Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

18 июня 2004 г.

Содержание

Астрономы NASA нашли на комете следы

Американские изобретатели открывают двери в космос для всех желающих

Впервые определена масса ультра-холодного коричневого карлика

Российская ракета "Протон" установила свой новый рекорд грузоподъемности

Запуск ракеты Delta 2 отложен на сутки из-за ложной тревоги на космодроме



Астрономы NASA нашли на комете следы

Изучив данные, предоставленные космическим зондом Stardust о комете Wild-2, астрономы пришли к выводу, что имеют дело с необычным космическим телом, передает CNN.com.

2 января 2004 года зонд NASA приблизился к комете Wild-2 на расстояние в 230 километров. Ему удалось сфотографировать комету и взять образцы твердых частиц из ее хвоста. Образцы кометы попадут на землю лишь в 2006 году, но даже изучение ее фотографий позволило Доналду Браунли (Donald Brownlee), профессору астрономии Вашингтонского университета, заявить, что Wild-2 может оказаться представителем уникального класса комет.

"Мы думали, комета Wild-2 будет похожа на грязный, черный снежный ком, - пояснил Браунли. - А вместо этого первые ее фотографии, переданные зондом Stardust, поразили нас разнообразием ландшафта, на котором были и пики, и впадины, и кратеры, которые, должно быть находятся на плотной поверхности".

Как предполагают, кратеры возникли на комете из-за столкновения с другими, меньшими космическими телами, однако исследователей удивило, что в этих кратерах отсутствует пыль, осколки камня и другие предметы, обычно остающиеся в них. Как предполагают, это связано с тем, что комета состоит из хрупкого материала, который после удара отлетает от нее, но не падает обратно из-за крайне небольшого притяжения. Вместе с тем, материал кометы кажется достаточно прочным для того, чтобы поддерживать крутые склоны и утесы.

Кроме того, необычен тот факт, что на комете практически нет маленьких кратеров, а есть только большие, возраст которых, вероятно, составляет несколько миллиардов лет. Браунли предположил, что небольшие кратеры могли исчезнуть с поверхности кометы в результате эрозии. Также необычной является форма двух крупных впадин, напоминающих отпечатки ног. У них практически вертикальные стенки, плоское дно и они мало похожи на следы от ударов метеоритов.

До получения фотографий кометы Wild-2, исследователям удалось изучить с близкого расстояния лишь две кометы, и обе они оказались сравнительно гладкими и покрытыми значительно меньшим числом кратеров. Браунли подчеркнул, что этого мало для того, чтобы судить, насколько уникальной в действительности является комета Wild-2, и исследования комет необходимо продолжить.


Американские изобретатели открывают двери в космос для всех желающих

21 июня Берт Рутан, самый известный в мире проектировщик летальных аппаратов и основатель компании Scaled composites, испытает в небе Калифорнии свой первый космический корабль Space Ship One. Он попытается поднять его на высоту 100 км, к границам атмосферы, и, если все пройдет штатно, у него появятся хорошие перспективы выиграть "премию столетия": Ansari X Prize - 10 млн долларов.

Все же дело не в размере призового фонда, а в том, что это космическое соревнование должно открыть двери в космос для всех желающих. Ближайшая цель - космический туризм, однако в мире космического бизнеса появились планы пойти еще дальше, пишет Corierre della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Наша цель, - говорит Рутан, - продемонстрировать, что неправительственные космические полеты с человеком на борту не только возможны, но и могут быть менее затратными по сравнению с многомиллиардными миссиями государственных космических агентств и, естественно, вполне безопасными. В будущем, через десяток лет, обычные люди вроде нас с вами, заплатив как за дорогой круиз, смогут позволить себе полет за пределы атмосферы, испытывая дрожь и удовольствие от нескольких минут невесомости. За этим последуют переживания возвращения, когда космический корабль неожиданно затормозит и тело вновь обретет тяжесть".

Премия Ansari X Prize была учреждена в 1996 году Питером Диамандисом, инженером, предпринимателем, ученым. Идея возникла в Сент-Луисе в память о знаменитой премии, появившейся в Соединенных Штатах в 20-е годы прошлого столетия - Orteig Prize в 25 тысяч долларов, ради которой Чарльз Линдберг на моноплане Spirit of St.Louis первым в мире в 1927 году пересек Атлантический океан между Нью-Йорком и Парижем, подтвердив тем самым, что организовывать коммерческие полеты между континентами - уже не бредовая идея.

