14 июля 2004 г.

Американский космический турист Грегори Олсен все-таки полетит на МКС?

Обнаружен астероид, имеющий самый короткий период обращения вокруг Солнца

Зонд Cassini вышел из-за Солнца

Магнитные полюса Земли постепенно меняются местами

Запуск спутника Aura отложен из-за неполадок с его записывающим устройством

Американский космический турист Грегори Олсен все-таки полетит на МКС?

В конце июня Центр подготовки космонавтов имени Гагарина объявил о том, что кандидат в космические туристы 59-летний американец Грегори Олсен, который собирался слетать на МКС в апреле 2005 г., отстранен от полета по медицинским показаниям. Конкретный диагноз назван не был. Но перед началом курса подготовки к полету он проходил медкомиссию в Институте медико-биологических проблем, и у врачей тогда не было претензий к его здоровью.

Теперь же выясняется, что Грегори Олсен не теряет надежды совершить экспедицию на МКС и что его "отставка" может оказаться временной. Как заявил представитель компании Space Adventures, которая занимается отправкой космических туристов на МКС, Олсен очень надеется, что к концу этой недели руководство российской космической программы все-таки разрешит ему лететь.

Олсен на прошлой неделе уехал в США на ранее запланированные каникулы на свое ранчо в Монтане, но на следующей неделе он собирается вернуться в Россию и продолжить начатый в апреле курс подготовки космонавта и изучение русского языка (самый трудный для него пункт программы). Он уже успел испытать на себе действие невесомости на борту самолета, летящего по параболической траектории, примерил российский скафандр и поработал внутри модели космической станции. Олсен также изучал материальную часть МКС и руководство по действиям экипажа в аварийных ситуациях. Прошел он и тренировки на центрифуге, и выдержал в ней ускорение 8,5G (это намного превышает те перегрузки, которые испытывают космонавты во время возвращения на землю).

Представитель Space Adventures также добавил, что за последние 40 лет десятки космонавтов в период подготовки к полету браковались медкомиссией, но потом все-таки летели в космос. В общем, претензии медиков - это временное явление.

Обнаружен астероид, имеющий самый короткий период обращения вокруг Солнца

10 мая этого года астроном Брайан Скифф (Brian Skiff), работающий по проекту поиска околоземных астероидов LONEOS (Lowell Observatory Near-Earth Object Search) обнаружил объект, обративший на себя внимание своей необычно высокой скоростью движения. Он тут же сообщил об открытии в Центр малых планет (Minor Planet Center, MPC) в Кембридже (шт. Массачусетс), который опубликовал информацию об этом объекте на своем Web-сайте, чтобы астрономы всего мира могли подтвердить или опровергнуть данные о новом космическом теле. Информация подтвердилась и новый астероид получил наименование 2004 JG6.

13 мая на сайте Центра малых планет были опубликованы характеристики орбиты астероида 2004 JG6. Он движется вокруг Солнца по эллиптической орбите, которая целиком лежит внутри орбиты Земли. Частично его орбита даже заходит внутрь орбиты Меркурия (первой планеты от Солнца). Полный виток вокруг Солнца астероид 2004 JG6 делает всего за 6 месяцев, то есть он имеет самый короткий период обращения вокруг Солнца среди известных объектов солнечной системы.

Орбиты большинства астероидов солнечной системы располагаются между орбитами Марса и Юпитера, то есть они находятся в 2-4 раза дальше от Солнца, чем Земля, и полный виток вокруг Солнца они делают за несколько лет.

Длина эллиптической орбиты астероида 2004 JG6 составляет около 48 млн км, то есть средняя скорость его движения превышает 30 км/с. Минимальное расстояние, на которое астероид 2004 JG6 может приблизиться к Земле, составляет 5,6 млн км, а мимо Меркурия он может пролететь на расстоянии около 3,2 млн км. Кстати, в ближайшее время астероид 2004 JG6 должен пролететь между Землей и Солнцем. Двигаться он будет на фоне созвездий Рака и Малого Пса в сумерках низко над горизонтом в западной части неба. По оценкам специалистов, размеры астероида 2004 JG6 составляют от 500 до 1000 метров в поперечнике.

Зонд Cassini вышел из-за Солнца

5 июля исследовательский зонд Cassini, который сейчас находится на орбите Сатурна, скрылся из виду для наземных наблюдателей. Между ним и Землей оказалось Солнце. В такие периоды связь с Cassini сводится к минимуму: примерно 10-20 раз в день с наземного ЦУПа на зонд посылается файл с 10 командами для проверки возможности корабля принимать команды с Земли, когда траектория сигнала проходит вблизи Солнца. В это время Cassini продолжает научные наблюдения по ранее намеченной программе, но их интенсивность также минимальна.

