявлено, что подготовка Gravity Probe B к работе займет примерно два месяца. На сегодняшний день проведена почти половина операций по проверке работы всех систем спутника: успешно выполнено более 5000 команд, осталось еще примерно столько же. Все четыре гироскопа в стационарном состоянии уже проверены, и на прошлой неделе началась их раскрутка. Делается это с помощью струи сверхчистого гелия, которую периодически продувают над гироскопами в течение нескольких секунд. Процедура раскрутки гироскопов до нужной скорости займет около месяца, и все это время будет постоянно проводиться их мониторинг и тестирование. Кроме того, сейчас специалисты ЦУПа занимаются наведением бортового телескопа на опорную звезду.

Яркость Земли быстро меняется

Способность Земли отражать солнечный свет (альбедо) в период с 1985 по 1995 годы резко снизилась, что, по мнению ученых, является основной причиной повышения температуры на поверхности нашей планеты. Об этом говорят результаты исследования, проведенного сотрудниками Политехнического института Нью-Джерси и Калифорнийского политехнического института.

В ходе экспериментов ученые анализировали данные о состоянии облачного покрова, переданные спутниками. Кроме того, изучались характеристики темной стороны Луны, яркость которой изменяется под действием отраженного от Земли света. Как оказалось, с 1985 по 1995 годы альбедо нашей планеты очень медленно снижалось, а в течение 1996 года произошел его резкий спад. На протяжении последующих пяти лет низкая отражающая способность планеты привела к существенному повышению температуры на ее поверхности. Причем, по мнению исследователей, "парниковый" эффект от изменений альбедо по силе в несколько раз превзошел эффект, вызванный повышенным содержанием в атмосфере углекислого газа. За 2001-2003 годы отражающая способность планеты, напротив, повысилась, достигнув показателей 1995 года.

В ближайшее десятилетие ученые намерены продолжить наблюдения за альбедо, что позволит точнее прогнозировать предстоящие изменения климата и, возможно, решить проблему массового таяния льдов. С этой целью планируется создать глобальную систему наблюдения, которая сможет собирать необходимую информацию на протяжении каждого месяца лунного календаря.

Одеяла для "шаттла"

Обычные одеяла предназначаются для защиты человека от холода. В "шаттле" тоже есть одеяла, но они используются для защиты корабля от слишком высоких температур. Эти одеяла сделаны из тканого керамического волокна, между слоями которого проложен теплоизоляционный ватин. Площадь каждого такого одеяла составляет около 200 кв. см, а толщина его может меняться от 6 мм до 5 см в зависимости от его назначения и места расположения под обшивкой "шаттла".

Например, нос "шаттла" при входе в атмосферу должен выдерживать температуру порядка 1650°C. Но внешняя теплозащитная обшивка "шаттла" из керамических плиток и композитных панелей сама по себе не является теплоизолятором. Рассеиваемое ею тепло идет во внутреннюю полость носа "шаттла", где его должны поглотить теплозащитные одеяла.

Сейчас в одном из ангаров на космодроме на мысе Канаверал идет подготовка к первому после перерыва запуску "шаттла" Discovery. Готовятся к этому событию и теплозащитные одеяла. Впервые после изготовления "шаттла" их решено полностью заменить. Например, в нос "шаттла" нужно уложить четыре квадранта одеял, которые образуют конус. Каждый такой квадрант состоит из семи одеял, и на стыке квадрантов укладывается еще по одному одеялу. То есть нос "шаттла" защищают 32 одеяла.

Все одеяла перед их укладкой проходят специальную обработку в печи. В течение нескольких часов их выдерживают при температуре более 300°C, затем их пропитывают водоотталкивающим составом. Потом их выкраивают по форме с переплетением промежуточных слоев и только потом укладывают в надлежащее место корпуса. В общем, дело это очень кропотливое. Весь цикл от начала обработки керамической ткани до завершения укладки готовых одеял занимает 2 месяца.

Но зато потом такое одеяло должно защитить "шаттл" и от холода открытого космоса и от жаркой встречи с атмосферой Земли.

В Антарктиде обнаружен метеорит-ровесник Солнечной системы

Метеорит, который притянула Земля 4,5 млрд лет назад, обнаружила в Антарктиде итальянская научная экспедиция.

Небесный "скиталец" интересен для исследователей тем, что он - ровесник Солнечной системы, поэтому состоит из тех же элементов, что и наша планета в начальный период своего формирования. Об этом сообщил в Риме представитель Национального музея Антарктиды и глава экспедиции Луиджи Фолько.

Обнаруженный обломок - образец так называемой "первичной материи" Солнечной системы. Из такого материала могли образоваться не только Земля, но и другие планеты, отметил Фолько.

В ходе последней экспедиции на шестой континент итальянские ученые собрали в общей сложности 126 метеоритов, сообщает ИТАР-ТАСС. Исследователи работали в течение месяца в передвижном лагере в 250 км от полярной станции "Марио Дзуккелли" в заливе Терра Нова (море Росса).

8 июня произойдет прохождение Венеры по диску Солнца

Во вторник 8 июня в 9:18 по московскому времени на территории России можно будет наблюдать редкое астрономическое явление - прохождение Венеры по диску Солнца. Последний раз такое событие состоялось 6 декабря 1882 года. Нынешнее прохождение будет длиться несколько часов и завершится в 15:21 по московскому времени. В течение этого времени любой желающий, при наличии подходящих погодных условий, сможет наблюдать прохождение.

