Обзорный стеклянный купол для МКС
Итальянская компания Alenia Spazio, работавшая по заказу Европейского космического агентства, завершила постройку нового модуля для МКС. И по этому поводу 6 сентября на заводе Alenia Spazio в Турине пройдет специальная церемония сдачи готовой продукции. Этот модуль представляет собой "наблюдательный пункт" для обитателей стации. На нем имеется многогранный стеклянный купол, через который можно наблюдать не только за поверхностью Земли и звездным небом, но и за внешней поверхностью станции (в частности, во время проведения работ в открытом космосе). Внутри купола находится оборудование, позволяющее управлять работой робота-манипулятора, а также система связи с другими членами экипажа, находящимися на борту МКС в других модулях или работающими в открытом космосе.
Предполагается, что модуль с куполом весом 1,8 тонны будет доставлен на МКС в январе 2009 года. А пока он подготовлен к транспортировке на космодром на мысе Канаверал, где ему предстоит пройти последнюю серию испытаний, после чего его отправят на склад на 4 года (до 2009 года еще много времени).
Следует отметить, что Европейское космическое агентство (ЕКА) изготовило этот купол в соответствии с бартерным соглашением с NASA. По его условиям, в обмен на проектирование и постройку купола "шаттлы" будут возить на МКС европейское оборудование, материалы и приборы для научных экспериментов.
Гиперзвуковой самолет X-43A будет вписан в книгу рекордов Гиннеса
Компания Guinness World Records, которая издает известную Книгу рекордов Гиннеса, официально признала мировой рекорд в скорости, установленный американским гиперзвуковым самолетом X-43A с воздушно-реактивным двигателем во время экспериментального полета над Тихим океаном 27 марта 2004 г.
Тогда этот беспилотный самолет, длина которого составляет 3,65 м, развил скорость 8000 км/час, то есть превысил скорость звука в 6,83.
Следует отметить, что начальный разгон самолету X-43A дала ракета Pegasus. Она стартовала с борта самолета B52-B на высоте 12 км над уровнем моря. Ракета вывела X-43A на высоту 29 км и разогнала аппарат до 5500 км/час. Затем последовал 11 секундный самостоятельный полет и достижение рекордной скорости 8000 км/ч. После чего X-43A в течение 6 минут в режиме планирования летел вниз и встретил свой последний миг, упав, как и было запланировано, в воды Тихого океана на расстоянии 600 км от побережья Калифорнии.
Запись о мировом рекорде в скорости, установленном X-43A, появится в новом издании Книги рекордов Гиннеса, которое выйдет в свет в 2005 году. Правда, к моменту выпуска книги X-43A может установить новый рекорд: на октябрь этого года запланирован полет нового экземпляра самолета X-43A, во время которого будет предпринята попытка достичь десятикратной скорости звука, то есть почти 11560 км/час.
В Индии проведены очередные испытания спускаемой капсулы космического корабля
Почти две недели назад, 19 августа, в Индии в космическом центре Satish Dhawan Space Centre (SDSC) были проведены очередные испытания возвращаемой космической капсулы. Это были третьи по счету (и последние) испытания по сбрасыванию капсулы весом 500 кг с вертолета над акваторией Бенгальского залива и ее подбору из воды. Два предыдущих испытания состоялись в июне этого года.
Первый реальный полет капсулы Space Capsule Recovery Experiment (SRE) должен состояться во второй половине 2005 г. На околоземную полярную орбиту ее выведет ракета PSLV. На этой орбите капсула SRE будет находиться несколько дней, в течение которых она будет использоваться для проведения экспериментов в условиях невесомости. Затем капсула будет сведена с орбиты и войдет в плотные слои атмосферы Земли. На первом этапе спуска торможение капсулы будет аэродинамическим, а затем раскроется парашют. Место посадки капсулы будет находиться в акватории Бенгальского залива на расстоянии примерно 140 км от берега. На воде капсулу будет удерживать специальная надувная система. Во время этого полета планируется испытать систему теплозащиты многоразового использования, навигационную систему, системы управления и связи, а также приемы извлечения капсулы из воды.
Бразильским покорителям космоса не хватает денег
Бразильскую космическую программу никак нельзя назвать успешной. Построенный в джунглях космодром Алькантара видел три попытки запуска ракет, и все они закончились катастрофами. Последняя авария случилась 23 августа 2003 г. Тогда на стартовой площадке взорвалась ракета, запуск которой должен был состояться три дня спустя. При этом взрыве погиб 21 человек обслуживающего персонала и были разрушены все конструкции стартового комплекса. Комиссия по расследованию причин взрыва пришла к выводу, что произошел он из-за короткого замыкания в одной из электрических цепей.
