Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

14 сентября 2004 г.

Содержание

Почему не раскрылся парашют над капсулой зонда Genesis, предварительные версии

Очередные испытания гиперзвукового самолета X-43A отложены

Планетарная туманность "Кошачий глаз" - причудливое порождение умирающей звезды

Стоимость подготовки "шаттлов" к новым полетам превысит 2 млрд дол.

Экипажам МКС больше не придется спать в берушах

На Марсе существовало море

Отложен запуск американского спутника "АМС-15"



Почему не раскрылся парашют над капсулой зонда Genesis, предварительные версии

На прошлой неделе капсула зонда Genesis с образцами частиц солнечного ветра вернулась на Землю в нештатном режиме: парашют над ней не раскрылся и капсула врезалась в грунт со скоростью более 300 км/час. Руководство NASA создало комиссию по расследованию этой аварии, которая начала свою работу. Официального отчета о причинах катастрофы, конечно же, пока нет, но есть две предварительные версии.

Первая, которая считается наиболее вероятной, состоит в том, что на борту капсулы могла выйти из строя одна из батарей питания. Эта батарея должна была обеспечить последовательность электрических разрядов, приводящих в действие систему раскрытия парашюта. Вторая версия касается бортового гравитационного датчика. Сбой в работе его электронной системы также мог привести к катастрофе.

Специалистам комиссии еще предстоит во всем этом разобраться, а ученые уже принялись за исследование обломков ловушек для частиц солнечного ветра, которые, как оказалось, пострадали не так сильно, как можно было бы ожидать (на снимке - деформированная конструкция с ловушками лежит на столе в стерильной комнате). Так что вполне возможно, что материала, пригодного для исследований, будет вполне достаточно, и мы все-таки узнаем что-то новое о процессах формирования нашей солнечной системы.


Очередные испытания гиперзвукового самолета X-43A отложены

Беспилотный гиперзвуковой самолет X-43A, который теперь официально считается мировым рекордсменом в скорости полета (8000 км/час), на прошлой неделе должен был участвовать в очередном испытательном полете. Эти испытания проводятся в рамках подготовки к установке нового рекорда скорости, которая должна в 10 раз превзойти скорость звука.

Правда, эти испытания не предполагают самостоятельного полета X-43A. Это должна быть генеральная репетиция всех процедур, предшествующих самостоятельному полету. Напомним, что, прежде чем воздушно-реактивный двигатель самолета X-43A сможет начать работу, его нужно разогнать до пятикратной скорости звука. Это делается с помощью ракеты Pegasus, которая сама стартует с самолета B-52B (это модернизированный бомбардировщик известной модели).

Именно из-за этого бомбардировщика назначенные на 7 сентября испытания были отложены. В гидравлической системе B-52B была обнаружена утечка. На ее замену требуется не очень много времени, но новая дата испытательного полета пока не названа, поскольку она теперь будет зависеть от графика работы станции слежения, обслуживающей полеты военных самолетов над Тихим океаном. Так что полет может состояться и через несколько дней, и через несколько недель.


Планетарная туманность "Кошачий глаз" - причудливое порождение умирающей звезды

Это фотография планетарной туманности, именуемой в каталоге NGC 6543. Но неофициальное ее название - "Кошачий глаз". Снимок был сделан космическим телескопом Hubble. Напомним, что планетарные туманности никакого отношения к планетам не имеют. Просто впервые такие туманности были замечены еще средневековыми астрономами, а при наблюдении в тогдашние небольшие телескопы эти туманности выглядели похожими на газовые планеты-гиганты. На самом деле планетарные туманности, и "Кошачий глаз" в их числе, представляют собой обломки, оставшиеся после того, как звезда, по размерам и массе похожая на наше Солнце, сбросила свои внешние газообразные слои в окружающее пространство.

В случае "Кошачьего глаза" эта выброшенная материя приняла довольно причудливые формы. По расчетам астрономов, выбросы вещества с поверхности звезды происходили с интервалами в 1500 лет. И в результате этой серии взрывов вокруг ядра умирающей звезды образовалось несколько концентрических газопылевых оболочек. Астрономы пока не могут объяснить цикличность этих взрывов и выдвигают в качестве гипотез пульсации звезды, цикличность ее магнитной активности и влияние соседней звезды (или звезд), вращающейся вокруг взрывающейся звезды.

