2 сентября 2004 г.

Светлая и темная стороны Япета

Последняя ракета Atlas 2AS наконец-то сделала свою работу

Завтра экипажу МКС предстоит выход в открытый космос

США запустили новый разведывательный спутник

Астрономы нашли за пределами Солнечной системы новый класс относительно небольших планет

За пределами солнечной системы найдено еще две небольших планеты

Недавно европейские астрономы объявили об открытии первой небольшой планеты за пределами солнечной системы. Она вращается вокруг звезды Mu Arae из созвездия Жертвенник, ее масса в 14 раз больше массы Земли. Небольшой она считается потому, что до сих пор у далеких звезд астрономы обнаруживали только планеты-гиганты, которые больше Юпитера (а Юпитер в 317 раз тяжелее Земли).

Теперь американские астрономы из Института Карнеги, Калифорнийского университета в Беркли и Университета штата Техас объявили об открытии еще двух планет, которые могут иметь твердую поверхность. По массе они сходны с Нептуном, который в 17,23 раза тяжелее Земли.

Первая из этих планет вращается вокруг маленькой звезды Gliese 436, которая относится к категории красных карликов типа М (ее масса составляет около 40% от массы нашего Солнца). Звезда Gliese 436 находится на расстоянии 30 световых лет от Земли в созвездии Льва. Радиус орбиты ее планеты составляет около 4,1 млн км (для сравнения, радиус орбиты Земли равен 150 млн км) и эта планета делает полный виток за 2,5 земных суток. Масса этой планеты как минимум в 21 раз больше массы Земли.

Вторая планета обнаружена у желтой звезды 55 Cancri. Радиус ее орбиты немногим больше - 5,6 млн км, а полный виток она делает за трое земных суток. Ее масса примерно в 18 раз больше, чем у Земли. Следует также отметить, что кроме этой небольшой планеты у звезды 55 Cancri есть еще три планеты, которые относятся к классу газовых гигантов. Звезда 55 Cancri находится на расстоянии 41 светового года от нас в созвездии Рака. Ее возраст составляет около 5 млрд лет, то есть она почти ровесница нашему Солнцу.

Обе планеты были открыты, конечно же, не непосредственными наблюдениями, а косвенным методом - по "дрожанию" их звезд под действием гравитационного поля вращающихся вокруг них планет.

"Слонопотамы" бродят по Красной планете

Текущий год без преувеличения можно назвать уникальным в истории исследования Марса человеком. Мы уже неоднократно писали об удивительных открытиях, совершенных на Красной планете. Новые поразительные снимки, сделанные с орбиты Марса, вызвали заметный интерес как у специалистов, так и у всех, кому небезразличны наши знания о соседней планете. На одном из снимков четко различимы удивительно выразительные объекты, заслужившие на интернет-форуме журнала "Новости космонавтики" шуточное название «марсианских слонопотамов».

Примечательно их редкостное сходство со стадом, бредущим к водопою.

В описании снимка, приведенном на сайте лаборатории реактивного движения NASA, говорится, что он был получен в июле 2004 года камерой MOC (Mars Orbiter Camera) аппарата Mars Global Surveyor. На нем, согласно утверждениям экспертов, изображена группа песчаных дюн в северной полярной области Марса.

В это время года дюны покрыты инеем, который начинает сублимироваться, оставляя различимые визуально следы в виде черных пятен и темных контуров по периметру дюн. Темные пятна на окружающей дюны местности – также представляют собой следы сублимации инея.

На снимке показан участок поверхности около 3 км в поперечнике. Солнце освещает сцену с верхнего левого угла снимка.

На другом снимке, сделанном тем же аппаратом, виден объект геометрически правильной формы размером примерно 255 метров в поперечнике. Снимок был сделан еще 26 ноября 1999 года.

Светлая и темная стороны Япета

Это две версии одной и той же фотографии Япета, спутника Сатурна. Снимок был сделан в видимом диапазоне длин волн узкоугольной камерой зонда Cassini 19 июля 2004 г. с расстояния 2,9 млн км от Япета, когда угол, образуемый Солнцем, Япетом и зондом составлял 89°. Разрешение снимка составило 17 км на пиксел. С левого изображения были убраны "следы" космических лучей, а на правом была увеличена контрастность изображения.