Однако теперь, спустя год после трагедии, правительственная комиссия сделала более общие выводы. Короткое замыкание было только последней каплей, но основной причиной аварии является банальная нехватка денег, из-за которой пришлось экономить на всем, в том числе на новом оборудовании, на мерах безопасности, на обучении персонала и на его зарплате. Оказывается, из-за низкой зарплаты многие сотрудники космодрома Алькантара вынуждены искать дополнительные источники заработка, а запускать ракеты "по совместительству" занятие небезопасное. О ситуации с бразильским космосом красноречиво говорят простые цифры: в 1998 г. из госбюджета на космическую программу было выделено 86 млн дол., а в 2002 г. - только 15,3 млн дол.
Решать эти проблемы правительственная комиссия предложила следующим образом: произвести структурные изменения в космической программе и подчинить Бразильское космическое агентство непосредственно администрации президента (сейчас оно находится в ведении министерства обороны).
Новый экипаж МКС приступил к тренировкам
С 26 по 30 августа в Российской космической корпорации (РКК) "Энергия" начались тренировочные занятия российского космонавта Салижана Шарипова и его дублера Валерия Токарева по программе подготовки экипажей десятой основной экспедиции на международную космическую станцию (МКС). сообщает РИА "Новости".
На наземном тренировочном стенде служебного модуля "Звезда" космонавты отрабатывали методы монтажа и демонтажа оборудования, предназначенного для обеспечения приема европейского космического грузового корабля "Жюль Верн", а также другие операции по обеспечению жизнедеятельности российского сегмента МКС.
Роскосмос утвердил основной и дублирующий экипажи десятой основной экспедиции МКС, а также экипаж седьмой экспедиции посещения, в минувшую субботу. В экипажи вошли россиянин Салижан Шарипов - командир экипажа космического корабля "Союз ТМА", бортинженер МКС и американец Лерой Чиао - командир МКС, бортинженер космического корабля "Союз ТМА".
В экипаж седьмой экспедиции посещения вошел россиянин Юрий Шаргин. Дублерами экипажа назначены Валерий Токарев и Уильям Макартур.
Главный конкурент SpaceShipOne может не полететь в космос
Проблемы со страховкой и отсутствие необходимого разрешения могут помешать канадскому проекту da Vinci, одному из основных претендентов на приз Ansari X Prize, осуществить первый частный космический полет.
В конкурсе Ansari X Prize участвуют свыше двадцати команд из Аргентины, Канады, Великобритании, Израиля, России и Соединенных Штатов. По условиям данного соревнования, необходимо осуществить два полета на высоту 100 км в течение 14 дней с двумя пассажирами на борту или эквивалентным им по массе грузом.
До сегодняшнего дня основными претендентами на получение приза в размере 10 миллионов долларов США являлись американская компания Scaled Composites со своим аппаратом SpaceShipOne и вышеупомянутый проект da Vinci. Причем Scaled Composites уже провела успешные испытания своего корабля, который должен отправиться за пределы земной атмосферы 29 сентября. Участники da Vinci, в свою очередь, запланировали запуск собственного аппарата Wild Fire на 2 октября, однако столь долгожданный полет может так и не состояться.
Как передает Wired, правительство Канады пока не выдало команде da Vinci разрешения на отправку Wild Fire за пределы земной атмосферы. Более того, необходимые документы будут получены только после оплаты страховки ущерба, который может быть нанесен в результате возможной катастрофы. Точная сумма такой страховки не называется, но, по всей видимости, речь идет о нескольких сотнях тысяч долларов. Понятно, что собрать нужные средства в условиях ограниченного бюджета очень и очень сложно.
Между тем, некоторые эксперты отмечают, что риск потери аппарата Wild Fire достаточно высок. Проект da Vinci, напомним, состоит из двух основных элементов - капсулы Wild Fire Mark VI с ракетными двигателями и наполненного гелием воздушного шара, который должен доставить капсулу на высоту старта (около 24,5 км). По мнению независимых обозревателей, данная схема весьма опасна, к тому же, участники da Vinci не провели достаточного числа испытаний. Впрочем, в канадской команде, несмотря на возникающие сложности, полностью уверены в успехе своей затеи.
|