7 сентября 2004 г.

Самый яркий взрыв сверхновой за последние десять лет

Большой марсианский каньон

Почему потерпел катастрофу солнечный самолет Helios

В Израиле взорвался военный спутник

Университетские микроспутники CubeSat полетят на российской ракете "Днепр"

Самый яркий взрыв сверхновой за последние десять лет

На этом снимке, сделанном космическим телескопом Hubble, стрелкой показан взрыв сверхновой, получивший название SN 2004dj. Эта сверхновая находится на расстоянии 11 млн световых лет от Земли на окраине галактики NGC 2403, основная часть которой располагается в нижней левой части снимка. Вспышка сверхновой такая яркая, что создается такое впечатление, что это одна из гораздо более близких звезд нашей галактики Млечный Путь, попавшая в кадр вместе с галактикой NGC 2403.

Этот взрыв сверхновой был обнаружен 31 июля 2004 г. японским астрономом-любителем Коити Итакаги (Koichi Itagaki) с помощью небольшого телескопа. Он сообщил о своем открытии "куда следует" и последующими наблюдениями занимались уже профессиональные астрономы, которые и определили, что эта сверхновая относится к типу II, то есть, это в конце своего жизненного пути взорвалась массивная звезда с большими запасами водорода. Кроме того, выяснилось, что эта сверхновая была частью компактного звездного скопления Sandage 96, общая масса которого примерно в 24 тысячи раз превышает массу Солнца. Это очень молодое скопление: ему всего 14 млн лет. Оно состоит главным образом из ярких массивных голубых звезд.

Кстати, это уже третий взрыв сверхновой в галактике NGC 2403 за последние 50 лет. И такая частота взрывов сверхновых говорит о том, что в этой галактике очень много массивных звезд. Но этот взрыв сверхновой оказался самым ярким и самым близким к нам за последние 10 лет. Его яркость эквивалентна яркости 200 миллионов "солнц". По оценкам астрономов, масса взорвавшейся звезды SN 2004dj примерно в 15 раз превышала массу нашего Солнца. Теперь они продолжат наблюдения SN 2004dj в течение следующих 2-3 лет, пока эта вспышка не погаснет, чтобы получить подробную информацию о том, как происходит взрыв звезд такого типа, и какие химические элементы при этом выбрасываются в окружающее космическое пространство.

Большой марсианский каньон

Это трехмерная модель фрагмента поверхности Марса, выполненная на основе фотографий, сделанных европейским орбитальным зондом Mars Express. Здесь изображен большой разлом Eos Chasma, который находится в южной части грандиозной системы каньонов Valles Marineris. Эти каньоны протянулись по поверхности Марса на 4 тысячи километров.

Глубина Eos Chasma составляет около 5000 м. На Земле таких каньонов нет. Правда, на представленной модели не соблюден масштаб: в реальности ширина дна каньона в 4 раза больше, но в таком виде он не поместился бы на снимке и картина не была бы такой наглядной.

Почему потерпел катастрофу солнечный самолет Helios

26 июня 2003 года во время испытательного полета над акваторией Тихого океана в районе Гавайских островов потерпел катастрофу экспериментальный беспилотный самолет Helios, который работал на солнечной энергии (солнечные панели покрывали всю верхнюю поверхность его крыльев). Этот самолет специально разрабатывался для длительных полетов на больших высотах (в 2001 году он поднялся на высоту около 29 км).

Во время своего последнего испытательного полета Helios, летевший в тот момент на высоте 2400 м, неожиданно развалился на части и упал в воду. Из воды было поднято около 75% обломков. Правда, утонул двигатель с топливными баками, который планировалось использовать в темное время суток, когда солнечные панели не вырабатывают электричества. Глубина в месте падения самолета была около 1,5 км и эти детали поднять не удалось.

Разработкой самолета занимались специалисты Летного исследовательского центра Dryden космического агентства NASA. NASA и создало комиссию по расследованию этого инцидента. На прошлой неделе эта комиссия представила свой итоговый доклад. Специалисты пришли к выводу, что разрушение самолета произошло после того, как он попал в зону турбулентности. Турбулентность была "средней" степени, но легкому самолету этого хватило. Как указывается в докладе, после входа в зону турбулентности крыло самолета (оно одно и его длина составляет 76 м) на расстоянии 10 м от центра аномально сильно изогнулось, что привело к аэродинамической неустойчивости. После этого началась неуправляемая раскачка крыльев, двигатель вышел из штатного режима работы, что в конечном итоге привело к разрушению конструкций самолета.

Согласно выводам комиссии, катастрофа стала следствием того, что разработанная конструкторами компьютерная модель самолета не позволила спрогнозировать поведение самолета в таких режимах полета. В этой модели также не была учтена повышенная чувствительность самолета к турбулентным явлениям. В общем, нужно менять конструкцию "солнечного" самолета Helios.

В Израиле взорвался военный спутник

Израильский военный спутник взорвался в понедельник при запуске с полигона на юге этой страны. Министерство обороны Израиля подтвердило, что "была предпринята неудачная попытка вывода на орбиту спутника дистанционного зондирования".

Имеются данные, что спутник Ofek-6 был предназначен для получения разведданных об иранской ракетной программе. Спутник взорвался недалеко от города Ашдод вскоре после запуска с полигона Палмачим. В результате инцидента никто не пострадал, сообщает РБК.

Университетские микроспутники CubeSat полетят на российской ракете "Днепр"

В конце этого года (точной даты пока не названо) на космодроме Байконур должен состояться запуск ракеты "Днепр", которая представляет собой конверсионную версию баллистической ракеты СС-18. Эта ракета должна вывести на околоземную орбиту больше десятка маленьких спутников, построенных несколькими университетами из разных стран мира. Услуги по запуску ракеты предоставляет компания "Космотрас".

Эти спутники будут выполнять разные задачи, определенные их разработчиками, но все они построены по одному "стандарту". Все они имеют корпуса одинаковых размеров ("кубики" со стороной 10 см) и веса (1 кг). Поэтому и называются они CubeSat.

Концепция спутников-кубиков CubeSat была предложена профессором Стэнфордского университета Робертом Твиггсом (Robert Twiggs). Он предложил привлечь студентов к созданию миниатюрных космических средств решения конкретных "народно-хозяйственных" задач. Таким способом студенты смогут получить реальный опыт работы с космической техникой и высокими технологиями.

Кроме начинки микроспутников CubeSat, студенты разработали и систему вывода их на орбиту. Она называется P-POD (Poly Pico-satellite Orbital Deployer). P-POD представляет собой контейнер для нескольких спутников-кубиков с системой их отделения. На ракету "Днепр" планируется установить несколько контейнеров P-POD, которые должны обеспечить вывод спутников CubeSat на околоземные орбиты в нужной последовательности.