Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

1 октября 2004 г.

Содержание

Новый полёт частного космического корабля SpaceShipOne в погоне за X Prize

Почему исчезла почти вся атмосфера Марса

Даже непродолжительный космический полет - это удар по иммунной системе человека

Индонезия произвела запуск двух научных ракет

Очередной испытательный полет аппарата X-43A перед установкой нового рекорда скорости

Alcatel поставила оборудование для криологического спутника



Новый полёт частного космического корабля SpaceShipOne в погоне за X Prize

Частный космический корабль SpaceShipOne, принадлежащий американской компании Scaled Composites, в среду совершил свой первый полет в борьбе за десятимиллионный приз Ansari X Prize. По условиям соревнования Ansari X Prize необходимо в течение четырнадцати дней осуществить два запуска аппарата на высоту 100 км с двумя пассажирами на борту (или эквивалентным им по массе грузом). Сейчас участие в конкурсе принимают свыше двадцати команд.

Как сообщает Wired News, корабль SpaceShipOne начал свой первый полет за пределы земной атмосферы в 7:11 по местному времени (18:11 по Москве). Двигаясь кругами, самолет-носитель White Knight вывел основной модуль на высоту около 15 км. В 8:10 по местному времени SpaceShipOne отстыковался от самолета-носителя, после чего пилот Майкл Мелвилл включил ракетный двигатель, проработавший примерно 77 секунд. Далее SpaceShipOne продолжил движение по инерции и достиг высоты 103 км. Максимальная скорость аппарата превысила 3200 км/ч. Возвращение на Землю заняло примерно 25 минут, и в 8:34 по местному времени первый частный космический корабль благополучно приземлился на аэродроме в пустыне Мохаве.

Полет прошел не совсем гладко. В верхней точке аппарат по непонятным причинам потерял стабильность и начал вращение по спирали. Впрочем, пилоту удалось достаточно быстро справиться с проблемой, к тому же, как отмечает Мелвилл, для зрителей на Земле вращение корабля выглядело весьма эффектно. Важно заметить, что во время полета роль пассажиров играл балласт, а общая масса полезной нагрузки составила 270 кг.

Второй запуск SpaceShipOne ранее был запланирован на 4 октября. Однако теперь дата полета может быть перенесена на более поздний срок, поскольку инженеры намерены установить и устранить причину непонятного вращения аппарата. Впрочем, времени для этого у компании Scaled Composites вполне достаточно: по условиям конкурса, второй старт должен быть произведен не позднее 13 октября.


Почему исчезла почти вся атмосфера Марса

На борту европейского орбитального зонда Mars Express установлен прибор ASPERA-3, который исследует процессы взаимодействия солнечного ветра с атмосферой Марса. Ученые полагают, что именно из-за солнечного ветра марсианская атмосфера за миллиарды лет своего существования потеряла изрядное количество своей первоначальной массы. Во всяком случае, сейчас плотность атмосферы Марса в 100 раз меньше, чем плотность земной атмосферы.

Съемка поверхности Марса, выполненная с помощью стереокамеры высокого разрешения, которая также имеется на зонде Mars Express, показала, что когда-то на Марсе текли потоки воды, а в северном его полушарии даже был океан. Тогда водяной пар неизбежно должен был быть и в атмосфере.

Вода на Марсе есть и сейчас, но только в виде льда в его полярных шапках и в подповерхностном слое. А те молекулы воды, которые были в атмосфере, как предполагается, были выбиты солнечным ветром. Впрочем, частицами солнечного ветра были сметены в космос не только молекулы водяного пара, но и молекулы других газов, образовывавших атмосферу Марса. Это доказывают результаты измерений, проведенных с помощью плазменных спектрометров и детектора нейтральных атомов. Частицы солнечного ветра очень глубоко проникают в атмосферу Марса. Они обнаружены на высоте 270 км над поверхностью планеты. Так что они вполне могли ускорить процесс улетучивания атмосферы на Марсе.

В отличие от Земли у Марса нет сильного магнитного поля, которое защитило бы планету от потоков заряженных частиц с Солнца. Поэтому эти частицы могут непосредственно взаимодействовать с атмосферой Марса, передавая свой импульс молекулам атмосферных газов, в результате чего те преодолевают гравитационное притяжение планеты и улетают в космос. Причем с помощью прибора ASPERA-3 удалось определить состав частиц, улетающих с Марса. Это - ионы кислорода, водорода, двуокиси углерода и других молекул. По подсчетам ученых, каждую секунду с Марса улетает около 1 кг вещества.

Возможно, примерно 3,5 млрд лет назад на Марсе было магнитное поле, но по каким-то причинам оно исчезло, и атмосфера стала беззащитной. Если нечто аналогичное произойдет с магнитным полем Земли, то последствия будут такими же.