Теперь речь идет о полетах на большей высоте, но с теми же намерениями. Сторонниками этой идеи являются, прежде всего, члены семьи Ансари - это семейство благодаря своей многомиллионной квоте получило право назвать соревнование своим именем. Нельзя не упомянуть и о Поле Аллене, одном из основателей Microsoft и спонсоре создания огромного радиотелескопа, при помощи которого ученые надеются найти голоса разума во Вселенной.

Учредителями премии являются также банки и известные личности, как, например, писатели Том Клэнси и Артур С. Клейк, актер Том Хэнкс. 24 команды будут бороться за победу в небе в Нью-Мексико - штате, выигравшим соревнование с Флоридой за право принимать у себя мероприятие, запланированное на ближайшие месяцы. Большинство участников - американцы, но есть также канадцы, англичане, израильтяне и румыны.

Пока лицензию от Федерального управления гражданской авиации на право запуска космонавта получили лишь Берт Рутан и Джефф Гризон из Xcor, который также проявляет интерес к частным космическим полетам, но пока официально не заявил о своем намерении бороться за Ansari X Prize. Заказ на проект DaVinci Project Гризон получил от правительства Канады. Почетную премию получит тот, кому удастся в течение двух недель осуществить два полета с тремя членами экипажа, включая пилота, на высоту до 100 км.

"Мы занялись разработкой нашего корабля Space Ship One в 1996 году, но это оставалось тайной до прошлого года", - рассказывает Рутан, уже прославившийся тем, что разработал самолет Voyager, совершивший кругосветный беспосадочный полет.

Тем временем он строил ракету-носитель White Knight, которая выведет корабль на высоту 15 км. Здесь Space Ship One отстыкуется от фюзеляжа носителя и, включив реактивные двигатели, поднимется на установленную высоту.

"Если все пройдет успешно, наш проект будет восприниматься как возрождение космических полетов. Этот момент можно сравнить с периодом 1908-1912 годов, когда от десятка пилотов был совершен переход к сотням самолетов и сотням пилотов. Теперь, - продолжил Рутан, - у нас должны быть космические корабли, способные с легкостью отрываться от Земли, чтобы вдохновлять молодежь, доказывая реалистичность любых мечтаний, возможность достижения любых целей. Молодежь должна убедиться, что может участвовать в будущих исследованиях и делать великие открытия".

За красивыми идеалами скрывается большой бизнес, который до последнего времени не удавалось развить крупным правительственным агентствам, за исключением спутниковых телекоммуникаций.

"Если не брать в расчет туристический опыт, - говорит Джефф Гризон, - мы делаем ставку на коммерческие запуски на орбиту малых спутников, потребность в которых будет постоянно расти, а также на быструю и недорогую доставку грузов между континентами. Полет в космос обходится нынешним туристам в 20 млн долларов, мы же предложим полет за 25 тыс. долларов".


Впервые определена масса ультра-холодного коричневого карлика

Группа астрономов из разных стран мира опубликовала в журнале Journal of Astronomy and Astrophysics статью, посвященную "взвешиванию" ультра-холодного коричневого карлика и его звезды-компаньонки. Карлик и его более массивная соседка образуют двойную звезду, которая в каталоге значится под наименованием 2MASSW J0746425+2000321. Телескоп Hubble обнаружил коричневого карлика в составе двойной звезды в 2000 г.

Эти две звезды вращаются вокруг общего центра тяжести довольно близко друг к другу: угловое расстояние между ними составляет 0,18 угловых секунд. Поэтому для определения особенностей их движения (по которым и определялись массы "участников") нужно было получить очень подробные их изображения.

Четыре года астрономы наблюдали за поведением двойной звезды 2MASSW J0746425+2000321. Для этого использовались большие наземные телескопы Keck, Gemini и VLT с адаптивно-оптическими системами и космический телескоп Hubble. В итоге удалось реконструировать всю орбиту карлика и его компаньонки, которые делают полный виток вокруг общего центра тяжести за 10 лет. На основе характеристик орбиты и были произведены вычисления масс. Оказалось, что масса более массивной звезды составляет всего 8,5% от массы нашего Солнца. То есть эта звезда лишь немного превзошла порог для существования в ней ядерной реакции. Этот порог составляет 7,5% массы Солнца или 75 масс Юпитера.

