Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

22 июня 2004 г.

Содержание

Первый частный космический корабль успешно вернулся из космоса

Пентагон начал разработку военного космоплана

К работе готовится детектор пыли Сатурна

Спутник Telstar 18 отправился к месту своего "морского старта"

В космос вышел первый частный космический корабль SpaceShipOne

Нежданный метеорный поток из созвездия Волопаса

США возобновляют космическое сотрудничество с Индией



Первый частный космический корабль успешно вернулся из космоса

Первый частный космический корабль SpaceShipOne успешно приземлился на гражданском полигоне в пустыне Мохаве, Калифорния, откуда недавно стартовал, сообщает CNN.com.

Полет SpaceShipOne проходил по плану. Космический корабль, пилотируемый Майкл Мелвиллом (Michael Melvill), поднялся на высоту около 100 километров и провел три с половиной минуты на границе земной атмосферы. Это был первый полет в космос частного космического корабля.

Корабль SpaceShipOne был создан частной компанией Scaled Composites, ранее получившей лицензию Федерального управления гражданской авиации США на проведение суборбитального полета, по проекту Берта Рутана (Burt Rutan).

Этот проект, финансируемый сооснователем корпорации Microsoft Полом Алленом (Paul Allen), считается главным претендентом на получение премии X-Prize, учрежденную в США в 1996 году. Согласно условиям этой премии, призовой фонд в 10 миллионов долларов получит первый частный трехместный космический корабль, в течение двух недель дважды совершивший полет на 100-километровую высоту и благополучно вернувшийся на Землю.


Пентагон начал разработку военного космоплана

Компания Northrop Grumman получила контракт на разработку предварительного эскизного проекта военного космоплана многоразового использования. Согласно условиям этого контракта, за полгода Northrop Grumman совместно с ВВС США должна определить наиболее дешевый способ сборки и проведения наземных испытаний ключевых структурных элементов космического корабля многоразового использования, который можно было бы за несколько часов подготовить к запуску на орбиту для выполнения срочных задач.

К числу ключевых структурных элементов относятся композитный топливный бак, его внутренние конструкции, крылья, оперение хвостовой части, датчики системы контроля работы всех систем корабля и плитки теплозащитного покрытия космоплана.

Northrop собирается представить расчеты по двум вариантам конструкций корабля. Один из них будет построен на базе демонстрационного корабля RAST (Reusable Access to Space Technology) собственной разработки Northrop, а второй - на базе конструкции предложенной компанией Conceptual Research Concepts из Лос-Анджелеса.

Корабль RAST построен на базе двухступенчатой ракеты. Обе ступени допускают повторное использование. Первая большая по размерам ступень имеет крылья как у самолета, а вторая, также имеющая оперение, представляет собой орбитальный модуль. Стартовать корабль RAST будет из вертикального положения. Отработавшая первая ступень будет возвращаться к месту старта с помощью собственного воздушно-реактивного двигателя. А вторая ступень будет выводить на низкую околоземную орбиту небольшую полезную нагрузку или выводить на нужную высоту самолет, который сможет в течение пары часов доставить ракеты или бомбы в любую точку земного шара.

Northrop уже разработала композитные криогенные топливные баки диаметром до 1,8 м, которые на 10-25% легче алюминиевых баков такого же размера. 1,8 м - это примерно тот размер баков, которые планируется установить на военном космоплане. Готовы к демонстрации и датчики системы мониторинга композитной структуры бака. Кроме того, разработаны новые технологии изготовления металлических теплозащитных панелей и их установки на композитные структуры.

О том, когда Пентагон планирует принять на вооружение эти космопланы, пока ничего не сообщается.


К работе готовится детектор пыли Сатурна

Американский исследовательский зонд Cassini отправился к Сатурну в октябре 1997 г. Совсем скоро - 30 июня - его путь к окольцованной планете длиной 3,5 млрд км должен закончиться и он выйдет на орбиту Сатурна. И после этого начнется программа исследований Сатурна, его колец и его спутников, рассчитанная пока на четыре года. За это время Cassini сделает 76 витков вокруг Сатурна на разных орбитальных плоскостях и совершит 52 сближения с 31 из известных спутников Сатурна. В течение всего этого времени на Cassini будет работать анализатор космической пыли German Cosmic Dust Analyzer производства Германии, на котором установлен детектор пыли High Rate Detector, разработанный и изготовленный в Чикагском университете (США).

