За ремонт разбитого спутника заплатят государство и компания Lockheed Martin
В сентябре прошлого года на заводе компании Lockheed Martin Space Systems Company (LMSSC) в Саннивейле произошел довольно неприятный инцидент. Метеоспутник NOAA N-Prime, сборка которого шла в одном из цехов завода, сорвался с поворотной платформы и упал на пол. Никто из обслуживающего персонала на пострадал, но установленное на спутнике дорогое оборудование не выдержало такого удара.
До причины этой катастрофы не пришлось долго докапываться. Все произошло из-за того, что инженеры и техники завода не выполнили все полагающиеся производственные процедуры. В результате этой халатности при монтаже массивного спутника на платформе было использовано на 24 болта меньше, чем положено. И при повороте спутника из вертикального в горизонтальное положение имеющиеся болты не выдержали нагрузки и спутник сорвался.
Созданная комиссия по расследованию работала почти год, но никаких смягчающих обстоятельств для сотрудников Lockheed Martin так и не было найдено. Однако полной финансовой ответственности за работу своих людей ей нести не придется.
Спутник этот предназначается для Национального управления США по океанам и атмосфере (NOAA), а за его запуск отвечает NASA. Его общая стоимость составляет 233 млн дол., а стоимость ремонта оценена в 135 млн дол. По соглашению между NASA и NOAA часть затрат по ремонту возьмет на себя госбюджет. Точные цифры не называются, то указывается, что Lockheed Martin должна будет заплатить за ремонт спутника ту прибыль, которую она рассчитывала получить на этом заказе, а государство заплатит остальное. В общем, компания Lockheed Martin, можно сказать, легко отделалась.
Как сообщается, на разбитом спутнике предстоит заменить два из шести основных приборов, а именно: радиолокационный зонд высокого разрешения и УФ-радиометр для измерения обратного рассеяния солнечного излучения. Кроме того, предстоит заменить как минимум 15% оборудования спутниковой платформы.
Правда, все эти приключения, как выясняется, не отразились на планах запуска спутника NOAA N-Prime. Точнее, его даже решили запустить "досрочно": вместо 2008 года в декабре 2007 года.
Завтра на МКС отправится новый экипаж
Завтра 14 октября в 07:06 по московскому времени с космодрома Байконур должна стартовать ракета "Союз" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-5". На нем на МКС отправится следующий, десятый по счету, долговременный экипаж в составе двух человек (командир Лерой Чиао и бортинженер Салижан Шарипов) и космонавт экспедиции посещения Юрий Шаргин (он пробудет на станции неделю и вернется на Землю вместе с девятым экипажем МКС).
Стыковка корабля "Союз" с МКС пока намечена на 16 октября в 8:25 мск. "Союз" будет причаливать к российскому стыковочному модулю "Пирс".
Десятый долговременный экипаж МКС станет уже четвертым по счету из отправленных на станцию после катастрофы "шаттла" Columbia, случившейся 1 февраля 2003 г. После этой аварии запуски "шаттлов" были временно прекращены (и возобновятся они не раньше мая 2005 г.) и вся нагрузка по доставке грузов и экипажей на МКС легла на российские корабли "Прогресс" и "Союз". Поэтому и было принято решение о сокращении численности экипажей с трех до двух человек. С тех пор никакого нового строительства на МКС не ведется, а основная задача экипажей - поддерживать системы станции в работоспособном состоянии. Хотя на научные эксперименты время все же осталось.
Этим же будет заниматься и 10-й экипаж, экспедиция которого, согласно нынешним планам, должна продлиться 193 дня (их возвращение намечено на 25 апреля 2005 г.). Чиао и Шарипову за время пребывания на станции предстоит принять два грузовых корабля "Прогресс" (первый из них прилетит 25 декабря, а второй - 2 марта), выполнить два выхода в открытый космос (в январе и марте 2005 г.) и подготовить МКС к первому после перерыва визиту "шаттла". В частности, эта подготовка предусматривает упаковку грузов, которые предстоит отправить на "шаттле" на Землю. А таковых на станции скопилось очень и очень много, поскольку на грузовиках "Прогресс", которые сгорают в верхних слоях атмосферы, со станции можно отправить только мусор, а в "Союзах" места для груза очень мало.
Отметим еще, что ни Лерой Чиао, ни Салижан Шарипов (не говоря уже о Юрии Шаргине, для которого это первый полет) на кораблях "Союз" еще не летали и опыта длительных космических экспедиций не имеют. Лерой Чиао участвовал в трех миссиях "шаттлов" (в 1994, 1996 и 2000 гг.) и его общий космический стаж составляет 36 дней. Кроме того, он 4 раза выходил в открытый космос и проработал там в общей сложности 26 часов. Для Салижана Шарипова это будет второй полет в космос, а в первый раз он летал в 1998 г. на "шаттле" Endeavour. Это была 9-дневная экспедиция на российскую станцию "Мир".
Россия запустит в космос алжирские спутники
Россия, в рамках соглашения с Алжиром о совместной деятельности в области дистанционного зондирования Земли и создания систем телекоммуникации и навигации, будет производить запуски алжирских космических аппаратов, а также участвовать в создании и эксплуатации соответствующей наземной инфраструктуры. Помимо этого запланировано проведение совместных научных исследований, подготовка кадров и передача технологий.
