Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

16 сентября 2004 г.

Содержание

Из-за урагана Фрэнсис запуск ракеты Delta 2 со спутником GPS отложен до октября

Внешний топливный бак "шаттла" прибыл на завод для обработки

Запуск индийской ракеты GSLV с образовательным спутником назначен на 20 сентября

Приз для частных покорителей космоса, каковы будут последствия

Старт на МКС десятого постоянного экипажа откладывается

SpaceShipOne получит усовершенствованный двигатель



Из-за урагана Фрэнсис запуск ракеты Delta 2 со спутником GPS отложен до октября

Запуск ракеты Delta 2 со спутником навигационной системы GPS был назначен на 22 сентября. Ко времени прихода на территорию штата Флорида урагана Фрэнсис (4-5 сентября) ракета уже стояла на стартовой площадке 17B. Как потом было объявлено, ракета выдержала удар стихии, не пострадало и оборудование стартового комплекса. Сам спутник GPS в это время находился в закрытом транспортном контейнере в одном из корпусов космодрома и тоже не пострадал.

Однако запуск ракеты все же решили отложить. Объясняется это необходимостью проведения дополнительного тестирования четырех из девяти твердотопливных ускорителей ракеты Delta 2 (они видны на снимке), чтобы полностью убедиться в том, что они готовы к запуску. На этих ускорителях при ближайшем рассмотрении обнаружили следы ударов мелких обломков, поднятых в воздух ураганом Фрэнсис. Правда, специалисты почти уверены в том, что поверхностными повреждениями все и ограничилось, и замены твердотопливных ускорителей не потребуется.

Однако на космодроме в самое ближайшее время ожидают нового урагана Иван, и каковы будут его последствия пока неизвестно.

В общем, в связи с вышеизложенным была объявлена новая дата запуска - 8 октября. Старт состоится ранним утром (можно сказать, даже ночью): в период с 3:36 до 4:05 по местному времени. Новый спутник GPS заменит один из старых спутников навигационной системы, который уже выработал свой ресурс.


Внешний топливный бак "шаттла" прибыл на завод для обработки

Комиссия, расследовавшая причины катастрофы "шаттла" Columbia, пришла к выводу, что во всем был виноват кусок обледенелой теплозащитной пены, который во время запуска "шаттла" упал с внешнего топливного бака на левое крыло космического челнока и повредил его защитное покрытие. И в числе первоочередных рекомендаций комиссии, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасных полетов "шаттлов", появился пункт о потенциально опасной теплозащитной пене. После этого теплозащитная пена была удалена со всех имеющихся топливных баков.

Космическому агентству NASA было настоятельно рекомендовано внести такие изменения в конструкцию топливного бака, чтобы ликвидировать саму возможность падения крупных фрагментов пены на внешние поверхности "шаттла" во время запуска. В итоге решено было больше не наносить теплозащитную пену на те участки топливного бака, откуда она может упасть и повредить "шаттл", и использовать в этих местах специальные нагреватели.

На днях топливный бак, который планируется использовать весной 2005 г. во время запуска "шаттла" Discovery, доставили в сборочный корпус завода-производителя в Новом Орлеане и установили там в вертикальном положении (напомним, что длина бака - 47 м, диаметр - 8,4 м, вес в пустом состоянии - 26,5 тонн). Здесь на бак нанесут теплозащитную пену по новым правилам, причем весь процесс будут снимать на видеопленку.


Запуск индийской ракеты GSLV с образовательным спутником назначен на 20 сентября

В индийском космическом центре Satish Dhawan Space Centre (SDSC) идут последние приготовления к запуску ракеты GSLV-F01, которая предназначается для вывода спутников на геосинхронные орбиты.

Сборка ракеты на стартовой площадке закончилась еще 7 июля, после чего была проведена проверка работы всех ее систем. В первых числах августа на космодром доставили спутник EDUSAT, которому предстоит отправиться на околоземную орбиту на ракете GSLV-F01. Это первый спутник, который будет транслировать образовательные программы в учебные заведения отдаленных районов Индии. Спутник уже заправлен топливом и установлен на ракету-носитель.

На сегодня 16 сентября назначена репетиция обратного отсчета перед стартом ракеты GSLV-F01. Если все пройдет нормально, то реальный запуск состоится 20 сентября в 04:01 по местному времени.


