19 июля 2004 г.

Европейский аппарат Mars Express нашел еще одно свидетельство жизни на Марсе

Испанские ученые представили способ борьбы с летящими к Земле астероидами

NASA планирует построить GPS для Марса

Зонд Cassini испытал пыльную бомбардировку колец Сатурна

30 июня зонд Cassini вышел на орбиту Сатурна. А за несколько часов до этого он прошел сквозь плоскость колец Сатурна, перелетев из его южного полушария в северное. Через плоскость колец Сатурна Cassini пролетал через известную астрономам щель между кольцами F и G. В щели зонду не грозили большие обломки льда или камней, удары которых уничтожили бы корабль.

Но это не означает, что Cassini пролетел в пустоте. Между кольцами Сатурна оказалось не так уж пусто. Cassini пришлось выдержать бомбардировку микроскопических пылевых частиц, летящих со скоростью около 20 км/с, а на такой скорости даже крошечная пылинка может быть опасной. Поэтому перед пролетом Cassini развернулся так, чтобы защитить свой корпус параболической антенной.

Аппаратура Cassini фиксировала удары пылинок по обшивке, и потом этот град ударов был преобразован в звуковой файл, который можно послушать на сайте NASA здесь (файл в формате Quicktime размером 2 Мбайта). В период пика этой бомбардировки о Cassini ударялось 680 пылинок в секунду. Несмотря на такую интенсивность обстрела, никакого ущерба Cassini не понес (прочная параболическая антенна выполнила возложенную на нее задачу). При каждом ударе пылинки о корпус зонда около места удара образуется облачко горячей плазмы, которое фиксировалось приемником радио- и плазменных волн RPWS, который установлен на Cassini. Именно его сигнал и был преобразован в звук.

С космодрома Куру запущен самый большой телекоммуникационный спутник

В ночь на воскресенье 18 июля с космодрома Куру во Французской Гвинее ракета Ariane-5 вывела на орбиту самый большой телекоммуникационнай спутник, сообщает агентство France-Presse.

Запуск ракеты со спутником Anik-2F, весящим почти шесть тонн, состоялся в 0:44 воскресенья по гринвичскому времени (04:44 по московскому времени). Через 28 минут аппарат занял место на околоземной орбите.

Спутник Anik-2F был создан компанией Boeing Satellite Systems для обеспечения телекоммуникаций над Северной Америкой. Заказчиком проекта выступила канадская фирма Telesat. Спутник будет находиться в космосе около 15 лет.

Сначала старт был намечен на понедельник, напоминает агентство, но затем перенесен на четверг из-за технических неполадок. После этого по причине плохих погодных условий и некоей "аномалии" запуск был дважды отложен на 24 часа.

Это уже 19 полет ракеты типа Ariane-5, подготовленный компанией Arianespace, уточняет BBC News. Ракеты этой системы вновь начали завоевывать доверие на рынке, утраченное после инцидента в декабре 2002 года, когда тяжелая версия Ariane-5 сошла с траектории и самоуничтожилась через четыре минуты после старта.

Марсоход Spirit проработал 180 марсианских дней

На днях марсоход Spirit отметил важное событие в своей жизни - 180 солнечных суток, проведенных на поверхности Марса. Это вдвое больше, на что он был изначально запланирован. Тем не менее, аппаратура марсохода работает нормально, поэтому руководство NASA решило продлить его миссию (и марсохода Opportunity - тоже). Солнечные сутки на Марсе длятся немного дольше, чем земные - 24 часа 39 минут 35 секунд, так что по земным меркам Spirit проработал дольше, чем полгода.

Марсоход Spirit находится внутри большого кратера Гусева. В последнее время он занимался исследованиями окружающей его породы с помощью миниатюрного термоэмиссионного спектрометра и делал панорамные снимки окрестностей. С момента своей посадки на Марс Spirit проехал в общей сложности 3414 метра.

Израиль тоже хочет поучаствовать в строительстве навигационной системы Galileo

На прошлой неделе министр торговли и промышленности Израиля Эхуд Олмерт (Ehud Olmert) объявил о том, что Израиль намерен внести "существенные" инвестиции в строительство европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Он сказал, что для Израиля этот проект очень важен и он желает сыграть в нем немалую роль, а это означает, что в этот проект нужно вложить немалые деньги, и Израиль именно это и собирается сделать. Однако никаких конкретных сумм израильских министр не назвал, но пообещал, что сделает это в ближайшее время. Вот тогда мы и узнаем, что в понимании Израиля означают "существенные" инвестиции.