Даже непродолжительный космический полет - это удар по иммунной системе человека

На этой неделе NASA опубликовала результаты исследований влияния космических полетов на иммунную систему астронавтов. В исследованиях участвовали 25 астронавтов, летавших на "шаттлах" в период с 1999 по 2002 год в кратковременные экспедиции длительностью от 5 до 11 дней.

В качестве показателя устойчивости человеческого организма к болезням использовалось содержание в крови лейкоцитов (именно эти клетки крови борются с внешними инфекциями и вырабатывают антитела).

Оказалось, что у астронавтов после посадки уровень лейкоцитов в крови в среднем на 85% выше, чем до полета. Правда, никто из подопытных астронавтов не заболел, но, по мнению медиков, увеличение продолжительности космических полетов увеличит и риск для организма. Однако в своих выводах они дают следующие объяснения такой реакции организма: космический полет для человека сам по себе является стрессом и этот стресс усугубляется тем, что человеку приходится пребывать во время полета в довольно тесном помещении в компании с другими членами экипажа.

По всей видимости, публикация результатов аналогичных исследований обитателей МКС еще впереди. Но можно надеяться, что полугодовая экспедиция на МКС не представляет смертельной опасности для людей. Во всяком случае, на станции гораздо просторнее, чем в кабине "шаттла", и экипажи МКС сейчас не очень многочисленные, так что каждый обитатель станции может жить в отдельном модуле и не подвергать себя дополнительному стрессу.


Индонезия произвела запуск двух научных ракет

Индонезийское национальное космическое агентство LAPAN объявило об успешном запуске двух научных ракет, который состоялся в среду 29 сентября. Две ракеты взлетели со стартовой площадки Staspro, расположенной в западной части острова Ява, с разрывом примерно в полтора часа. Это первые запуски такого рода в Индонезии.

Это были суборбитальные ракеты, на которых было установлено оборудование для исследования атмосферы. Кроме того, по заявлению агентства LAPAN, эти запуски будут использованы для исследования ракетных технологий и их дальнейшего мирного применения.

В ближайшее время космическое агентство LAPAN намерено провести еще два запуска ракет.


Очередной испытательный полет аппарата X-43A перед установкой нового рекорда скорости

Небольшой беспилотный гиперзвуковой самолет X-43A с воздушно-реактивным двигателем 27 марта 2004 г. установил новый рекорд скорости полета - 8000 км/час, что в 6,83 раза выше скорости звука. Теперь X-43A предстоит установить новый рекорд - разогнаться до 10-кратной скорости звука. На этой неделе в целях подготовки к новому рекорду самолет X-43A провел испытательный репетиционный полет.

Напомним, какова технология разгона самолета X-43A, которая определяется тем, что его воздушно-реактивный двигатель может начать работу только, если скорость самолета составляет не менее 6 скоростей звука. X-43A монтируется на ракете Pegasus, а она в свою очередь стартует с борта самолета B52-B, когда последний находится на высоте 12 км. Ракета Pegasus поднимает самолет X-43A на высоту 29 км и разгоняет его до нужной скорости, после чего происходит его отделение и начинается недолгий самостоятельный полет в один конец, поскольку, выполнив свою задачу, X-43A падает в воды Тихого океана.

Во время испытательного полета были проделаны все операции до того момента, как ракета Pegasus с аппаратом X-43A должна была отделиться от самолета-носителя B-52B. У этих испытаний были две задачи: убедиться в том, что X-43A и ракета готовы к настоящему полету, и в том, что к этому полету готова вся команда специалистов.

Точная дата рекордного полета пока не названа, но, по словам руководителей проекта, он состоится в начале ноября.


Alcatel поставила оборудование для криологического спутника

Alcatel Space, дочерняя структура Alcatel, поставила радиолокационное оборудование для спутника CryoSat, который будет наблюдать за состоянием ледников на земном шаре.

Поставлено решение SIRAL (SAR/Interferometric Radar ALtimeter - интерференционный радиолокатор-высотомер) для компании EADS Astrium GmbH. Оборудование будет установлено на борту искусственного спутника Земли CryoSat, который должен быть запущен в конце марта 2005 года. CryoSat станет первым спутником, запущенным в рамках программы "Живая планета", которая реализуется Европейским космическим агентством с 1999 года. CryoSat будет наблюдать за состоянием ледников на Земле.

SIRAL изготовлен на базе океанографического альтиметра "Посейдон". Он будет измерять толщину ледяных шапок на земных полюсах. Это позволит не только измерить колебания массы полярных льдов, но и рассчитать скорость их таяния.

Вес SIRAL не превышает 70 кг. SIRAL может работать в трех режимах:

Режим низкого разрешения - для обычных альтиметрических измерений сравнительно плоских континентальных ледяных полей на суше и на море;

Режим интерферометрии с синтезированной апертурой (Synthetic Aperture Radar Mode) - для высокоточных измерений дрейфующих морских льдов;

Интерферометрический радиолокационный режим - для изучения сложных, пересеченных рельефов.



Нас считают