Полная связь с зондом восстановилась только 12 июля, когда Cassini вышел из-за Солнца и его сигнал приняла станция дальней космической связи DSN в Калифорнии. По данным телеметрии, аппаратура Cassini сейчас находится в отличном состоянии и работает без сбоев.

Незадолго до того, как Cassini скрылся за Солнцем, его камера сфотографировала несколько спутников Сатурна - Мимас, Тефию, Рею и Япет. Эти и другие снимки Сатурна и его окрестностей NASA публикует на сайте этого проекта здесь.

Магнитные полюса Земли постепенно меняются местами

Не исключено, что в ближайшем будущем человеку придется полностью отказаться от такого полезного изобретения, как компас. Верный спутник путешественников уже не сможет со стопроцентной точностью указывать стороны света, поскольку напряжённость магнитного поля Земли довольно быстро уменьшается. Да и сами магнитные полюса постепенно меняют свое расположение. Исследования показали, что за последние 150 лет его напряженность уменьшилась на 10-15 процентов, тогда как за предыдущие 10 тысяч лет - на 30 процентов.

При сохранении существующей тенденции через тысячу лет значение потока магнитного поля планеты может стать равным нулю.

Как пишет во вторник The New York Times, магнитное поле Земли неоднократно исчезало и прежде. Результатом таких явлений становится перемена магнитных полюсов планеты. При этом в переходный период Земля смещается со своей траектории и становится беззащитна перед солнечным излучением. Ослабление магнитного поля выведет из строя все спутники, увеличит озоновые дыры в атмосфере, нарушит миграционные пути живых организмов, привыкших ориентироваться по магнитным потокам. И хотя для полной смены полюсов могут потребоваться тысячелетия, первые признаки этого прослеживаются уже сегодня.

Причем, в Европе напряжённость геомагнитного поля за минувшие 20 лет - вопреки общей тенденции - даже слегка увеличилась, зато во многих других регионах мира - например, в южной части Атлантического океана и в районе Карибских островов, - она за тот же период уменьшилась очень значительно: более чем на 10 процентов. Кроме того, северный магнитный полюс, ещё совсем недавно располагавшийся под арктическими паковыми льдами в Канаде, быстро смещается дальше на север, через географический северный полюс, на территорию России.

Впрочем, ученые полагают, что переоценивать последствия изменений в магнитном поле планеты все же не следует. Раз Земля прошла через подобные катаклизмы, то вряд ли ей на сей раз грозит гибель, говорят они. В то же время, с изменениями в напряжении магнитного поля специалисты связывают вымирание некоторых видов животных.

В прошлом месяце Европейское космическое агентство одобрило программу запуска трех новых спутников, которые будут контролировать области наибольшего ослабления магнитного поля. "Мы хотим получать своевременную информацию, чтобы иметь представление, что нас ждет в ближайшем будущем," - заявил в этой связи французский геофизик Готье Юло (Gauthier Hulot), участвующий в программе. Он выразил убеждение, что к концу миссии спутников ученые получат все исчерпывающие данные.

Последний раз магнитные полюса менялись местами 780 тысяч лет назад, когда предки человека еще только осваивали изготовление каменных орудий.

Запуск спутника Aura отложен из-за неполадок с его записывающим устройством

Запуск спутника Aura, которому предстоит исследовать атмосферу Земли, откладывался уже неоднократно. В последний раз он был намечен на 13 июля, но примерно за полчаса до назначенного времени, еще до начала 20-минутного обратного отсчета перед запуском, старт решено было отложить. Как выяснилось, возникли неполадки в работе твердотельного записывающего устройства спутника. Специалисты сразу не смогли сказать, сколько времени потребуется на решение этих проблем, поэтому старт предварительно был отложен на сутки.

Если проблемы с записывающим устройством за это время удастся разрешить, то ракета Delta 2 со спутником Aura взлетит с космодрома базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии сегодня 14 июля в 03:02 по местному времени (14:02 мск).

Напомним, что принадлежащий NASA спутник Aura оснащен четырьмя самыми точными на сегодняшний день приборами для определения характеристик атмосферы Земли. Стоимость этого проекта составляет 785 млн дол. Перед ним стоят три основных задачи: определить, действительно ли сейчас происходит восстановление озонового слоя в стратосфере Земли; определить, какие процессы влияют на качество воздуха; и ответить на вопрос, как происходит изменение климата на Земле.