29 июня 2004 г.

Спутник обнаружил извержение вулкана в Антарктиде

В Тихом океане стартовала ракета-носитель "Зенит" со спутником связи

Японские компании собираются запустить собственный спутник для наблюдения за поверхностью Земли

Ракета-носитель "Зенит" не смогла вывести на орбиту спутник Telstar-18

Вторая попытка выхода в открытый космос на МКС перенесена на 30 июня

В Китае готовится к запуску вторая часть "Двойной звезды"

Потерянный спутник Telstar-18 нашли на другой орбите

Спутник обнаружил извержение вулкана в Антарктиде

Этот снимок участка территории Антарктиды был сделан американским спутником Earth Observing-1 7 мая 2004 г. Красноватое пятно в центре - это извержение вулкана Эребус, который находится на побережье моря Росса. Да-да, в Антарктиде есть не только снег и лед, но и действующий вулкан тоже. Извержения Эребуса за последние 200 лет происходили довольно часто.

Особенно примечателен этот снимок тем, что спутник Earth Observing-1 обнаружил его сам с помощью установленного на нем детектора вулканического тепла со спектрометром Hyperion. Кроме того, специальная программа на бортовом компьютере спутника запрограммировала его так, чтобы провести повторные наблюдения места извержения без вмешательства специалистов ЦУПа. Это ПО было разработано в рамках программы создания автономных научных спутников Space Technology 6 Autonomous Sciencecraft Experiment в Лаборатории реактивного движения NASA.

Упомянутая программа анализирует изображения, полученные с помощью спектрометра Hyperion, который очень чувствителен к тепловому излучению вулканической лавы, и направляет спутник так, чтобы он пролетел над "интересным" местом еще раз через несколько часов и произвел повторную съемку. Одновременно данные наблюдений передаются ученым, которые в противном случае узнали бы об извержении этого удаленного вулкана через несколько недель.

Аналогичным способом планируется в ближайшие месяцы провести спутниковый мониторинг 50 других вулканов, разбросанных по всему земному шару. Ну а в дальнейшем эту технологию, возможно, используют для мониторинга пылевых штормов на Марсе, для поиска вулканов и мониторинга вулканической активности на спутниках Юпитера Европе и Ио.

В Тихом океане стартовала ракета-носитель "Зенит" со спутником связи

Во вторник в 07:59 по московскому времени с плавучей платформы в Тихом океане стартовала ракета-носитель "Зенит" со спутником связи Telstar-18, сообщает РИА "Новости".

Запуск осуществлен в рамках программы "Морской старт". "Зенит" выводит на орбиту американский телекоммуникационный космический аппарат весом более четырех с половиной тонн. Telstar-18 займет место на геостационарной орбите в точке 138 градусов Восточной долготы. Это уже третий запуск в рамках программы в 2004 году.

По сведениям российского представительства компании Boeing, выводимый на геостационарную орбиту космический аппарат был построен команией Space Systems Loral. Управление спутником будет осуществлять компания Loral Skynet (обе компании являются дочерними компаниями корпорации Loral Space & Communications). Спутник имеет 54 активных транспондера, включая 16 транспондеров диапазона Ku-band и 38 транспондеров С - диапазона.

Данный космический аппарат способен покрыть весь азиатско-тихоокеанский регион. Он будет использоваться для передачи информации между США и этим регионом, включая Интернет, спутниковое радио и телевизионное обслуживание.

Компания "Морской старт" работает на международном рынке космических запусков через Boeing Launch Services и выступает одним из главных поставщиков услуг по выводу на орбиту тяжелых спутников.

Пять японских компаний разной специализации - торговый дом Itochu, компания спутниковой связи Jsat, телекоммуникационная компания NTT Data, Imageone и NEC Toshiba Space Systems - собираются в 2008 году (или позднее) запустить на околоземные орбиты два собственных спутника, предназначенных для наблюдения за поверхностью Земли. Это первая в Азии такая коммерческая спутниковая инициатива. Для реализации этого проекта в августе этого года будет создано совместное предприятие, президентом которого будет представитель компании Itochu.

Спутники планируется вывести на низкую околоземную орбиту высотой от 500 до 1000 км. На них будут установлены самые современные на тот момент коммерческие спутниковые камеры, которые позволят получать изображения наземных объектов размером менее 1 метра в поперечнике. Причем в их поле зрения будет практически вся территория земного шара.

Ракета-носитель "Зенит" не смогла вывести на орбиту спутник Telstar-18

Ракета-носитель "Зенит", стартовавшая во вторник утром с плавучей платформы в Тихом океане, не смогла вывести на орбиту спутник связи Telstar-18, сообщает РИА "Новости".

По информации оперативного дежурного в Центре управления полетами, ракета-носитель не смола выйти на расчетную орбиту из-за того, что двигатель разгонного блока "не отработал в штатном режиме".

Запущенная в 07:59 ракета-носитель "Зенит" должна была вывести на орбиту американский спутник Telstar-18 весом более четырех с половиной тонн.