Япет известен тем, что он как бы составлен из двух полушарий, одно из которых светлое, а второе - темное. Причем темным является, если можно так выразиться, "переднее" полушарие. Япет вращается вокруг своей оси и движется по орбите вокруг Сатурна таким образом, что всегда повернут к своей планете одной стороной (точно так же делает и наша Луна). Так что он движется по орбите всегда одной стороной вперед, и именно эта сторона у него темная. Это свойство Япета было замечено еще средневековыми астрономами (Япет довольно крупный спутник (1460 км в поперечнике) и его можно увидеть в небольшой телескоп).

Граница между темным и светлым полушарием Япета хорошо видна на правом снимке: освещенное солнцем полушарие поделено наискосок на светлую и темную части (на левом снимке темная часть Япета вообще не видна, она сливается с темным фоном). Ученые пока не знают, каким темным материалом покрыто одно из полушарий Япета. Причем в радиодиапазоне длин волн никакой границы между темным и светлым полушарием Япета нет. Возможно, эту загадку удастся разрешить зонду Cassini, который два месяца назад начал работать на орбите Сатурна.

Последняя ракета Atlas 2AS наконец-то сделала свою работу

31 августа в 19:17 по местному времени (1 сентября в 3:17 утра мск) с мыса Канаверал взлетела ракета Atlas 2AS с разгонным блоком Centaur. Через 74 минуты она вывела на заданную орбиту секретный спутник, принадлежащий Национальному разведывательному управлению США. Это был последний запуск для ракет Atlas 2AS. Теперь производитель ракет этого семейства компания Lockheed Martin будет заниматься только более мощными ракетами Atlas 3 и Atlas 5.

Следует отметить, что история с этим последним запуском растянулась больше, чем на два месяца. Этот секретный разведывательный спутник изначально планировалось запустить 24 июня, но по целому ряду технических причин старт неоднократно откладывался. Только в последнюю неделю он переносился 5 раз (правда тут свой вклад внесла и погода). Например, в минувшую субботу старт не состоялся из-за того, что при заправке ракеты жидким кислородом произошла утечка 50 тыс. литров этого топлива, а оставшихся запасов не хватило для того чтобы заполнить бак.

Кстати, последний запуск ракеты Atlas 2AS оказался не совсем обычным и по другой причине. Почти все ракеты Atlas, стартовавшие с мыса Канаверал, выводили спутники на экваториальные орбиты. Но секретный спутник отправился другим путем. Ракета взяла курс на северо-восток параллельно восточному побережью США и вывела спутник на сильно наклоненную и сильно вытянутую эллиптическую орбиту. Опытные наблюдатели считают, что этот спутник будет использоваться для ретрансляции на наземные станции информации, передаваемой с другого шпионского спутника, который фотографирует земную поверхность с полярной орбиты.

Завтра экипажу МКС предстоит выход в открытый космос

Завтра 3 октября экипаж МКС Геннадий Падалка и Майк Финк должны выполнить последний в своей космической командировке выход в открытый космос. За борт станции они пойдут в российских скафандрах "Орлан", и выходить они будут через шлюзовой отсек "Пирс". Это будет четвертый выход в открытый космос для Финка и шестой для Падалки.

Сначала они должны будут заменить панель насоса системы охлаждения на российском модуле "Заря", гарантийный срок службы которой подходит к концу. Датчики, установленные на этой панели, отслеживают уровень охлаждающей жидкости и ее температуру, а также регулируют поток охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Работа по замене панели должна занять около часа.

Далее космонавтам предстоит установить на четырех поручнях на внешней поверхности модуля "Заря" специальные направляющие устройства, которые не позволят страховочным фалам космонавтов во время их выхода в открытый космос касаться приборов и экспериментальных образцов, установленных на внешней поверхности станции. Эта работа рассчитана примерно на 15 минут.