Особенно интересными являются моменты касания краев дисков Солнца и Венеры. Наблюдая за Венерой именно в такие мгновенья, М.В. Ломоносов в 1761 году предположил наличие у этой планеты атмосферы. Именно Ломоносов впервые обратил внимание на появление сияющего ободка и размытость диска Венеры в момент касания солнечного диска.

Естественно при наблюдении прохождения необходимо соблюдать меры предосторожности. Использование любых оптических инструментов без специальных солнечных фильтров неминуемо обернется потерей зрения. Самые зоркие наблюдатели смогут увидеть темное пятно на диске Солнца и невооруженным глазом, однако и в этом случае лучше воспользоваться фильтром. Им может служить, например, сложенный вдвое гибкий диск. Следующее подобное событие произойдет 6 июня 2012 года, а после этого прохождение Венеры перед солнечным диском произойдет только в 2125 году. Подробности о времени прохождения для разных городов СНГ, рассчитанные в NASA, можно найти здесь.

Запуск ракеты Delta 2 откладывается из-за поломки гидравлического насоса

Запуск ракеты Delta 2 с космодрома на мысе Канаверал был намечен на 4 июня. Эта ракета должна вывести на околоземную орбиту очередной спутник навигационной системы GPS. Однако на этой неделе было объявлено о переносе старта из-за неполадок в работе гидравлического насоса, установленного в первой ступени ракеты. Насос решили проверить с пристрастием после того, как выявились проблемы с таким же насосом во время подготовки к запуску другой ракеты Delta 2 на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Ее старт назначен на 19 июня, и он, скорее всего, состоится вовремя.

А вот на космодроме Канаверал в сроки не укладываются, так как насос решили заменить, а на это потребуется несколько дней. Ракета Delta 2 со спутником GPS 2R-12 уже стоит на стартовой площадке 17B космодрома. Ее новая дата запуска пока официально не названа, но если с новым насосом проблем не будет, то старт может состояться 9 июня.

Спутник GPS 2R-12 должен будет заменить на орбите старый спутник системы GPS - GPS 2A-16, который уже выработал свой "гарантийный срок" работы (он был запущен в ноябре 1992 г.).

Напомним, что орбитальная группировка навигационной системы GPS сейчас состоит из 28 спутников, которые обеспечивают навигационной информацией подразделения армии США, в том числе самолеты, корабли и бомбы со спутниковыми системами наведения на цель. Американские военные получают самые точные данные, на которые способна система GPS (координаты с точностью до 1 метра и скорость с точностью до 1 км/ч). Клиентами навигационной системы GPS являются также гражданские пользователи разных стран мира, но они получают менее точную информацию о своих координатах.

Кстати, на самолетах военно-транспортной авиации России тоже установлены приемники системы GPS, так что американцы могут в любую минуту отключить их. Приемников российской системы ГЛОНАСС на этих самолетах почему-то нет. Неужели Пентагон дал взятку нашим военным за установку GPS-приемников? Или система ГЛОНАСС ни на что не годится?

Новая теория происхождения "водных каналов" на Марсе

Американские ученые из Университета Ратгерс в Нью-Джерси считают, что загадочные марсианские каналы, которые, казалось бы, могли быть сформированы только лишь проточной водой, на самом деле имеют иное происхождение.

Согласно теории Троя Шинброта, структуры рельефа, напоминающие устья рек, образовались под действием движущихся потоков песка или каких-либо других твердых частиц. В качестве основного аргумента в пользу данного предположения Шинброт указывает на тот факт, что гравитация на Красной планете почти на 40 процентов слабее земной. Это позволяет песчинкам как бы "плыть" в разряженной атмосфере Марса, намного дольше не касаясь поверхности планеты, нежели это возможно на Земле. Другими словами, в подобных условиях потоки твердых частиц в некотором смысле напоминают жидкость и, соответственно, могут образовывать несвойственные песку структуры рельефа.

В подтверждение предложенной теории говорят и результаты проведенного эксперимента, в ходе которого команда исследователей изучала поведение крошечных керамических шариков диаметром от 4 до 90 мкм. Поскольку эти гранулы очень мало весят, они могут передвигаться, не сразу оседая, сообщает журнал Nature. Аналогичным образом должны вести себя и частицы марсианского грунта. Впрочем, американские ученые прямо заявляют, что их гипотеза не объясняет формирования всех каналов на Красной планете, и подходит лишь для описания образований наиболее причудливой формы.

Казахстан планирует запуск первого спутника связи в декабре 2005 года

Казахстан планирует запустить в космос свой первый геостационарный спутник связи и вещания в декабре 2005 г. сообщает РБК Стоимость проекта - $65 млн. Об этом сообщил премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов на совместном заседании палат парламента республики.

Ранее сообщалось, что спутник будет изготовлен российским Государственным космическим научно-производственным центром им.Хруничева, отобранным из ряда претендентов. Как отметил г-н Ахметов, Казахстан ежегодно тратит на аренду спутниковых каналов порядка $26-28 млн. По его оценкам, собственный спутник, срок работы которого - 10-12 лет, окупит себя за три года. "Объем возможностей этого спутника будет покрывать не только потребности нашей страны, но и потребности РФ, всех стран Центральной Азии", - сказал г-н Ахметов.

По оценкам правительства Казахстана, реализация проекта позволит внедрить в стране новые технологии в области космических систем телекоммуникаций и связи, включая сети доступа в интернет, использовать спутник в исследованиях зоны Каспия, приграничных территорий, обеспечить информационную независимость и безопасность республики.