8 октября 2004 г.

Пассажирский ракетоплан SpaceShipTwo будет пятиместным

Цементные дюны на Марсе

Марсоходу Opportunity предстоит "побег из кратера"

В мире начинается конкуренция частных космодромов

Opportunity нашел на Марсе очевидные следы воды

50 наноспутников в честь 50-летия первого искусственного спутника Земли

Девятый экипаж МКС начал подготовку к возвращению на Землю

Пассажирский ракетоплан SpaceShipTwo будет пятиместным

4 октября ракетоплан SpaceShipOne совершил свой второй зачетный полет на высоту более 100 км и получил приз X-Prize в размере 10 млн дол. Он выполнил свою миссию, а его создатели доказали, что отправить человека к границе космоса могут теперь и частные компании без помощи государства. Теперь владелец ракетоплана Берт Рутан (Burt Rutan) собирается отправить его в Смитсониевский аэрокосмический музей в Вашингтоне. Но прежде SpaceShipOne планируется использовать с испытательных и исследовательских целях для создания следующего ракетоплана, который будет называться SpaceShipTwo.

Его разработкой и постройкой займется компания Virgin Galactic, главой которой является энтузиаст коммерциализации космических полетов британский миллиардер Ричард Брэнсон (Richard Branson). SpaceShipTwo тоже будет совершать суборбитальные полеты, но количество мест в нем будет больше - пять (SpaceShipOne рассчитан на трех человек). Первый полет SpaceShipTwo запланирован на 2007 год. Причем и Берт Рутан, и Ричард Брэнсон намерены находиться на борту этого ракетоплана во время его первого полета.

SpaceShipTwo будет уже настоящим коммерческим пассажирским космическим лайнером. Причем на SpaceShipTwo космические туристы смогут подняться выше пресловутых 100 км и находиться в состоянии невесомости около 7 минут. Кроме того, каждый пассажир SpaceShipTwo будет сидеть рядом с большим окном, через которое перед ним откроется великолепный вид Земли.

Стоимость билетов на первые полеты составит около 190 тыс. дол. Но, по заявлению Рутана и Брэнсона, как только космическим туризмом займутся и другие компании, цены неизбежно быстро упадут. Сама же компания Virgin Galactic планирует в течение ближайших трех лет построить пять ракетопланов.

Цементные дюны на Марсе

Этот снимок был сделан американским марсианским орбитальным зондом Mars Global Surveyor (MGS) в августе этого года. Это участок, размер которого составляет примерно 1,5х1,5 км, находится во впадине Гершеля (Herschel Basin), которая представляет собой большой кратер, оставшийся после удара какого-то космического тела в районе, называемом Terra Cimmeria. Координаты участка - 15,6° ю.ш. и 228,4° з.д. (солнце светит из верхнего левого угла). В кадр попали дюны, которые не очень-то похожи на песчаные. Их поверхность прорезана неким подобием оврагов, причем создается впечатление, что она в некотором роде сцементирована. По мнению специалистов, такой рельеф образовался под действием ветра.

Марсоходу Opportunity предстоит "побег из кратера"

Ученые из Лаборатории реактивного движения собираются отправить марсоходы Opportunity и Spirit в новое путешествие по Красной планете. Как сообщает Associated Press, менеджер проекта Джим Эрикссон заявил о необходимости максимально использовать возможности марсоходов, пока они еще способны функционировать.

Opportunity и Spirit находятся на Марсе уже более девяти месяцев. Самым значительным открытием за это время стало обнаружение следов воздействия воды на породы, слагающие поверхность планеты.

Марсоход Opportunity в настоящее время находится в кратере Эндьюранс, и исследователи хотят попытаться вывести его по крутому склону с углом наклона от 25 до 30 градусов, который они окрестили "аварийный люк". По словам одного из ученых, это будет на пределе технических возможностей марсохода.

Следующая цель для Opportunity находится в двух с половиной километрах от кратера. Это так называемая "гравийная поляна", где ученые надеются найти скальные обнажения, подвергнутые ветровой эрозии.

Тем временем, Spirit, несмотря на заклинившее правое переднее колесо, прошел уже более трех километров по направлению к холмам Коламбиа, расположенным в районе кратера Гусева. Пока марсоход обходится пятью колесами, и использует поврежденное только в исключительных случаях.

В мире начинается конкуренция частных космодромов

Несмотря на то, что частный космический флот еще не построен, среди коммерческих космодромов уже развертывается конкуренция за космотуристов. Как сообщает MSNBC, после успешного запуска первого частного космического корабля SpaceShipOne стартовая площадка в калифорнийской пустыне Мохаве готовится принять в 2007 году следующую партию туристов от британского миллиардера Ричарда Бренсона.

Он уже продает полеты на борту своих суборбитальных кораблей Virgin Galactic по цене 190 тысяч долларов за билет.

Тем временем, определились потенциальные соперники космодрома в Мохаве. В штате Нью-Мексико будут проводиться ежегодные фестивали X Prize Cup среди частных космических кораблей. Британская компания Starchaser Industries уже открыла там свой офис и с 2006 года намеревается осуществлять оттуда суборбитальные полеты.

В Оклахоме базируются еще две компании, планирующие частные полеты в космос. К следующему лету будет подана заявка на строительство в этом штате федерального космопорта, старты с которого начнутся в 2007 году.

Своим конкурентом американцы также считают космодром Байконур. Кроме того, рассматривается возможность использования австралийского полигона Вумера-Рейндж, который уже подписал договор о запуске российских частных кораблей.

