Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

8 июля 2004 г.

Содержание

NASA разрабатывает передвижную лунную базу

Небольшая европейская ракета Vega проходит испытания на шумность

Бразилия собирается запустить свою очередную ракету к 2006 году

Активность Солнца достигла максимума за последнюю тысячу лет

В Италии начинает работу центр управления первой европейской спутниковой навигационной системой EGNOS



NASA разрабатывает передвижную лунную базу

В соответствии с провозглашенной Джорджем Бушем новой космической программой, Соединенные Штаты готовятся к возвращению на Луну. В NASA ведутся активные изыскания по новой лунной программе. В частности, идет работа по проектированию будущих лунных баз, причем не только стационарных, но и передвижных.

Один из проектов по созданию мобильной лунной базы реализуется в Эймсовском исследовательском центре NASA (Моффет-филд, Кремниевая долина, штат Калифорния). В конце июня специалисты этого центра представили свою концепцию мобильной лунной базы. Соответствующий проект был представлен сотрудником NASA Майклом Коэном во время Форума американского физического института в Альбукерке, штат Нью-Мексико.

По словам Коэна, передвижные базы имеют целый ряд достоинств. Главным из них является то, что передвижные базы не будут привязаны к конкретной точке лунной поверхности, и с их помощью можно будет проводить более широкие исследования. При этом дополнительные затраты на строительство мобильных баз не должны оказаться чрезмерны.

Коэн подверг критике традиционные модели баз, когда исследования ведутся с помощью специальных транспортных средств, которые отправляются в исследовательские экспедиции со стационарной базы. По словам Коэна, для обеспечения безопасности длительных экспедиций, в них необходимо отправлять не менее трех машин. В итоге, может оказаться проще сделать мобильной саму базу. Кроме того, передвижные базы смогут работать совместно, сцепляться в своеобразные "поезда", а затем разделяться для исследования разных районов.

Впрочем, пока концепция передвижных баз для исследования Луны находится в зародыше, и практическая ее реализация может существенно отличаться от обсуждаемых сейчас вариантов.


Небольшая европейская ракета Vega проходит испытания на шумность

В проекте Европейского космического агентства по созданию небольшой ракеты-носителя Vega участвуют Италия (ее доля основная - 65%), Бельгия, Франция, Нидерланды, Испания, Швеция и Швейцария. Это будет небольшая ракета высотой 30 м и диаметром 3 м, которая сможет выводить на полярные орбиты высотой до 700 км спутники весом до 1,5 тонн. Ее первый старт должен состояться в 2006 г. на космодроме Куру во Французской Гвиане. Для ее запусков планируется использовать стартовую площадку, с которых взлетали ракеты Ariane 4, уже отправленные в отставку.

Vega - это трехступенчатая ракета, причем в каждой ступени будет использоваться твердотопливный двигатель. Предусмотрен еще и разгонный блок для этой ракеты, который оснащается жидкотопливным двигателем.

В июне в Италии на полигоне рядом с городком Коллеферро компания Avio SpA начала серию испытаний двигателя P80 первой ступени ракеты Vega на шумность. Эти испытания необходимы для того, чтобы убедиться в том, что уровень шума внутри ракеты во время запуска не превысит 142 децибел (более сильный шум может повредить и полезную нагрузку и детали самой ракеты). Для испытаний на полигоне установлена модель ракеты Vega и стартовая площадка для нее в масштабе 1:20. Уровень шума, издаваемого уменьшенной моделью твердотопливного двигателя P80, измеряется с помощью 42 микрофонов. Двигатель во время испытаний включается на 2 секунды. В ходе этих испытаний планируется также выбрать оптимальную конфигурацию стартовой площадки, которая тоже влияет на уровень шума. Окончательное решение о ее конструкции будет принято в конце июля после проведения пяти испытаний и анализа их результатов.


Бразилия собирается запустить свою очередную ракету к 2006 году

В августе 2003 г. на бразильском космодроме Алькантара во время подготовки к запуску ракеты VLS произошел мощный взрыв, в результате которого погиб 21 человек и была разрушена вся стартовая площадка. Отчет правительственной комиссии об этой аварии был опубликован в начале 2004 г. В нем в качестве причины взрыва были названы нарушения правил эксплуатации сооружений космодрома, что привело к механическому их разрушению и в конечном итоге к взрыву.

