|
|||||||
Мировые космические новости 21 июня 2004 г. |
Последняя коррекция траектории зонда Cassini перед выходом на орбиту Сатурна На прошлой неделе была проведена последняя коррекция траектории движения зонд Cassini перед его выходом на орбиту Сатурна. 16 июня основной двигатель Cassini был включен на 38 секунд, в результате чего скорость его движения снизилась на 12,8 км/ч, так что 30 июня он должен оказаться в нужное время в нужном месте и пересечь плоскость колец Сатурна в промежутке между кольцами F и G. Во время этого пролета сквозь щель между кольцами Cassini загородится от ударов мелких частиц щитом, роль которого сыграет параболическая антенна-тарелка диаметром 4 м. Через 25 минут после этого перехода из южного полушария Сатурна в северное начнется самая важная операция 7-летней миссии Cassini - выход на орбиту Сатурна. Основной двигатель зонда будет включен на 96,4 минут, после чего Сатурн должен захватить Cassini своим гравитационным полем и сделать его своим спутником. Если этого не произойдет, то экспедиция, на которую было потрачено около 3,3 млрд дол., закончится неудачей. Джон Кармак испытал космическую ракету Принадлежащая Джону Кармаку компания Armadillo Aerospace провела очередные испытания прототипа своей космической ракеты. Напомним, что Armadillo Aerospace является одним из претендентов на премию Ansari X Prize, которую получит первая частная компания, сумевшая отправить пассажиров в космос на высоту в 100 км. И Джон Кармак, который, помимо работы над Doom 3, живо интересуется космосом, намерен построить собственный космический аппарат. Впрочем, пока у Armadillo Aerospace готов лишь прототип ракеты. В рамках проходивших в окрестностях Далласа (штат Техас) испытаний этот прототип сумел подняться на высоту в 40 метров и совершить посадку всего в 30 см от точки старта. Испытания были признаны успешными, поскольку как двигатель, так и система посадки сработали "на отлично". В ближайшей перспективе в компании намерены построить очередной прототип ракеты с обновленным двигателем и начать испытывать его. Впрочем, пока наиболее вероятным претендентом на победу в Ansari X Prize является компания Scaled Composites. В течение последнего года она активно испытывала свой космический корабль SpaceShipOneи самолет-носитель White Knight. 21 июня с принадлежащего компании космодрома в Мохаве, штат Калифорния, должен состояться первый старт SpaceShipOne в космическое пространство. В Хьюстоне началась реставрация "лунной" ракеты Saturn V На сегодняшний день в космических музеях США есть три экземпляра ракеты Saturn V, на которых в свое время отправлялись к Луне корабли "Аполлон". Они находятся в Хьюстоне в Космическом центре им. Джонсона, на мысе Канаверал в Космическом центре им. Кеннеди и в Космическом центре им. Маршалла в штате Алабама. В Хьюстоне находится та ракета Saturn V, которая была построена для запуска корабля "Аполлон-18". Но ни она, ни корабль так никуда и не полетели, так как NASA свернуло американскую лунную программу после полета "Аполлона-17" в декабре 1972 г. В 1977 г. эту ракету в горизонтальном положении (ее длина составляет 110,5 м) установили на опорах перед въездом в центр им. Джонсона и с тех пор она была выставочным экспонатом, привлекавшим массы туристов. Все это время она стояла на открытом воздухе и поэтому на ней появилась ржавчина и плесень, в ней стали селиться птицы и мелкие животные и выросли сорняки. Но скоро для этой ракеты начнется другая жизнь. Наконец-то выделены деньги на ее реставрацию - 4 млн дол. 750 тысяч из них - это частные пожертвования, а остальные деньги - это правительственные гранты, в том числе грант в размере 1,25 млн дол. по программе "Спасения сокровищ Америки" ("Save America's Treasures"). На первом этапе реставрационных работ ракету должны высушить изнутри с помощью горячего воздуха. Потом предстоит выяснить, какие именно плесневые грибки поселились в ракете, чтобы при их удалении еще больше не повредить детали ракеты. Затем будет проведен ремонт поврежденных конструкций и замена тех, которые уже не подлежат ремонту, а потом ракету заново покрасят. Кроме реставрации самой ракеты, планируется "накрыть" ее специальным ангаром, чтобы она больше не ржавела на улице. Все работы планируется завершить к лету 2005 г. В США будет запущен первый частный космический корабль Первый частный космический корабль "Space Ship One" с пилотом на борту будет запущен в