Согласно оценкам экспертов, к 2021 году космический туризм будет приносить ежегодную прибыль в размере 700 миллионов долларов. Для того, чтобы богатые космотуристы остались довольны, космопортам придется развивать инфраструктуру. Большинство из них находится в отдаленных от цивилизации уголках, где нет первоклассных гостиниц, нормального транспортного сообщения и индустрии досуга. Все это предстоит создать в самое короткое время.

Кроме того, необходимо уладить юридические вопросы, связанные с оплатой космических путешествий. В настоящее время, соответствующее законодательство разрабатывается американским Конгрессом. Камнем преткновения остается вопрос о том, кто будет нести ответственность за повышенный риск полетов на экспериментальных космических кораблях: пассажиры или компании, предоставляющие услугу.

Opportunity нашел на Марсе очевидные следы воды

Американский марсоход Opportunity, продолжающий исследование поверхности Марса, обнаружил новые признаки следов воды на Красной планете. Об этом сообщило Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA.

Открытие было сделано совершенно случайно. Марсоход разворачивался, чтобы избежать коварных песков кратера Endurance и в буквальном смысле слова наткнулся на необычную скалу. Характер трещин на скале позволяет ученым заявить, что порода подвергалась воздействию воды, сообщает Space.com.

Однако в NASA отмечают, что с окончательными выводами о наличии воды на поверхности Красной планеты пока торопиться не стоит.

"Возможно, на Марсе был какого-то рода лед, а может, и вода. Но это не точный результат", - заявил один из ученых, работающих с марсоходами, Стив Скаваерс.

NASA напоминает, что главной целью этой миссии являются поиски признаков воды в далеком прошлом. Ее наличие может свидетельствовать о существовавшей когда-то жизни на этой планете.

Предусмотренный учеными срок миссии обоих зондов истек в апреле этого года. Однако в сентябре NASA продлило их деятельность еще на 6 месяцев.

Opportunity работает на Марсе одновременно с роботом-близнецом Spirit, находящимся на другой стороне планеты. Напомним, что с марсоходом Spirit возникли технические проблемы. Согласно данным расположенной в Пасадене Лаборатории реактивного движения, проблема выявилась 1 октября, и с тех пор Spirit стоит на одном месте.

Суть случившегося сводится к тому, что вышли из строя специальные электромоторы правого переднего и левого заднего колеса марсохода. Такие моторчики расположены на двух передних и двух задних колесах аппарата. Они фактически задают направление движения марсохода, разворачивая колеса влево и вправо.

Обеспечив нужный разворот колес, эти моторчики останавливаются и начинают играть роль своего рода тормозов, которые не позволяют случайно отклониться от заданного направления.

Вышедшие из строя моторы не реагируют на команды с Земли, и это мешает управлять марсоходом. Отмечается, что вспомогательные моторчики не имеют никакого отношения к электромоторам, обеспечивающим вращение колес аппарата.

Радикальный метод "лечения болезни" марсохода уже известен. Для этого достаточно просто полностью отключить упомянутые два моторчика, чтобы они перестали играть роль тормоза. Но тогда возникнет другая проблема: любая неровность на поверхности Марса сможет отклонить колеса от заданного курса, что существенно усложнит управление аппаратом.

Пока специалисты ЛРД планируют провести новую серию диагностических тестов и продолжить поиск оптимального метода решения возникшей проблемы.

50 наноспутников в честь 50-летия первого искусственного спутника Земли

Недавно все прогрессивное человечество отметило очередную годовщину запуска первого искусственного спутника Земли: советский спутник СП-1 начал наматывать витки вокруг нашей планеты 4 октября 1957 г. Соответственно в 2007 году будет отмечаться 50-летний юбилей этого эпохального события.

На недавнем Конгрессе Международной федерации астронавтики было предложено отметить это следующим проектом: совместно с Российским космическим агентством (коль уж первый спутник был советским) организовать в 2007 г. одновременный запуск 50 спутников. Правда, это будут очень маленькие спутники весом в 1 кг каждый. Все эти спутники будут в течение двух лет заниматься научными экспериментами в интересах исследовательских групп из университетов и других организаций. Но каждый из них будет содержать приборы или другую полезную нагрузку, разработанные специалистами какой-либо одной страны. То есть это будет совместная миссия 50 стран мира.

Ракету-носитель для этого проекта предоставит компания Arianespace. Понятно, что 50 спутников по килограмму каждый будут неосновной нагрузкой для ракеты Ariane 5, грузоподъемность которой составляет более 6 тонн. И конечно вряд ли Arianespace произведет этот запуск именно 4 октября 2007 г. даже если ей этого очень захочется. Космическая техника сейчас очень сложная и гарантировать дату старта практически невозможно, да и погода может вмешаться в это дело. Но проект, несомненно, очень интересный.

Девятый экипаж МКС начал подготовку к возвращению на Землю

Нынешний, девятый по счету, постоянный экипаж МКС: Геннадий Падалка и Майкл Финк - готовится к возвращению на Землю, намеченному на 24 октября, сообщает РИА "Новости". Экипаж с понедельника начал готовить возвращаемое оборудование и свои личные вещи к отправке на Землю. Во вторник Падалка и Финк подогнали под себя кресла "Казбек", в которых им предстоит находиться в спускаемом аппарате корабля "Союз". В среду экипаж проведет тестирование аппаратуры автоматического сближения и стыковки "Курс" и займется подготовкой рабочих мест для прибывающих 16 октября сменщиков.

На четверг запланирована тренировка экипажа в спецкостюмах, обеспечивающих принудительное давление на нижнюю часть тела. В пятницу Падалка и Финк протестируют систему управления движением космического корабля "Союз ТМА-4", а также займутся подгонкой противоперегрузочных костюмов "Кентавр". Помимо подготовки к возвращению на землю экипаж проводит плановые мероприятия по обслуживанию станции.