Примерно 1000 лет назад характер выброса материи с поверхности звезды по непонятной пока причине изменился и внутри пылевых оболочек начал формироваться "кошачий глаз". Сейчас идет процесс его расширения и это подтверждают снимки, сделанные телескопом Hubble в 1994, 1997, 2000 и в 2002 году.


Стоимость подготовки "шаттлов" к новым полетам превысит 2 млрд дол.

В прошлом году на слушаниях в Конгрессе США руководство NASA представило предварительные расчеты затрат на модернизацию "шаттлов" в соответствии с рекомендациями комиссии по расследованию "шаттла" Columbia. Согласно этим данным, стоимость возвращения "шаттлов" к полетам должна была составить 1,1 млрд дол.

Однако, как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы и, конечно же, в сторону увеличения сметы. По прошествии года со времени публикации отчета вышеупомянутой комиссии, где были перечислены рекомендации, выполнение которых должно обеспечить безопасность полетов, суммарная стоимость предполагаемых затрат достигла уже 2,2 млрд дол. И именно эти цифры были озвучены руководителем NASA Шоном О'Кифом на новых слушаниях в комитета по торговле, науке и транспорту Сената Конгресса США. И неудивительно, что члены комитета задали вполне резонный вопрос, не будет ли смета расти дальше. Тогда О'Киф заверил комитет, что все необходимые работы по модернизации "шаттлов" уже учтены.

Однако с тех пор над космодромом на мысе Канаверал пронесся ураган "Фрэнсис", который нанес существенный ущерб корпусу, где производится сборка "шаттлов". С него снесло 820 панелей внешней обшивки и местами в корпусе зияют сквозные дыры, а на космодром надвигается новый не менее мощный ураган "Иван". Так что в смету наверняка придется внести и стоимость ремонтно-восстановительных работ на космодроме.


Экипажам МКС больше не придется спать в берушах

Проблема повышенного шума на МКС существует с самого начала ее постройки. Некоторым экипажам приходилось по полгода спать в берушах. Для снижения уровня шума и вибрации от бортовых вентиляторов МКС, члены экипажа станции Геннадий Падалка и Майкл Финк установят на космической станции специальные виброизоляторы, сообщает РИА "Новости".

Работа по монтажу виброизоляторов будет проведена экипажем в период с 13 по 15 сентября. После установки виброизоляторов уровень шума на МКС должен значительно снизиться. Кроме того, до и после установки виброизоляторов космонавты должны будут замерить уровень шума в модуле "Звезда", и занести данные с шумомера в компьютер для последующей передачи на Землю.


На Марсе существовало море

В древности на Марсе могло существовать крупное море или озеро, сделали вывод американские ученые. Площадь водоема составляла до 330000 км?, что сопоставимо с акваторией Балтийского моря на Земле. Находилось это море в районе, известном сейчас как Полуденная равнина. Именно там в течение более полугода трудится марсоход Opportunity.

В ходе своей научной миссии Opportunity нашел неоспоримые доказательства того, что породы на Полуденной равнине испытывали воздействие воды. В этом регионе Марса велико содержание гематита, который образуется преимущественно во влажной среде. Кроме этого, строение пород, исследованных марсоходом, также свидетельствует о действии на них жидкой воды.

Тем не менее, информация, полученная с Opportunity, не позволяла судить о размерах марсианских водоемов. Решить этот вопрос позволили данные, переданные двумя орбитальными аппаратами - Mars Odyssey и Mars Global Surveyor. Используя данные о характере поверхности Марса, полученные с орбиты, исследователь из Университета Колорадо Брайан Хайнек установил, что характерные выходы горных пород, похожие на те, что исследовал Opportunity, можно найти на очень большой площади. По мнению ученого, наличие таких образований свидетельствует о том, что море на Полуденной равнине существовало долго и было достаточно глубоким, чтобы оставить после себя слой осадочных пород глубиной почти в 500 метров.


Отложен запуск американского спутника "АМС-15"

Запуск российского ракетоносителя "Протон-М" с американским спутником "АМС-15" перенесен по техническим причинам на неопределенное время, сообщает РИА "Новости". Старт "Протона", первоначально назначенный на 21 сентября, пришлось отложить из-за неготовности российского разгонного блока "Бриз-М", один из элементов которого требует дополнительных испытаний. Аппарат "АМС-15" массой более 4,5 тонны предназначен для предоставления услуг цифрового телевещания, телефонной связи и доступа в интернет. Новая дата старта будет объявлена позже.



Нас считают