Эта аппаратура будет исследовать физические, химические и динамические свойства частиц пыли в окрестностях Сатурна и их взаимодействие с магнитосферой Сатурна, его кольцами и спутниками.

Американский детектор пыли High Rate Detector может измерять очень мелкие частицы, размеры которых составляют от одной сотой до двух диаметров человеческого волоса, а немецкий анализатор пыли может работать с еще более мелкими частицами. На анализаторе German Cosmic Dust Analyzer установлено два детектора пыли, и они могут детектировать до 100 тысяч частиц в секунду. Этой производительности должно хватить с избытком.

Кстати, аналогичный детектор космической пыли работал на зонде Stardust, который в январе этого года совершил облет кометы Wild 2, а сейчас направляется в сторону Земли, чтобы в сентябре 2006 г. сбросить капсулу с собранными образцами. Максимальное количество пыли, которое проходилось фиксировать детектору на зонде Stardust, составляло 2000 частиц в секунду. Но, по мнению специалистов, в окрестностях Сатурна детектору пыли придется работать гораздо более интенсивно, и ученые почти не сомневаются, что их ожидают сюрпризы.


Спутник Telstar 18 отправился к месту своего "морского старта"

Плавучая стартовая платформа Odyssey и командное судно Sea Launch отправилось из порта приписки Лонг-Бич к месту очередного запуска, которое находится в акватории Тихого океана на экваторе в точке с координатой 154o западной долготы.

В трюме плавучей платформы находится ракета "Зенит", на которой смонтирован телекоммуникационный спутник Telstar 18. Его запуск назначен на 28 июня 2004 г. Этот спутник, построенный компанией Space Systems/Loral (SS/L) оснащен в общей сложности 54 ретрансляторами Ku- и С-диапазона. Он должен выйти на геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором над точкой с координатой 138oвосточной долготы. Если все пойдет по плану, но уже в августе Telstar 18 будет введен в эксплуатацию и начнет обслуживать телекоммуникационные службы стран юго-восточной Азии.


В космос вышел первый частный космический корабль SpaceShipOne

Первый частный ракетоплан SpaceShipOne в понедельник поднялся в воздух со стартовой площадки в пустыне Мохаве (штат Калифорния, США) в 160 км к северу от Лос-Анджелеса. В качестве носителя использован реактивный самолет White Knight. Ему понадобилось около часа, чтобы достичь высоты 17 км, а затем ракетоплан, пилотируемый пилотом Майком Мелвиллом, начал самостоятельный полет.

Мелвилл включил ракетный двигатель, который за 80 секунд разогнал аппарат до сверхзвуковой скорости и поднял его на высоту 100 км. Аппарат вышел на некоторое время за пределы земной атмосферы, а затем приступил к плавному снижению, сообщает ИТАР-ТАСС.

Обратный путь занял всего около получаса. Корабль благополучно приземлился на космодроме в пустыне Мохава, где собралось несколько десятков тысяч зрителей. Они встретили приземление корабля аплодисментами и радостными криками, сообщает агентство France Presse.

Летчику-испытателю Майклу Мелвиллу, уроженцу ЮАР, 62 года. Ему принадлежат рекорды по высоте и скорости для нескольких типов гражданских авиалайнеров. Ранее он уже поднялся на корабле SpaceShipOne на высоту в 64 километра.

Частный управляемый корабль SpaceShipOne запустила американская компания Scaled Composites, которую возглавляет американский летчик Берт Рутан. Запуск был осуществлен в рамках масштабного конкурса на приз в 10 млн долларов.

Разработки компании Scaled Composites финансируются мультимиллиардером Полом Алленом, одним из учредителей корпорации Microsoft, который чрезвычайно заинтересован космическими проектами, сообщает CNN.

Предполагется, что в дальнейшем частные полеты будут принимать все более интенсвиный характер и помогут развитию "космического туризма". В очередь на будущие космические рейсы компании Scaled Composites уже записались сто человек, каждый из которых внес аванс по 10 тысяч долларов. Ожидается, что стоимость одного "звездного билета" составит 102 тысячи долларов.

