Погубившую шаттл Columbia теплоизоляцию заменят электронагревателями
Пенная теплоизоляция, оторвавшийся кусок которой стал причиной гибели шаттла Columbia, будет удалена с опасных участков внешних баков других космических челноков.
По информации сайта телекомпании CNN, основная площадь внешней поверхности бака по-прежнему будет покрыта пенным материалом, необходимым как защита от обледенения. (После заправки бак охлаждается до температуры примерно в 250 градусов Цельсия ниже ноля).
Однако те места, где бак крепится к кораблю покрывать пеной больше не будут. Чтобы достичь прежнего эффекта на ее место установят электрические нагреватели.
С первым переделанным баком в космос полетит шаттл Discovery. Обновка будет доставлена к месту назначения в конце октября, а сам полет состоится в марте или апреле 2005 года.
Космические гонки за приз в 10 миллионов долларов начнутся в сентябре
Частный космический корабль SpaceShipOne, совершивший месяц назад первый полет в космос, снова выйдет на старт в сентябре, чтобы побороться за приз в размере 10 миллионов долларов. Как сообщает агентство Associated Press, об этом заявил автор проекта и владелец компании Scaled Composites Берт Рутан (Burt Rutan).
Всего о желании побороться за награду, учрежденную фондом X Prize, объявили 26 команд. По условиям конкурса приз будет вручен разработчикам первого частного трехместного космического корабля, который сможет подняться на высоту 100 километров от поверхности Земли и повторить попытку в течение двух недель.
Требование о наличии мест для пассажиров должно продемонстрировать способность проекта окупить себя за счет состоятельных клиентов, а повторная попытка должна подтвердить надежность корабля и возможность его многоразового использования.
Рутан заявил, что он планирует совершить пробный полет 29 сентября, а вторая попытка состоится не позднее 4 октября. На пресс-конференции в аэропорту Санта-Моника в Калифорнии, он пояснил, что планирует совершить три полета в двухнедельный срок на случай, если один из стартов окажется неудачным.
Рутан отметил, что пока еще не определился с пилотом, который будет единственным членом экипажа при первом запуске. Однако он не исключил, что в последующих полетах на борту будут находиться пассажиры.
Напомним, что в конце июня SpaceShipOne уже поднимался на требуемую высоту в тестовом запуске после того, как взлетевший из калифорнийской города Мохаве специально сконструированный самолет White Knight доставил космический аппарат на высоту 15 километров. Во время полета обнаружились серьезные неполадки в системе дифферента корабля, из-за чего он промахнулся на 35,5 километра мимо расчетной точки вхождения в атмосферу при посадке.
Проект SpaceShipOne осуществляется при финансовой поддержке одного из основателей корпорации Microsoft Пола Аллена, который потратил на него более 20 миллионов долларов.
Рутан и его компания получили известность в 1986 году, когда созданный ими самолет Voyager совершил кругосветный перелет без посадки и дозаправки.
Два "Союза" на размышление
Россия предупредила партнеров по МКС о смене приоритетов. Так и не дождавшись от американского НАСА вразумительного ответа о стратегических планах относительно Международной космической станции, руководители российского Федерального космического агентства, похоже, решили предложить партнерам по проекту с 2005 года перевести отношения в сугубо коммерческую плоскость. Вчера руководитель ФКА Николай Моисеев заявил, что уже в следующем году наша страна готова будет объявить выполненными все свои обязательства перед участниками проекта создания крупнейшего орбитального научно-исследовательского комплекса. После того как к станции стартует 11-й пилотируемый корабль «Союз» (последний из всех предусмотренных договоренностями), Россия откажется от роли космического извозчика и активно приступит к расширению своего сегмента МКС. По словам г-на Моисеева, ФКА с готовностью будет предоставлять услуги и ресурсы своих модулей партнерам, но исключительно «на компенсационной основе».
Эту же позицию глава ФКА озвучил и на завершившейся на прошлой неделе в Голландии встрече руководителей задействованных в проекте МКС космических агентств, где стороны в очередной раз пытались договориться о конкретных планах и сроках дальнейшего развития станции. В итоговых пресс-релизах космического саммита дипломатично сообщается, что партнеры намерены к 2009 году увеличить экипаж МКС до шести человек, однако подчеркивается, что важные аспекты соглашения требуют дополнительной доработки. Попросту говоря, так и осталось неясным, каким образом и за чей счет будет достраиваться станция.
Напомним, что разговоры о необходимости скорректировать сроки и переоценить вклады партнеров начались после того, как администрация Буша, обнаружив многомиллиардный перерасход бюджетных средств на проект МКС, потребовала от НАСА затянуть пояса. Еще более ситуацию усугубила катастрофа многоразового корабля «Колумбия» в начале прошлого года, после чего все шаттлы встали на прикол. По оценкам специалистов НАСА для окончательной достройки станции к 2010 году требуется не менее 25--30 полетов космических «челноков», однако сегодня американцы весьма неуверенно говорят даже о том, что следующий старт шаттла состоится весной 2005-го. Россия, на которую в таких условиях легла основная ответственность по доставке экипажей и грузов на МКС, неоднократно предлагала партнерам компенсировать отечественным компаниям затраты на строительство и запуск сверхплановых кораблей. Более того, осознавая, что альтернативы «Союзу», в том числе и как средству спасения экипажа станции в случае чрезвычайных ситуаций, пока нет (американцы временно заморозили проект спасательного корабля), ФКА предложило использовать российские корабли и после увеличения экипажа станции до шести космонавтов и астронавтов. Естественно, предполагалось, что эти услуги партнерами будут адекватно оценены в условных единицах. Руководители НАСА не смогли поддержать это предложение, ссылаясь на принятый конгрессом в 2000 году закон о нераспространении ракетно-ядерных технологий. Этот документ, родившийся из подозрений в том, что российские компании поставляли Ирану ракетные технологии, запрещает прямые закупки российской космической техники и услуг.
Поскольку «старшие» партнеры по МКС не демонстрируют склонности к компромиссу в этом вопросе, в ближайшее время им предстоит, по выражению Николая Моисеева, «уточнить баланс своих вкладов и обязательств по проекту». Следующая встреча глав космических агентств, на которой должно быть окончательно подписано новое соглашение по строительству орбитального комплекса, запланирована на начало следующего года.
|