Спутник, построенный компанией Space Systems Loral, имеет на борту 54 активных транспондера, включая 16 транспондеров диапазона Ku-band и 38 транспондеров С - диапазона.

Основной задачей космического аппарата должно было стать обеспечение связи, в том числе Интернета, спутниковой радиосвязи и телевизионного обслуживания, между США и азиатско-тихоокеанским регионом.

Сегодняшний старт "Зенита" стал уже третьим в программе "Морской старт" в 2004 году.

Вторая попытка выхода в открытый космос на МКС перенесена на 30 июня

Выход экипажа МКС в открытый космос закончился на прошлой неделе неудачно. Через 10 минут после выхода из шлюзового отсека космонавтам пришлось вернуться обратно на станцию из-за того, что в основном кислородном баллоне скафандра американского астронавта Майкла Финке резко упало давление.

Впоследствии выяснилось, что виноват в этом был, скорее всего, сам Майкл Финке, который после проверки работы системы подачи кислорода недостаточно тщательно завернул переключатель. После разбирательства новую попытку выхода в открытый космос предварительно назначили на 29 июня, но по итогам вчерашнего совещания руководства проекта МКС ее решено было перенести на среду 30 июня.

Согласно новым планам, командир экипажа Геннадий Падалка и бортинженер Майкл Финке откроют люк шлюзового отсека "Пирс" 30 июня в 21:40 по Гринвичу и отправятся в довольно длительное путешествие по внешней поверхности станции к месту, где находится гироскоп, который им предстоит починить. Они должны будут заменить блок питания этого гироскопа. Предполагается, что их выход в открытый космос продлится 6 часов.

Кстати, как раз во время их работы на внешней поверхности станции исследовательский зонд Cassini включит свой двигатель, чтобы выйти на орбиту Сатурна. NASA собирается по своему телевизионному каналу вести трансляции об обоих этих событиях.

В Китае готовится к запуску вторая часть "Двойной звезды"

29 декабря 2003 г. китайская ракета Long March 2C вывела на околоземную орбиту, угол наклона которой к плоскости экватора составляет 28,5o, спутник Double Star 1. Перигей этой орбиты составляет около 550 км, а апогей - более 66 тыс. км. Это был первый из двух спутников системы Double Star ("Двойная звезда"), которая предназначается для исследования магнитосферы Земли и воздействия на нее со стороны Солнца. Это совместный проект Китая и Европейского космического агентства.

Второй спутник этой системы - Double Star 2 - планируется запустить 20 июля этого года (ранее старт был назначен на июнь). Только его предстоит вывести на полярную орбиту, но с теми же параметрами (66 тыс. км на 550 км).

Сейчас к этому запуску готовится ракета Long March 2C/SM. Госкомиссия с участием представителей китайского министерства обороны, космического ведомства и академии наук уже подписала акт о том, что и ракета и спутник соответствуют всем техническим требованиям.

После запуска второго спутника система "Двойная звезда" будет вести мониторинг магнитного поля Земли с помощью 16 приборов. 8 из них китайского производства, а остальные 8 них предоставлены ЕКА (причем 7 из них - те же самые, что установлены на спутниках квартета Cluster). Причем комплекты приборов на спутниках Double Star разные: на первом установлено 5 европейских и 3 китайских прибора, а на втором - наоборот, 5 китайских и 3 европейских.

Когда спутники системы Double Star начнут совместную работу, они должны будут также присоединиться к уже работающим на своих орбитах четырем спутникам европейской системы Cluster, которые также занимаются исследованием магнитосферы Земли, полярных сияний и магнитных бурь.

Потерянный спутник Telstar-18 нашли на другой орбите

Станция космического слежения в Австралии получила сигнал от телекоммуникационного спутника Telstar-18, который не смог выйти на расчетную орбиту из-за сбоя в работе двигателя ракеты "Зенит-3SL", стартовавшей с плавучей платформы в Тихом океане, передает РБК.

Как сообщил информагентству заместитель генерального конструктора Государственного конструкторского бюро имени Янгеля Анатолий Агарков, спутник находится на переходной орбите. По его словам, точные данные о причинах отклонений при запуске появятся в течение дня.

Запуск ракеты был осуществлен во вторник в 07:59 по московскому времени в рамках программы "Морской старт". Второе включение маршевого двигателя разгонного блока ДМ-СЛ прошло в нештатном режиме, и спутник не смог достичь расчетной орбиты.

Американский телекоммуникационный спутник Telstar-18 весит более четырех с половиной тонн. Он снабжен 54 передатчиками для обеспечения связи, в том числе Интернета, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Спутник должен был эксплуатироваться подразделениями американского концерна Loral Space and Communications совместно с компанией APT из Гонконга, которой принадлежит часть аппарата, получившая обозначение Upstar 5.

Помимо украинского конструкторского бюро имени Янгеля в реализации проекта "Морской старт" участвуют американская компания Boeing Commercial Space Company, российская ракетно-космическая корпорация "Энергия", норвежская фирма Kvaerner Maritime a.s. и аэрокосмическое предприятие Украины "Южмашзавод".