Приз для частных покорителей космоса, каковы будут последствия

Если все пройдет по плану, то через две недели свой первый "зачетный" полет на приз X-Prize должен совершить частный космический самолет SpaceShipOne. Он должен с пилотом и двумя пассажирами (или с эквивалентным им грузом) подняться на высоту 100 км и вернуться обратно.

Правда, для получения приза команде разработчиков SpaceShipOne нужно будет в течение последующих двух недель совершить еще один полет на этом корабле. И тогда они получат 10 млн дол.

Очевидно, что деньги в этом конкурсе - не главное, так как на разработку и постройку корабля SpaceShipOne и его "самолета-носителя" White Knight уже потрачена как минимум вдвое бОльшая сумма. Однако последствия этого двойного кратковременного выхода в космос на частном аппарате могут оказаться весьма впечатляющими.

Пресса уже проводит аналогии с последствиями первого беспосадочного перелета на самолете через Атлантический океан, за совершение которого Рэймонд Ортейг (Raymond Orteig), владелец двух нью-йоркских отелей, предложил приз в 25 тыс. дол. Этот полет в 1927 году совершил американский летчик Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh) на самолете, который назывался Spirit of St. Louis.

В течение трех лет после этого полета количество аэродромов на территории США удвоилось. Если в 1926 г. количество пассажиров, перевезенных американскими самолетами, составляло 5782 человека, то в 1929 г. оно достигло 173'405 человек. Количество выданных в США в 1927 г. лицензий пилотов увеличилось вчетверо по сравнению с предыдущим годом. В общем, люди поняли, что если они захотят, то они смогут летать, и начался настоящий бум авиации.

Конечно, полет на высоту 100 км по баллистической траектории нельзя считать "настоящим" космическим полетом, но с чего-то частному космическому бизнесу надо начинать.


Старт на МКС десятого постоянного экипажа откладывается

Запуск пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-5" с десятым постоянным экипажем МКС на борту откладывается, сообщается на сайте Федерального космического агентства России. Изменение сроков запуска космического аппарата связано с выявленными во время испытаний техническими неисправностями в работе системы стыковки. Дата старта ракетоносителя назначения "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-5" будет определена дополнительно. Ориентировочно, задержка запуска может составить от пяти до десяти суток. Ранее старт космического корабля был запланирован на 9 октября. На МКС должны отправиться россиянин Салижан Шарипов и американец Лерой Чао, а также участник экспедиции посещения Юрий Шаргин, который пробудет на станции около недели.


SpaceShipOne получит усовершенствованный двигатель

Американская компания Scaled Composites внесла некоторые изменения в конструкцию двигателя своего космического корабля SpaceShipOne, сообщает журнал New Scientist. Модифицированный силовой агрегат обладает повышенной мощностью и, соответственно, позволит аппарату достичь большей высоты.

Напомним, что компания Scaled Composites и еще около двадцати команд из различных стран являются участниками соревнования Ansari X Prize за первый частный полет за пределы земной атмосферы. По условиям данного конкурса, необходимо в течение двух недель осуществить два запуска космического корабля на высоту в 100 км с двумя пассажирами на борту (или эквивалентным по массе грузом). Победителю достанется приз в размере десяти миллионов долларов США.

Что касается корабля SpaceShipOne, то его схема полета выглядит следующим образом. Вначале самолет-носитель White Knight должен поднять основную капсулу на высоту 15 км, где она будет сброшена и запустит собственный ракетный двигатель. Этот двигатель использует комбинированное топливо - жидкую окись азота и твердый материал, напоминающий резину. Такая конструкция, в отличие от силовых агрегатов, работающих на каком-либо одном виде топлива, теоретически обеспечивает большую безопасность.

В ходе уже проведенных испытаний запасов горючего хватало на 76 секунд работы двигателя SpaceShipOne. Модифицированный же двигатель сможет придавать ускорение капсуле на несколько секунд дольше за счет увеличенного количества окиси азота. Естественно, это повышает шансы команды на успех. Кстати, первый полет SpaceShipOne за пределы земной атмосферы должен состояться ровно через две недели - 29 сентября. Второй запуск намечен на 4 октября.



Нас считают