После публикации отчета в марте этого года директор космического агентства Бразилии Луис Бевилаква (Luiz Bevilacqua) ушел в отставку, и только на этой неделе был назначен новый директор - Серджио Гауденци (Sergio Gaudenzi). В связи с этим назначением министр науки и технологий Бразилии объявил о продолжении работ по бразильской космической программе и о планах к 2006 оду осуществить запуск первой отечественной космической ракеты с того же космодрома Алькантара. И это не просто слова. Бразильское космическое агентство, имеющее "стандартный" бюджет 13 млн дол. в год, получило в этом году дополнительное финансирование в размере более 12 млн дол. В следующем году усиленное финансирование бразильской космической программы будет продолжено, но цифры пока не называются.

Ну а новый директор бразильского космического агентства заявил, что космос входит в сферу стратегических национальных интересов страны, и что Бразилия не может рассчитывать на получение космических технологий от других стран и должна разрабатывать их самостоятельно. Он также сказал, что бразильская ракета VLS будет выводить на околоземную орбиту бразильские же спутники, которые будут использоваться для исследования сельскохозяйственных и водных ресурсов страны, а также для мониторинга окружающей среды.


Активность Солнца достигла максимума за последнюю тысячу лет

Результаты исследования, проведенного командой швейцарских ученых во главе с доктором Сами Соланки из Цюрихского института астрономии, говорят о том, что солнечная активность в настоящее время находится на самом высоком уровне за последнюю тысячу лет.

Как передает ВВС, ученые изучали состав проб льда (кернов), взятых на большой глубине в Гренландии. Исследователи пытались определить концентрацию определенного изотопа бериллия, который образуется во льду под действием космических лучей и характеризует солнечную активность. Как оказалось, на протяжении нескольких последних веков активность нашего светила постепенно увеличивалась и достигла максимума около 60 лет назад.

Важно заметить, что наблюдения за Солнцем ведутся практически с момента изобретения телескопа в 1610 году. Ученым известны одиннадцатилетние циклы активности, а также долговременные изменения. В частности, в период с 1645 по 1715 годы количество пятен на Солнце было минимальным. Причем именно в это время на Земле началось резкое похолодание, позже названное малым ледниковым периодом.

Нынешний пик активности Солнца совпал с потеплением климата на планете. Таким образом, предполагают ученые, между количеством пятен на нашем светиле и колебаниями температуры на Земле существует непосредственная связь. Соответственно, выбросы углекислого газа в атмосферу не являются единственной причиной глобального потепления климата. Правда, в течение последних двадцати лет число пятен на Солнце оставалось примерно неизменным, тогда как температура на Земле продолжала расти.


В Италии начинает работу центр управления первой европейской спутниковой навигационной системой EGNOS

Как известно, Европейское космическое агентство вместе с Евросоюзом собирается построить спутниковую навигационную систему Galileo. Но она должна начать работу только в 2008 г. А до этого планируется ввести в строй предшественницу Galileo навигационную систему EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service, Европейская геостационарная служба навигационного покрытия), которая должна помочь навигационными диспетчерам гражданской авиации.

13 июля в Италии должен официально начать работу центр управления системы EGNOS, который находится центре управления авиационным трафиком в окрестностях Рима. Система EGNOS должна выдавать навигационные данные о местоположении пользователя с точностью до 2 метров. То есть у системы EGNOS будет более высокая точность, чем у гражданских пользователей американской системы GPS (20 м). Правда, система EGNOS будет пользоваться данными, получаемыми со спутников все той же навигационной системы GPS и российских навигационных спутников системы ГЛОНАСС, и уточнять их с помощью сети наземных станций (их до конца этого года планируется построить около 40 штук).

На первых порах услугами системы EGNOS будут пользоваться гражданские самолеты и морские корабли, но в дальнейшем планируется предоставлять навигационные данные также водителям автомобилей и даже службам помощи слепым людям.

Следующие центры управления системы EGNOS будут открыты в Германии близ Франкфурта и в Испании в окрестностях Мадрида.



Нас считают