Реальное сотрудничество между Россией и Алжиром в космической области началось в ноябре 2002 года, когда российская ракета-носитель "Космос-3М" вывела на орбиту алжирский микроспутник. Он стал первым компонентом создаваемой в настоящее время международной системы мониторинга Земли. В реализации этой программы вместе с Алжиром участвуют Великобритания, Вьетнам, Китай, Нигерия, Таиланд и Турция.
В общей сложности предполагается запустить семь микроспутников для мониторинга Земли с целью предупреждения ущерба от наводнений, лесных пожаров, землетрясений, извержений вулканов и других природных катаклизмов. Все они будут запущены с помощью российских ракетоносителей,сообщается на официальном сайте Федерального космического агентства России.
Заполонивший космическое пространство мусор угрожает жизни людей
Мусор, заполнивший космическое пространство, угрожает сохранности искусственных спутников и безопасности астронавтов, когда те выходят в открытый космос. Как пишет британское издание The Guardian, такое предупреждение вынесло Европейское космическое агентство (ЕКА).
По оценкам специалистов института астрофизики, расположенного на Канарских островах и работающего под началом Университета в Берне, через 10 лет, когда планируется закончить каталог отходов, находящихся в космосе, количество их фрагментов может достигнуть примерно 100 тысяч. По оценкам ЕКА, сделанным в 2002 году, количество космического мусора возрастает с каждым годом примерно на 5 процентов.
Космический мусор включает как мелкие предметы - болты, старые отвертки, пластиковые пакеты, сломанные ручки и компакт-диски, - так и гораздо более крупные, - например, обломки выведенных из строя спутников, блоков, отделившихся от ракет. Некоторые фрагменты оказались в космосе в результате саморазрушения конструкций, другие выбрасываются самими космонавтами. Иногда люди случайно выпускают из рук предметы, используемые для работы за бортом корабля.
Скорость движения в космосе и мелких, и крупных объектов может достигать нескольких тысяч километров в час. Поэтому они представляют серьезную угрозу для космических кораблей и действующих спутников.
В июле 1983 года чешуйка краски размером менее миллиметра попала в иллюминатор американского челнока "Челленджер", в результате чего образовалось углубление диаметром 2,4 миллиметра и примерно такой же глубины.
Мелкий мусор, находящийся в космическом пространстве, не представляет опасности для населения Земли, так как, попадая в атмосферу, он сгорает. По-другому обстоит дело с крупными фрагментами, которые достигают поверхности планеты и могут привести к гибели людей и разрушению построек.
Так как предотвратить дальнейшее накопление в околоземном пространстве инородных объектов невозможно, ЕКА сейчас рассматривает возможность введения в эксплуатацию небольших спутников, которые будут сгорать при обратном прохождении через плотные слои атмосферы. Кроме того, планируется размещать их дальше от Земли, за пределами района, где работают астронавты.
Индустрия космического туризма ищет спонсоров
10 октября завершилась ежегодная конференция, проводимая Space Frontier Foundation, сообщает Associated Press.
Space Frontier Foundation - ассоциация американских компаний, работающих в аэрокосмической отрасли, целью которой является развитие частных космических программ. Основной темой конференции стали вопросы инвестиций в космический туризм.
Полеты первого частного космического корабля SpaceShipOne, выигравшего конкурс Ansari X-prize 4 октября 2004 года, привлек всеобщее внимание к вопросу частных космических полетов. Однако энтузиазм участников конференции был омрачен трудностями с поиском инвестиций в зарождающуюся индустрию.
Как заметил один из участников конференции, компании, работающие в данной области, идут разными путями в поисках финансирования. SpaceShipOne был построен на деньги миллионера Пола Аллена (Paul Allen), который вложил в проект 20 миллионов долларов. Компания Rocketplane смогла приступить к разработке многоразового корабля для космического туризма в штате Оклахома после получения налоговой скидки от властей, а калифорнийская компания Xcor Aerospace в настоящее время ищет возможности получения правительственного контракта для постройки собственной пассажирской ракеты.
Хотя роль спонсоров и была названа важной в привлечении других инвесторов, их деньги все равно не могут покрыть все нужды зарождающейся индустрии космического туризма. Большие надежды участники конференции возлагают на взаимные фонды, такие, как Colony Fund, организованный три года назад. Как ожидается, в ближайшее время 500 миллионов долларов, привлеченные этим фондом, будут вложены в акции наиболее обещающих аэрокосмический компаний.
Ракета "Протон" выведет на орбиту американский телекоммуникационный спутник
15 октября в 01:23 мск на космодроме Байконур должен состояться очередной коммерческий запуск ракеты "Протон-М". Ей предстоит вывести на переходную геосинхронную орбиту американский телекоммуникационный спутник AMC-15.
Запуск этот уже неоднократно переносился. Изначально он был запланирован на конец августа, но спутник был доставлен на Байконур только в середине августа, и запуск перенесли сначала на 14-е, а потом - на 23 сентября. Затем его отложили еще раз - на 15 октября - чтобы провести дополнительное тестирование электронного оборудования разгонного блока "Бриз-М".
Производителем спутника AMC-15 является компания Lockheed Martin Commercial Space Systems (LMCSS), а его владельцем - оператор систем космической связи компания SES Americom.
|