24 июня 2004 г.

Американца Грегори Олсена отстранили от полета на МКС

Робота для починки телескопа Hubble сделают в Канаде

Зонд Mars Express сделал стереоснимки каньона Valles Marineris

Телескоп Chandra нашел в центре нашей галактики раскаленный газ

Выход в открытый космос опять откладывается?

Пилот первого частного космического корабля чуть не сорвал полет

Экипаж МКС подготовился к выходу в открытый космос

Galileo: США и ЕС договорились окончательно

Американца Грегори Олсена отстранили от полета на МКС

Американского миллионера Грегори Олсена отстранили от полета на МКС по медицинским показания. Как сообщили информационному агентству РИА "Новости" в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, это решение было принято 23 июня 2004 года. Ранее российские врачи из Института медико-биологических проблем заявляли, что 58-летний бизнесмен может отправляться в космос.

Американец должен был лететь на МКС в апреле 2005 года. Он прошел теоретический курс занятий в подмосковном Звездном Городке. До него туристический полет в космос уже совершили гражданин США Деннис Тито (в 2001 году) и южноафриканский миллионер Марк Шаттлворт (в 2002 году). За полет на МКС они заплатили по 20 миллионов долларов. Примерно столько же намеревался заплатить за полет Грегори Олсен.

Бизнесмен предпочитал называть себя частным исследователем, а не кандидатом в космические туристы. Как заявлял ранее журналистам Эрик Андерсон, глава американской компании "Space Adventures", которая имеет официальный договор с Федеральным космическим агентством (ФКА) на поиск кандидатов на туристические полеты, "Доктор Олсен станет частным космическим ученым и проведет на орбите собственные эксперименты. Он планирует реализовать на МКС своего рода частную космическую программу".

Возглавляемая Олсеном компания "Sensor Unlimited Inc" занимается разработкой и производством высокочувствительных инфракрасных кино- и фотокамер и активно сотрудничает с Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Помимо испытаний новой модели аппаратуры компании, Олсен планировал проводить на борту МКС эксперименты по выращиванию кристаллов.

Робота для починки телескопа Hubble сделают в Канаде

Для разработки робота-манипулятора, которому, возможно, предстоит провести ремонт космического телескопа Hubble, агентство NASA решило привлечь специалистов компании MD Robotics из Канады.

Эта компания имеет большой опыт космического роботостроения и уже не раз выполняла заказы для NASA. Именно ее манипулятор Space Shuttle Remote Manipulator устанавливается на "шаттлы", и она же изготовила робот Canadarm2, который смонтирован на Международной космической станции. Кроме того, MD Robotics по заказу DARPA (Управление перспективных оборонных исследовательских проектов США) разработала робот для космического аппарата Orbital Express, которому предстоит в автономном режиме сблизиться в космосе с аппаратом-целью и ухватить его своей "рукой".

30 июня MD Robotics должна представить в NASA свои предложения по проектированию для обслуживания телескопа Hubble захватывающего устройства и "двуручного" робота-манипулятора.

Согласно нынешним планам NASA, автоматический аппарат должен отправиться к телескопу Hubble в декабре 2007 г.

Зонд Mars Express сделал стереоснимки каньона Valles Marineris

Европейский исследовательский зонд Mars Express работает на орбите Марса с января этого года. С помощью своей стереокамеры высокого разрешения HRSC он ведет трехмерную съемку поверхности Марса.

Здесь представлен снимок центральной части марсианского каньона Valles Marineris, который был сделан 2 мая, когда Mars Express делал свой 360-й виток вокруг Марса. Разрешение фотографий, полученных с помощью камеры HRSC составило 16 метров на пиксел. Попавший в кадр участок имеет координаты 12° южной широты и 285° западной долготы. По таким снимкам ученые стараются определить морфологическую и геологическую историю каньона Valles Marineris. На них видны следы вулканической активности и следы, которые, возможно, имеют "водное" происхождение. Но последнее доказать довольно трудно, поскольку эта местность подвергалась воздействию многих геологических процессов, в том числе ветровой эрозии и "марсотрясениям". По характеру отражения света на разных участках ученые также могут определить типы камней и характер поверхности.

Телескоп Chandra нашел в центре нашей галактики раскаленный газ

Рентгеновский космический телескоп Chandra в течение 170 часов наблюдал центральную область нашей галактики Млечный Путь, и результатом этих наблюдений стало новое доказательство существования там огромного облака раскаленного газа. Газ, разогретый до такой температуры, испускает рентгеновское излучение, поэтому для наблюдений и был использован телескоп Chandra.

Фотография вверху представляет собой комбинацию более десятка снимков, сделанных телескопом. Поперечный размер исследованной области составляет около 130 световых лет. Красному цвету здесь соответствуют области, испускающие рентгеновские лучи с низкой энергией, зеленому - излучение средней части рентгеновской области спектра, а голубому - высокоэнергетическое рентгеновское излучение. Особо следует отметить, что с помощью телескопа Chandra удалось выделить излучение самого газа, удалив попавшие в кадр "помехи" в виде 2357 точечных источников рентгеновского излучения, которыми являются нейтронные звезды, черные дыры, белые карлики, звезды, расположенные перед облаком горячего газа, и далекие галактики.

Исследования спектров излучения этой области нашей галактики показали, что там имеется центральное облако газа, температура которого составляет 10 млн градусов Цельсия, которое окружено облаком еще более горячего газа с температурой 100 млн градусов. Причем мощные гравитационные поля звезд и сверхмассивной черной дыры, которые находятся в центре Млечного Пути, недостаточно сильны, чтобы "вытянуть" это облако газа с того места, где оно находится. По идее, это должно было бы произойти примерно за 10 тысяч лет, то есть, почти мгновенно, если учесть, что возраст нашей галактики составляет порядка 10 млрд лет.