Коричневый карлик из двойной звезды 2MASSW J0746425+2000321 до этого порога не дотянул. Его масса составляет всего 6,6% от массы Солнца. Этого недостаточно для того, чтобы в его недрах возникла и поддерживалась реакция ядерного синтеза, каковая имеет место на Солнце и на всех других "настоящих" звездах.

Существование коричневых карликов, которые занимают промежуточное положение между звездами и планетами, теоретически было предсказано уже давно, но первый такой объект был открыт лишь в 1995 г. Но до сих пор космические объекты причисляли к классу "коричневых карликов" только на основании их цвета и яркости, хотя самым правильным критерием является их масса. Но измерить массу звезды можно только в том случае, если она входит в состав двойной звезды, а двойные звезды с участием коричневых карликов идентифицировать очень сложно, так как в них звезды-компаньонки вращаются очень близко друг к другу, а, кроме того, они обычно бывают неяркими.

Для двойной звезды 2MASSW J0746425+2000321 астрономы смогли решить все эти проблемы и провели первое взвешивание коричневого карлика.


Российская ракета "Протон" установила свой новый рекорд грузоподъемности

В четверг 17 июня в 02:27 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета "Протон М" с разгонным блоком "Бриз М", которая вывела в космос телекоммуникационный спутник Intelsat 10-02. Это один из самых тяжелых коммерческих спутников в мире, его стартовый вес составлял 5580 кг. Для ракеты "Протон" это рекорд.

Через 9 минут после старта отработали все три ступени ракеты и разгонный блок "Бриз М" со спутником вышел на суборбитальную траекторию. Затем включился двигатель разгонного блока, и через 7 минут эта связка оказалась на низкой орбите ожидания. В течение следующих нескольких часов двигатель "Бриза" включался четыре раза, чтобы вывести спутник на эллиптическую орбиту с параметрами 35,6 тыс. км на 4 тыс. км.

Отделение спутника Intelsat 10-02 от разгонного блока произошло через 9 часов 10 минут после старта ракеты. Теперь ему предстоит с помощью собственного двигателя выйти на круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором над точкой с координатой 1 градус западной долготы. Здесь ему предстоит пройти тестирование оборудования, которое продлится месяца полтора. Предполагается, что коммерческая эксплуатация Intelsat 10-02 начнется в августе. Этот спутник будет обеспечивать передачу Internet-трафика и работу других телекоммуникационных служб на территории западной части американского континента, Европы, Африки, Ближнего Востока и Индии.

Спутник Intelsat 10-02 займет орбиту, которую сейчас занимает более старый спутник Intelsat 707, а последний будет переведен на другую орбиту для дальнейшего использования. Построила спутник Intelsat 10-02 европейская компания EADS Astrium на базе спутниковой платформы Eurostar E3000. На нем установлено 45 активных ретрансляторов C-диапазона и 16 ретрансляторов Ku-диапазона. Рассчитан он на 13 лет работы.


Запуск ракеты Delta 2 отложен на сутки из-за ложной тревоги на космодроме

Старт ракеты Delta 2 со спутником GPS 2R-12 для навигационной системы GPS уже неоднократно откладывался по разным техническим причинам. На ракете уже поменяли гидравлический насос и привод одного из вспомогательных двигателей первой ступени, а также провели проверку и ремонт электрических кабелей. В итоге запуск был назначен на 18 июня.

Но во вторник 15 июня на стартовом комплексе космодрома на мысе Канаверал прозвучал сигнал тревоги, и весь персонал, работавший на стартовой площадке 17B, где стоит ракета Delta 2 со спутником GPS, был эвакуирован. Через некоторое время выяснилось, что тревога была ложной, но работы по подготовке работы к запуску выбились из графика, поэтому старт решено было отложить еще на сутки. Теперь он назначен на субботу 19 июня, время старта - 19:10 по местному времени (3:10 20 июня мск), длительность окна запуска - 27 минут. Синоптики прогнозируют 70-процентную вероятность того, что погодные условия будут приемлемыми для старта.



Нас считают