Ну а затем космонавты приступят к самой длительной операции, на которую отведено 2 часа. На кормовой части модуля "Звезда" они установят три антенны для системы автоматической стыковки европейского грузового корабля ATV, который должен совершить первый вояж на МКС осенью 2005 года. Грузоподъемность этого корабля в 2,5 раза больше, чем у "Прогресса". Во время установки антенн маневровые двигатели станции, ответственные за ее ориентацию в пространстве, из соображений безопасности будут отключены.

Если останется время, то Падалка и Финк сфотографируют материалы, выставленные в открытый космос на японской установке MPAC/SEED. Этот эксперимент проводится в соответствии с коммерческим соглашением между Роскосмосом и Японским космическим агентством. Ну и напоследок космонавтам предстоит установить около шлюзового отсека N2 ограничители для поручней. Эти ограничители не позволят крышке шлюзового отсека ударяться о поручни при открывании.

Все работы планируется выполнить за 6 часов.

США запустили новый разведывательный спутник

С пятой попытки США запустили разведывательный спутник с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Четыре раза до этого старт ракеты "Атлас-2", на борту которой находится космический аппарат, переносился из-за технических неполадок и плохих метеоусловий. Пятую попытку старта ракеты также пришлось задержать почти на 30 минут из-за возникших технических проблем. Этот пуск - в общей сложности 63-й - стал последним в истории полетом носителей "Атлас-2". Им на смену пришли более современные носители "Атлас-5", на которых используется российские ракетные двигатели РД-180, созданного и производимого НПО "Энергомаш", сообщает ИТАР ТАСС.

Американские астрономы нашли новый класс планет за пределами Солнечной системы. Две из них, которые вращаются вокруг звезд в созвездиях Льва и Рака, превышают диаметр Земли в два-три раза, "всего" в 15-20 раз тяжелее нашей планеты и приблизительно равны по массе Нептуну.

Это открытие чрезвычайно важно, заявили астрономы на пресс-конференции NASA, состоявшейся во вторник вечером. Вновь открытый класс планет является значительным прорывом в поиске планет, похожих по своим физическим характеристикам на нашу Землю. Теоретически такие относительно небольшие планеты с небольшой гравитацией могут стать домом для внеземной жизни, пишет в среду канадская газета Toronto Star со ссылкой на Reuters.

Ранее технические возможности человечества позволяли обнаружить за пределами Солнечной системы только гигантские газовые планеты размером с Юпитер, чья масса превышает земную в сотни раз. Исключением стала находка европейских ученых, которые на прошлой неделе объявили об открытии "Супер-Земли" - самой маленькой из 125 известных на сегодняшний день планет за пределами Солнечной системы.

Американские астрономы по поводу своей находки настроены не столь оптимистично.

"Мы пока не можем найти планеты, которые были бы похожи на Землю. Но тот факт, что мы уже обнаружили их больших братьев, позволяет с уверенностью сказать, что скоро нам удастся найти и планеты с малой массой", - заявил Пол Батлер из Института Карнеги в Вашингтоне - один из первооткрывателей неизвестной ранее планеты нового класса.

Первая сравнительно небольшая планета, схожая с Нептуном, была обнаружена Полом Батлером и Джеффри Марси из Калифорнийского университета в созвездии Льва и находится на расстоянии около 30 световых лет от Земли. Вторая - Барбарой Макартур из Техасского университета - в созвездии Рака в 40 световых годах от Земли.

Ученые подчеркивают, что их находка свидетельствует о том, что звезды за пределами Солнечной системы могут обладать тем же набором планет, что и Солнце - газовыми гигантами типа Юпитера, крупными скальными планетами типа Нептуна и, самое главное, более мелкими планетами, такими, как Земля, Марс, Венера и Меркурий, на которых может зародиться жизнь.

Для этого такие небольшие планеты должны находиться в благоприятных условиях - на таком оптимальном расстоянии от своей звезды, где не слишком холодно и не слишком жарко и возможно существование воды в жидкой форме.