6 сентября 2004 г.

Холодные кольца Сатурна

ATV - новый грузовик для МКС

Китай собирается запустить три метеоспутника

Надувной спускаемый аппарат для полетов на Марс

Российские и немецкие ученые заняты разработкой нового типа спускаемого аппарата, который можно было бы использовать для доставки грузов с орбиты на Землю и Марс, сообщает Nature. Основной особенностью нового спускаемого аппарата является то, что он является надувным. Это делает его чрезвычайно компактным и легким, позволяя увеличить массу отправляемого в космос полезного груза. Разработкой спускаемого аппарата занимаются в базирующейся в Бремене компании Return and Rescue Space Systems (RRSS) совместно с российскими коллегами.

Надувной спускаемый аппарат состоит из двух основных компонентов. Первый из них является щитом, закрывающим груз при вхождении в плотные слои атмосферы. Наружный слой надувного щита выполнен из особого полимера со специальным жаростойким покрытием. По заявлениям разработчиков, он выдерживает температуру до 900°C. Состав покрытия держится в строгом секрете. Вторая часть спускаемого аппарата представляет собой аналог парашюта и обеспечивает торможение аппарата с грузом до скорости в 35 км/ч. Для заполнения надувных щита и парашюта используется азот.

В настоящее время разработчики готовятся к третьему по счету испытанию своего детища. Прототип спускаемого аппарата будет запущен в космос с помощью ракеты, запущенной с борта российской атомной подводной лодки, находящейся в Баренцевом море. Ожидается, что окончательная версия аппарата сможет доставлять на Землю до 200 кг груза. Российский спускаемый аппарат "Радуга" вмещает до 150 кг груза. Разработчики предлагают использовать надувной аппарат как на околоземной орбите - для доставки грузов с МКС на Землю (например, оборудование, требующее починки), так и в межпланетных экспедициях, к примеру, для доставки на Марс новых роботов-исследователей.

Экипаж МКС покинул станцию и вышел в открытый космос

Вечером в пятницу 3 сентября командир экипажа Международной космической станции россиянин Геннадий Падалка и бортинженер американец Майкл Финк открыли люк стыковочного отсека "Пирс" и вышли в открытый космос, сообщает РИА "Новости".

Выход в космос произошел в 20:50 по московскому времени. Падалке и Финку предстоит заменить панели регулятора расхода жидкости на российском модуле "Заря", установить четыре направляющих проводки для страховочных тросов американских скафандров EMU на поручни "Зари" и закрепить три антенны межбортовой радиолинии, предназначенные для причаливания нового европейского грузовика "Жюль Верн", на российском модуле "Звезда".

Это четвертый выход в космос, осуществленный экипажем МКС ночью, напоминает агентство. Первый и единственный раз днем экипаж работал 3 августа. Тогда космонавтам удалось установить на модуле "Звезда" лазерные отражатели и антенну новой радиолинии для стыковки с грузовиком "Жюль Верн".

Падалка и Финк будут находиться на внешней поверхности МКС около шести часов. Как и в августе, космонавты осуществляют выход в хорошо зарекомендовавших себя российских скафандрах "Орлан-М", добавляет РИА "Новости".

Гиперзвуковой самолет X-43A готовится установить новый рекорд скорости

На прошлой неделе было объявлено о том, что гиперзвуковой самолет X-43A получил сертификат от Книги рекордов Гиннеса о том, что ему принадлежит мировой рекорд в скорости полета (8000 км/час, что в 6,83 раза превышает скорость звука в воздухе). Однако создатели небольшого беспилотного самолета X-43A намерены в ближайшее время установить новый рекорд скорости. Этот полет запланирован на конец октября. Предполагается, что во время него X-43A достигнет десятикратной скорости звука.

Ну а завтра 7 сентября должен состояться подготовительный испытательный полет, во время которого будет проведена генеральная репетиция начального этапа будущего рекордного полета. Модернизированный бомбардировщик B-52B поднимется в небо вместе с ракетой Pegasus и аппаратом X-43A. Во время этого полета будут проделаны все операции, которые необходимо выполнить до отстрела ракеты, но отделения ракеты Pegasus с самолетом X-43A не будет. Цель полета - проверить работу всех систем самолета-носителя, ракеты и самолета-рекордсмена X-43A перед новым рекордом. Ведь попытка будет одна: не зависимо от того, удастся установить рекорд или нет, самолет X-43A упадет в океан.