понедельник на орбиту в рамках соревнования между представителями семи стран в США. Старт "Space Ship One" намечен на 6:30 утра по тихоокеанскому времени в Калифорнии (17:30 мск). Аппарат, напоминающий небольшой спортивный самолет, будет запущен на низкую орбиту в 100 км со скоростью, в три раза превышающую скорость звука. По замыслу создателей, после завершения полета аппарат самостоятельно приземлится на стартовую площадку. Соревнование организовано благотворительным фондом "Х Прайз", который пообещал выплатить 10 млн долларов тому, кто успешно выведен космический корабль с пилотом на борту на орбиту, сообщает РИА "Новости". "Все последние 30 лет люди думали, что полеты в космос возможны только для избранных государственных служащих", - сказал в интервью газете The Washington Post инженер Барт Рутан, создатель частного космического аппарата "Space Ship One". По мнению Рутана, если полет его корабля пройдет успешно, в будущем частный космический корабль сможет доставлять туристов на низкую космическую орбиту в среднем за 30-50 тысяч долларов. Спонсором проекта постройки космического аппарата "Space Ship One" выступил партнер Билла Гейтса, один из создателей компании Microsoft Пол Аллен. По словам Аллена, он вложил в проект корабля 20 млн долларов. Аналогичную сумму заплатил космический турист Денис Тито за полет на Международной Космической Станции. Соревнование между создателями частных космических кораблей вызвало интерес у руководства NASA, которой комиссия президента Буша рекомендовала ему в будущем передать запуски на низкую орбиту частным структурам. Однако аналитик пилотируемой космонавтики, директор института Global Security в Вашингтоне Джон Пайк считает, что запуск космического корабля "Space Ship One" не может рассматриваться, как космический полет. "Это экстремальный спорт каскадеров, но это не космонавтика, никто в мире не признает подобные полеты "космическими", - сказал Пайк. Астронавты смогут залатать на "шаттлах" только маленькие дырки Катастрофа "шаттла" Columbia во время посадки 1 февраля 2003 г. произошла из-за его повреждения во время старта: кусок обледенелой теплозащитной пены упал с топливного бака на переднюю кромку левого крыла "шаттла" и пробил в его защитном покрытии дыру размером примерно 15 на 25 см. Превратности подъема на орбиту крыло выдержало, а во время спуска при входе в плотные слои атмосферы внутрь крыла через повреждение попала раскаленная плазма, быстро разрушившая все крыло. Потом независимая комиссия по расследованию этой катастрофы представила агентству NASA целый список рекомендаций, который необходимо выполнить для обеспечения безопасных полетов "шаттлов". В этом списке среди неотложный мер фигурирует и разработка технологий ремонта внешнего покрытия "шаттла" силами астронавтов непосредственно на орбите. Специалисты NASA уже разработали двухкомпонентный состав, который будет впрыскиваться в щели с помощью некоего подобия строительного пистолета, а потом размазываться вручную малярными кистями. Однако, таким способом можно заделать только небольшие повреждения внешней обшивки размером не более 10 см. То есть даже если бы у экипажа "шаттла" Columbia было все необходимое для этого оборудование, он не смог бы спасти свой корабль. Правда, в списке рекомендаций есть также пункт о разработке конструкций и технологий, не допускающих падение теплозащитной пены на "шаттл". Так что по идее подобные повреждения "шаттлам", вроде бы, не грозят. Во всяком случае, NASA решило больше не наносить теплозащитную пену на ту часть топливного бака, с которой упал злополучный кусок во время запуска "шаттла" Columbia. Тем не менее, в NASA сейчас идет работа над проблемой латания более крупных дыр. Кроме того, инженеры NASA сейчас занимаются разработкой телескопической штанги, на которой будет крепиться оборудование для инспекции внешних поверхностей "шаттла". Эта штанга длиной 15 м должна нарастить уже имеющуюся на борту "шаттла" 15-метровую руку робота-манипулятора. На ней планируется установить несколько лазеров и датчиков для поиска повреждений в обшивке. С помощью этой штанги можно будет исследовать все теплозащитное покрытие "шаттла". Предполагается также, что астронавты смогут использовать эту штангу в качестве опоры при проведении ремонта покрытия в открытом космосе. Пока в NASA надеются, что эта штанга будет готова к первому полету, который по-прежнему намечен на март 2005 г. |
|
|