Напомним, что инициаторами проекта Galileo являются Европейское космическое агентство и Евросоюз, но в нем изъявили принять участие и несколько неевропейских стран. По плану, эта навигационная система должна быть построена на базе 30 спутников. Предполагается, что она начнет работу в 2008 г.

Европейский аппарат Mars Express нашел еще одно свидетельство жизни на Марсе

Находящийся с декабря минувшего года на орбите Марса европейский космический аппарат Mars Express Европейского космического гентства обнаружил в атмосфере планеты следы аммиака. По мнению ученых, это может служить в том числе признаком возможного наличия на Марсе жизни - его атмосфера не позволяет аммиаку сохраняться там длительное время, соответственно, наличие этого вещества означает, что оно откуда-то постоянно выделяется.

Это может происходить по двум причинам: либо где-то вблизи расположен действующий вулкан, либо аммиак образуется в результате деятельности микроорганизмов. Газ аммиак состоит из водорода и азота. Азот является ключевым элементом для существования жизни земного типа, и, как считается, крайне редок на Марсе.

Признаки аммиака были зафиксированы аппаратом Mars Express с помощью спектрометра, исследующего с орбиты атмосферный состав планеты, сообщает BBC News. Ранее в атмосфере были также обнаружены признаки наличия газа метан, который также может иметь биологическое происхождение. Кроме того, два находящихся на Марсе американских марсохода обнаружили признаки существования на Марсе воды.

Испанские ученые представили способ борьбы с летящими к Земле астероидами

Испанские ученые разрабатывают проект космической экспедиции, которая призвана изучить возможность принудительно изменить курс летящего в космосе астероида. Как известно, существует опасность того, что один из блуждающих в космическом пространстве астероидов может столкнуться с Землей, что при достаточно крупном его размере может привести к полному уничтожению жизни на планете. Считается, что 65 миллионов лет назад врезавшийся в Землю космический объект привел к вымиранию динозавров.

Согласно подсчетам астрономов, в Солнечной системе и окрестностях существует около 1200 объектов диаметром более 500 метров, которые потенциально могут рано или поздно приблизиться на опасное расстояние к Земле. Испанский проект "Дон Кихот" (Don Quijote) призван оценить возможность с помощью имеющихся в распоряжении человечества технологий изменить при необходимости траекторию полета астероида.

В рамках проекта планируется выбрать один из потенциально опасных объектов и запустить к нему два модуля. Первый планируется назвать "Санчо" (Sancho) - он выйдет на орбиту астероида и проведет там около 7 месяцев, измеряя параметры его строения. Затем к объекту будет направлен модуль "Идальго" (Hidalgo), который попробует нанести по астероиду удар с целью попытаться изменить его траекторию.

В случае, если проект получит поддержку и будет запущен, старт модулей может состояться после 2010 года. Как пишет британская газета Guardian, проект "Дон Кихот" уже одобрен Европейским космическим агентством.

NASA планирует построить GPS для Марса

Неважно, станут ли будущими исследователями Марса люди или роботы - и тем и другим нужно как-то ориентироваться на поверхности Красной планеты. Ученые NASA изучают возможность организации спутниковой навигационной системы для Марса. По задумке NASA, это могла бы быть группировка небольших орбитальных аппаратов, наблюдающих за экспедициями людей или роботов и пересылающих данные на Землю.

"Научные исследования в области коммуникаций и точного позиционирования - важнейшие наши цели", - заявил Майкл Мендильо, профессор астрономии из Бостонского университета. Мендильо и его команда работают над изучением влияния ионосферы Марса на спутниковую навигационную систему, которая, возможно, будет развернута на орбите Красной планеты. Их исследования - часть большой программы по разработке спутниковой инфраструктуры, которая призвана помочь в будущих исследованиях Красной планеты. К примеру, сотрудники Лаборатории реактивного движения NASA (Пасадена, штат Калифорния) заложили фундамент в разработке навигационной и коммуникационной сети Марса.

С помощью спутников в NASA собираются обеспечить позиционирование объектов на поверхности Марса с точностью от 10 до 100 метров, что сравнимо с возможностями действующей на Земле сситемы GPS. Специализированная система позиционирования позволит в будущем упростить передвижение исследовательских аппаратов по поверхности планеты. Получение координат со спутника сделает возможным ускорение ориентации, позволяя роботам проезжать большие расстояния, не останавливаясь, чтобы сверить свое местоположение, что приходится сейчас делать марсоходам Spirit и Opportunity.

Помимо работ над марсианской системой навигации NASA планирует в 2005 году запустить аппарат Mars Reconnaissance Orbiter, целью которого будет детальное изучение поверхности Марса с орбиты. На 2007 год запланирован старт спускаемого аппарата Phoenix, а в 2009 году ожидается запуск Mars Science Laboratory.