20 июля 2004 г.

NASA и DARPA разрабатывают робота-астронавта

Ракета "Протон" получила еще один заказ на запуск

"Шаттлы" еще не летают, а состав их экипажей уже меняется

35 лет назад человек высадился на Луне

35 лет назад участники американской космической экспедиции "Аполлон-11" достигли лунной поверхности. Астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин стали первыми людьми, которые вступили на поверхность другого небесного тела.

Космическое агентство NASA разместило на своем официальном сайте юбилейный материал, в котором возвращается к событиям 35-летней давности и делает попытки анализировать будущее лунных программ.

"Маленький шаг для человека, но огромный для человечества", - так назвал свои первые шаги по лунному грунту Нил Армстронг. Сразу после экспедиции "Аполлон-11" Америка погрузилась в эйфорию, полагая, что вслед за Луной, последует Марс и другие планеты. Однако на деле все оказалось гораздо сложнее. Только спустя три десятилетия человечество вернулось к мысли вновь высадиться на Луне.

В свое время, Армстронг и Олдрин, покидая Луну, сказали: "Мы еще вернемся", однако ни в 70-е, ни в 80-е годы серьезных попыток высадиться на луне не предпринималось. В годы "холодной войны" США и СССР, соревнуясь в космических технологиях, постоянно стимулировали друг друга все дальше забираться в космос. Однако после развала Союза многих охватили сомнения, стоят ли экспедиции на Луну тех средств, которые на них нужно расходовать.

Все президенты США в какой-то мере обращались к вопросу освоения Луны, однако только последняя администрация открыто заявила о том, что Америка возобновляет программу пилотируемых космических полетов на спутник Земли. Возможно, еще одной целью программы станет создание на Луне постоянной американской космической базы. О том, что Луна является одним из главным приоритетов NASA, не раз говорилось и в заявлениях руководства космического агентства.

Главным аргументом в защиту возобновления полетов на Луну, а, следовательно, и выделения дополнительных средств на программу в бюджет NASA, называется приобретение навыков и развитие технологий для осуществления полета на Марс.

По некоторым данным, осуществление пилотируемого полета на Луну будет запланировано к 2019 году. В то же время, отмечают эксперты, возвращение американских астронавтов на земной спутник будет наименее дорогим и опасным из проектов, предложенных для новой космической программы.

О программах освоения Луны заявляли не раз и другие страны. Так, Китай намерен осуществить высадку на Луне в 2020 году, а Индия намерена осуществить запуск первого зонда к Луне в 2007 году.

Cassini сфотографировал спутник Сатурна Япет

Американская автоматическая межпланетная станция Cassini передала на Землю фотографии еще одного спутника Сатурна. На этот раз в объектив камеры уникального аппарата попал спутник Япет. Этот спутник был открыт еще 1671 году астрономом Джованни Доменико Кассини, в честь которого и была названа межпланетная станция. Япет - это третий по величине спутник Сатурна. Его средний диаметр составляет 718 км. По этому показателю он уступает только Титану и Рее. Самым необычным в Япете является резко отличающаяся окраска его полушарий. Одно из них очень светлое, а второе - чрезвычайно темное. Это хорошо видно на снимке, темное пятно - это не тень, а естественный цвет поверхности спутника. Причины такой необычной окраски Япета остаются загадкой. Приведенный снимок был сделан 3 июля в видимой части спектра с расстояния 3 млн. км. Разрешение снимка составляет 18 км на пиксель.

NASA и DARPA разрабатывают робота-астронавта

Американское космическое агентство NASA в лице Космического центра им. Джонсона и Управление перспективных оборонных проектов DARPA при Пентагоне занимаются сейчас совместным проектом по созданию человекоподобного робота, которого можно было бы использовать в качестве помощника для работающих в открытом космосе астронавтов. А если робот окажется очень способным, то, возможно, он сможет полностью заменить человека на некоторых работах в космосе, например, на ремонте космического телескопа Hubble.

"Робонавт" похож на человека, вот только ног у него нет. Разработчики сочли, что умение ходить в космосе в условиях невесомости роботу ни к чему. У него есть две руки и на каждой руке по пять пальцев. Цель конструкторов состоит в том, чтобы сделать руки робонавта такими же подвижными как у человека, одетого в скафандр. На руках у робота имеются сенсоры, благодаря которым, они могут определять местоположение предметов, дотрагиваться до них, брать их в руки, поворачивать предмет и даже чувствовать тепло. Обработка всех "ощущений" робонавта идет в реальном времени в его "компьютерном мозгу", который находится в "голове", которая имеет защиту от воздействий внешнего космоса.

Робонавта уже испытали в условиях невесомости на борту самолета, летевшего по параболической траектории. Во время испытаний робонавт ловил мячи, плавающие в воздухе.

Ракета "Протон" получила еще один заказ на запуск

Компания International Launch Services (ILS), которая занимается предоставлением услуг по запуску коммерческих спутников на российской ракете "Протон" и американской Atlas, объявила о новом заказе для ракеты "Протон". Весной 2005 года конфигурация из ракеты "Протон М" с разгонным спутником "Бриз М" должна будет вывести в космос телекоммуникационный спутник DIRECTV 8, который принадлежит компании DIRECTV. Финансовые условия соглашения, подписанного между ILS и DIRECTV, не разглашаются.

В мае 2002 года ракета "Протон" уже выводила в космос спутник этой серии - DIRECTV 5. Спутник DIRECTV 8 построен на базе той же платформы 1300 компанией Space Systems/Loral.

Напомним, что компания ILS является совместным предприятием с участием американской компании Lockheed Martin и ГКПНЦ им. М.В. Хруничева, производителем ракет "Протон".

"Шаттлы" еще не летают, а состав их экипажей уже меняется

Как известно, в марте 2005 года космическое агентство NASA собирается возобновить полеты "шаттлов", прерванные после катастрофы "шаттла" Columbia. Подготовка к каждому полету дело длительное, поэтому экипажи первых миссий "шаттлов" были назначены уже давно. Однако на прошлой неделе в них были произведены изменения.

В миссии STS-121, то есть во втором полете после перерыва, который пока назначен на май 2005 года, должен был в качестве специалиста принимать участие астронавт Карлос Норьега (Carlos I. Noriega). Однако на прошлой неделе его отстранили от этого полета по медицинским показаниям. В официальном заявлении NASA было сказано, что у Норьеги временные проблемы со здоровьем, которые повлияют на его готовность к этому полету. В NASA чтут неприкосновенность личной жизни и никакой сколько-нибудь конкретной медицинской информации, касающейся астронавтов, не публикуют. Тем не менее, не было сказано, что Карлоса Норьегу списывают из отряда астронавтов, но пока он займет какой-то административный пост в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне.

Вместо него в состав миссии STS-121 включен Пьер Селлерс (Piers J. Sellers), который в 2002 году уже летал на "шаттле" на МКС в составе миссии по сборке новых элементов станции.

Предполагается, что экипаж миссии STS-121 отправится на МКС на "шаттле" Atlantis. Основная задача этой экспедиции - доставка на станцию нового оборудования и других грузов. Командиром этого экипажа назначен Стивен Линдси (Steven W. Lindsey), а пилотом - Марк Келли (Mark E. Kelly). В составе экипажа будут два специалиста: уже упомянутый Пьер Селлерс и Майкл Фоссум (Michael E. Fossum).

Раньше Пьер Селлерс был приписан к экипажу миссии STS-120, то есть первого "шаттла", который полетит после перерыва. О том, кто же полетит вместо него в миссии STS-120, руководство NASA объявит позже.