Экипаж МКС досрочно справился с работами в открытом космосе

Экипаж Международной космической станции с опережением графика завершил работы в открытом космосе и в 1:55 по московскому времени (4 сентября) вернулся на станцию, сообщает РИА "Новости".

Как уточнили в Центре управления полетами, сначала на борт зашел борт-инженер Майкл Финк, а командир экипажа Геннадий Падалка последовал за ним.

Падалка и Финк полностью выполнили все намеченные работы. Ожидалось, что они вернутся на МКС в 2:45 по московскому времени, напоминает агентство.

Космонавты заменили панели регулятора расхода жидкости на российском модуле "Заря", установили четыре направляющие проводки для страховочных тросов американских скафандров EMU на поручни "Зари" и закрепили три предназначенные для причаливания европейского грузовика "Жюль Верн" антенны межбортовой радиолинии на российский модуль "Звезда".

Падалка и Финк четыре раза выходили в открытый космос, напоминает агентство. Изначально программой полета экипажа девятой длительной экспедиции на МКС были запланировано всего два штатных выхода, но из-за трижды переносившейся даты ремонта американского гироскопа эти сроки неоднократно корректировались.

Девятая экспедиция пробудет на МКС до 9 ктября, когда им на смену прибудут россиянин Салижан Шарипов и американец Лирой Чиао, добавляет РИА "Новости".

Холодные кольца Сатурна

Исследовательский зонд Cassini провел детальные измерения температуры колец Сатурна. Эти исследования проводились 1 июля 2004 г. сразу же после того, как Cassini вышел на орбиту этой планеты. Измерения проводились с помощью установленного на зонде инфракрасного спектрометра.

На этом снимке представлены результаты измерений температуры неосвещенного солнцем сегмента колец Сатурна. Оказалось, что температура колец в разных местах варьируется от -163°С (соответствует красному цвету) до -203°С (синий цвет). Зеленый цвет на этом фото соответствует температуре -183°С.

Эти измерения показали, что относительно непрозрачные части колец (например, самое внешнее кольцо А и среднее кольцо В) имеют более низкую температуру, чем более прозрачные области типа щели Кассини (красно-коричневая полоса внутри кольца А) или внутреннего кольца С (в красных и оранжевых тонах).

Инфракрасный спектрометр - это один из 12 научных приборов, установленных на зонде Cassini. Он предназначен для измерения параметров ИК-излучения, на основе которых можно определить тепловые свойства и состав атмосферы Сатурна, его колец и спутников.

ATV - новый грузовик для МКС

В минувшую пятницу экипаж МКС в составе Геннадия Падалки и Майка Финка выполнили выход в открытый космос, во время которого установили на модуле "Звезда" три антенны для системы связи, которая будет использоваться во время причаливания нового грузового корабля ATV.

ATV (Automated Transfer Vehicle) - это беспилотный грузовой корабль, разработанный Европейским космическим агентством. Как и российский грузовик "Прогресс" он будет возить на МКС топливо, воздух, воду, продукты питания, оборудование и разные другие грузы. Только его грузоподъемность составляет 7,5 тонн, что втрое больше, чем у "Прогресса".

Полная же масса корабля ATV в загруженном состоянии составит 21 тонну. Его длина составляет почти 10 метров, а диаметр - 4,5 метра. На околоземную орбиту его будет выводить ракета Ariane 5. Первый запуск корабля ATV, получившего название Jules Verne (Жюль Верн), должен состояться во второй половине 2005 г.

Китай собирается запустить три метеоспутника

Китай запустил свой первый метеоспутник в 1988 г. С тех пор в разные годы было запущено еще пять метеоспутников, и к настоящему моменту в рабочем состоянии находятся два из них. Но по сообщению китайских СМИ до 2012 года Китай собирается запустить на геосинхронные орбиты еще три метеоспутника, которые также будут заниматься мониторингом песчаных бурь, лесных и степных пожаров.

Сообщается также, что китайская компания China Aerospace Science and Technology Corp. уже завершила составление сметы на разработку и постройку первого из двух метеоспутников новой серии Fengyun-2, которые будут выводиться на орбиту ракетами Long March 3A. Эта компания уже подписала контракт с китайским метеоуправлением о разработке, изготовлении и запуске метеоспутников. Причем проект этот финансируется Комиссией по науке и технологиям при министерстве обороны Китая. Как заявил представитель China Aerospace Science and Technology, этот контракт является первым в своем роде, и он означает переход космической промышленности Китая от создания экспериментальных спутников к их промышленному производству в интересах народного хозяйства страны.