Таким образом, газ в этом облаке должен постоянно регенерироваться и нагреваться. Регенерация газ может происходить под действием мощного ветра массивных звезд, но источник его нагрева остается неизвестным. По мнению некоторых ученых, это газ могут разогревать магнитные турбулентности, которые возникают под действием ударных волн, появляющихся в результате взрывов сверхновых. Есть и другая гипотеза: нагревать газ могут высокоэнергетичные протоны и электроны, генерируемые все теми же ударными волнами взрывов сверхновых. Но оба этих предположения пока не выдерживают критики: наблюдаемый спектр излучения не соответствует тому, который должен был бы быть, если бы разогрев газа происходил под действием высокоэнергетичных частиц; наблюдаемые магнитные поля в центре галактики имеют "не ту" структуру; а частота, с которой взрываются сверхновые в этом районе, слишком мала, чтобы вызвать такой разогрев газа. В общем, загадки остаются.

Выход в открытый космос опять откладывается?

По сообщению агентства Associated Press со ссылкой на представителя российского ЦУПа Валерия Лындина, репетиция предстоящего выхода в открытый космос для экипажа МКС, запланированная на 23 июня, была отложена по просьбе российской стороны. Причем новая дата проведения это репетиции объявлена не была.

Во время таких репетиций космонавты надевают скафандры, проверяют их системы жизнеобеспечения и проводят на борту станции все процедуры, которые производятся до открывания выходного люка. Такие репетиции назначают за два дня до реального выхода в открытый космос. Отсюда можно сделать вывод о том, что назначенный на 25 июня выход в открытый космос для замены модуля питания одного из гироскопов станции будет вновь отложен.

Пилот первого частного космического корабля чуть не сорвал полет

Пилот первого частного космического корабля SpaceShipOne Майкл Мелвилл признался, что в ходе полета на борту возникла ситуация, которая могла стать причиной срыва миссии, сообщает The New York Times.

По словам Мелвилла, во время подъема на орбиту корабль начал опасно вращаться, к тому же некоторые системы управления отказали. "Я испугался до смерти", - заявил Мелвилл журналистам, и добавил, что в какой-то момент ему показалось, что его "раздавит как жука".

Мелвилл думал о том, чтобы прекратить миссию или даже покинуть корабль, но в итоге 63-летнему Мелвиллу все же удалось включить запасную систему управления, и продолжить полет.

Достигнув высоты в 100 километров, при нулевой гравитации Мелвилл достал из кармана пачку M&M's, открыл ее и начал играть с конфетами. "Я разжал руку, в которой они лежали, и увидел, что они не падают, а вращаются на месте, как маленькие спутники", - рассказал Мелвилл.

Проведя на границе земной атмосферы около трех минут, SpaceShipOne приземлился в пустыне Мохаве (Mojave).

По словам Мелвилла, это его первый и последний полет в космос. Он намерен пилотировать другие самолеты, и, возможно, будет выступать с лекциями.

"Я так много взял от авиации, - заявил Мелвилл, - думаю, пришла пора отдать ей свой долг".

Экипаж МКС подготовился к выходу в открытый космос

В течение всей ночь со вторника на среду на Международной космической станции космонавты Геннадий Падалка и Майкл Финк тренировались в скафандрах к выходу в открытый космос. Напомним, что в ближайшее время экипаж орбитальной станции должен будет починить гироскоп, сломавшийся 23 апреля.

Необходимость подобной тренировки была вызвана тем, что ранее в американских скафандрах была обнаружена неисправность в системе охлаждения. Поэтому на американский сегмент космонавты впервые пойдут в российских скафандрах и из российского стыковочного шлюза. Скафандры "Орлан-М", в которых экипаж МКС будет чинить гироскоп, за семь лет эксплуатации ни разу не создали для космонавтов серьезных проблем.

Проведенная тренировка показала, что оборудование в порядке. "Скафандры и другие средства, обеспечивающие работу в космосе, полностью готовы, никаких технических проблем, связанных с выходом в открытый космос, не существует", - заявил "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Центра управления полетами (ЦУП) Валерий Лындин.

Ранее сообщалось, что выход в открытый космос, намеченный в ночь на 25 июня, вновь отложен. Однако сейчас специалисты не исключают, что выход все же может состояться в намеченный срок.

Galileo: США и ЕС договорились окончательно

Разногласия США с Евросоюзом по поводу запуска спутниковой системы навигации Galileo будут окончательно урегулированы на этой неделе в Ирландии на саммите в замке Дромоленд близ города Клэр (Clare). Как сообщает ElectricNews, стороны подпишут соглашение о том, что спутники не будут мешать военным радиосистемам США, и будут работать с заявленной точностью, сообщил сайту брюссельский представитель совместного проекта ЕС и Европейского космического агентства (ESA).

Навигационная система Galileo состоит из 30 спутников и некоторого количества наземных станций. Она будет предоставлять информацию обо всех подключенных к ней пользователях и объектах. С помощью недорогого устройства можно будет отслеживать местонахождение любого движущегося или стационарного объекта с точностью до метра. Начальная фаза запуска системы будет реализована в этом году, а полноценное функционирование намечено на 2008-й.

Сейчас у Европы нет своей системы, и поэтому приходится пользоваться GPS-сетью США, разработанной военными.

Предполагается, что Galileo окажет благотворное влияние на аэрокосмическую индустрию ЕС и экономику Европы в целом, а также сделает Европу более независимой от заокеанского соседа. Рынок вокруг Galileo потенциально может создать 100 тыс. рабочих мест и дать оборот до $10 млрд. в год, который потенциально вырастет до $300 млрд. к 2020 году, предполагает Еврокомиссия.