Запуск управляемого корабля осуществляется в рамках конкурса, организованного фондом X Prize, в котором участвуют 24 компании из нескольких стран. Для победы в конкурсе компания должна отправить на высоту 100 км на суборбиту Земли трех человек, а через две недели повторить запуск, непременно используя тот же самый космический корабль.

Такой корабль получит главный приз фонда - 10 миллионов долларов.

Некоммерческий фонд X Prize был создан именно для того, чтобы способствовать созданию относительно дешевого и эффективного корабля для космических туристов.

В начале XX века первые полеты самолетов точно так же финансировались различными компаниями, что во многом способствовало развитию коммерческой авиации, ежегодный оборот которой сейчас составляет около 250 миллиардов долларов.


Нежданный метеорный поток из созвездия Волопаса

Июнь - это не тот месяц, в котором бывают какие-то крупные метеорные потоки (все знают, что летом звезды "падают" обычно в августе). Тем не менее, 6 лет назад в конце июня 1998 г. наблюдатели, проживающие в разных точках земного шара, отметили прохождение какого-то нежданного метеорного потока с яркими метеорами и болидами. Например, в Японии эти метеоры были такими яркими, что они были видны даже в условиях облачного неба. В других местах интенсивность этого метеорного потока составляла 50-100 метеоров в час и продолжалось это представление больше 12 часов. Аналогичные события происходили в июне много лет назад - в 1916, 1921 и 1927 годах.

Метеоры эти летели из северной части созвездия Волопаса, поэтому они получили название "июньские бутиды" (Bootes - "волопас").

В 1916 г. известный английский наблюдатель метеорных потоков Уильям Деннинг (William Denning) предположил, что этот июньские метеоры представляют собой хвост кометы Pons-Winnecke, дальняя от Солнца точка орбиты которой находится на уровне орбиты Юпитера, а ближняя - заходит внутрь орбиты Земли. Из-за неоднократных сближений с Юпитером параметры орбиты этой кометы за прошедшие несколько десятилетий сильно изменились. С тех пор минимальное расстояние между ее орбитой и орбитой Земли увеличилось до 35 млн км и, вроде бы, метеорных потоков, обусловленных встречей Земли с хвостом кометы Pons-Winnecke быть не должно. Но исследования проведенные астрономами Дэвидом Эшером (David Asher) из Ирландии и Вячеславом Емельяненко из Челябинского университета показали, что метеоры, наблюдавшиеся в июне 1998 г. вылетели из кометы Pons-Winnecke в 1825 г., и что 6 лет спустя, то есть в конце июня 2004 г. можно ожидать нового метеорного потока. Возможно, в этом году будет наблюдаться два пика "июньских бутидов" - в ночь с 22 на 23 июня и в ночь с 26 на 27 июня. Созвездие Волопаса должно быть хорошо видно сразу после наступления темноты высоко в небе в северной его части, потом оно будет спускаться к горизонту в сторону северо-запада. В ночь с 22 на 23 июня луна к полуночи должна зайти за горизонт и поэтому она не будет мешать своим светом, а в ночь с 26 на 27 июня она будет уже более серьезной помехой для наблюдения.


США возобновляют космическое сотрудничество с Индией

В индийском городе Бангалор начинаются совместные консультации специалистов в области космических исследований из Индии и США. Как отмечает CNN, американские ученые впервые осуществляют подобного рода контакты с индийскими коллегами после наложенных на Индию в 1998 санкций из-за проведенных ею испытаний ядерного оружия.

На конференции обсуждается возможности осуществления совместных космических программ и обмена опытом. Индия заинтересована в поставках космических технологий из США, США также заинтересованы в использовании индийских разработок. Санкции, введенные американцами, были призваны не допустить использования таких технологий в военных целях. Однако в администрации США пришли к выводу, что научный потенциал Индии необходимо использовать, в связи с чем было решено пересмотреть политику технологического экспорта.

В Бангалор - один из главных центров высокотехнологичного бизнеса в Индии - для консультаций прибыли представители NASA и крупнейших высокотехнологичных компаний, таких как Boeing и Hewlett-Packard. Приветствие участникам конференции послал президент США Джордж Буш.



Нас считают