19 октября 2004 г.

Россия предложила свои суперракеты для полетов на Марс и на Луну

Морские запуски спутников оказались невостребованными

X-43A полетит в 10 раз быстрее звука в ноябре

Иран отправит на орбиту спутник, созданный российскими специалистами

Россия и Франция будут производить приборы ориентирования для космических аппаратов

Helios IIA - новый европейский разведывательный спутник

На космодром Куру во Французской Гвиане на прошлой неделе была доставлена полезная нагрузка для одной из следующих ракет Ariane 5. Это контейнер с 6 спутниками, принадлежащими правительству Франции. Для ракеты Ariane 5 это будет первый запуск, когда ей нужно будет вывести на орбиты сразу 6 спутников.

Один из этих спутников - военный спутник Helios IIA, предназначенный для усиления военной разведывательной системы Helios, которая сейчас состоит из двух спутников предыдущего поколения Helios IA и IB. На спутнике Helios IIA стоит аппаратура, позволяющая вести съемку поверхности земли с более высоким разрешением, а также система связи с более высокой пропускной способностью, которая и будет передавать на землю полученную массу информации.

Спутники новой серии Helios II разрабатывались Францией совместно с Испанией и Бельгией. Эти спутники будут работать в видимом и ИК-диапазонах длин волн и, соответственно, будут поставлять информацию и днем и ночью. Часть "дневных" данных Франция будет предоставлять будущей всепогодной радарной системе, которая разрабатывается сейчас в Германии и Италии.

Дата запуска ракеты Ariane 5 с шестью спутниками пока не названа.

До Марса и обратно за 90 дней

В Вашингтонском университете сейчас идет разработка нового двигателя для космического корабля, который может существенно увеличить скорость перемещения в космическом пространстве и, следовательно, сократить время, необходимое для совершения дальних космических экспедиций. Например, до Марса и обратно на таком двигателе можно будет слетать за 90 дней.

Основным элементом такого двигателя является пучок намагниченной плазмы. Идея состоит в следующем. На космической станции, расположенной на околоземной орбите, устанавливается генератор пучка намагниченных ионов. Этот генератор выстреливает пучком упомянутых намагниченных ионов в сторону космического корабля, который направляется, например, на Марс или на Юпитер. В свою очередь вокруг этого корабля создается магнитный "пузырь", который играет роль магнитного паруса. Пучок намагниченных ионов при взаимодействии с магнитным парусом дает последнему мощный импульс, и чем больше диаметр пучка, тем бОльшую скорость может развить космический зонд. По подсчетам разработчиков, если диаметр сопла генератора пучка намагниченных ионов составляет 32 м, то скорость подгоняемого им космического корабля может достигнуть 11,7 км/с, или около 1 млн км в день. Правда, при такой скорости до Марса при среднем расстоянии до него в 77 млн км удастся долететь, соответственно за 77 дней, но разработчики надеются усовершенствовать конструкцию двигателя так, чтобы обернуться туда и обратно удалось за 90 дней.

Правда, немаловажно отметить, что для путешествия в обратном направлении необходимо будет иметь на околомарсианской орбите аналогичный генератор, который толкнет корабль в сторону Земли.

Для создания пучка ионизованной плазмы предлагается использовать либо ядерный реактор (если генераторная станция располагается далеко от солнца), либо электрический генератор (если для этого достаточно энергии, вырабатываемой солнечными панелями). Правда, создание в солнечной системе сети генераторных станций, между которыми будут курсировать космические корабли, обойдется в несколько миллиардов долларов. Но зато потом они будут работать, не требуя никакого топлива, и затраты на отправку космических кораблей в длительные экспедиции должны сильно сократиться.

Проект этого необычного двигателя был недавно отобран NASA вместе с 11 другими проектами для дальнейшей проработки. Пока его авторы получили 75 тыс. дол. на следующие полгода работ, после чего будет проведен новый тур отбора проектов. И если проект генератора пучка намагниченной плазмы выйдет в финал, то NASA возьмет на себя его дальнейшее финансирование в размере 400 тыс. дол. на следующие два года.

Японские астрономы обнаружили пояса астероидов за пределами Солнечной системы

Японские астрономы, с помощью действующего на Гавайях мощного оптического телескопа "Субару", впервые разглядели пояса астероидов за пределами Солнечной системы. Результаты наблюдений были опубликованы 12 сентября сообщает ИТАР ТАСС.

Специалисты японского космического агентства, Национальной обсерватории и Университета Цукуба увидели рассеянные в форме колец астероиды диаметром от нескольких километров и меньше вокруг звезды бета Живописца, удаленной от Земли на 63 световых года.

Ученые обнаружили, что звезду опоясывают скопления частиц, в состав которых входят оксид кремния и другие характерные для звездной пыли соединения. Эти пояса сосредоточены от звезды на расстояниях соответственно в 6,16 и 30 раз больше, чем дистанция между Землей и Солнцем.

Астероиды Солнечной системы в основном вращаются между орбитами Марса и Юпитера. Крупнейший из них - Церера - размером более 1000 км в поперечнике, имеет форму, близкую к сферической.

Первому китайскому тайконавту место в корабле Shenzhou 6 не забронировано

15 октября прошлого года Китай отправил на околоземную орбиту свой первый пилотируемый космический корабль Shenzhou 5. Первым китайским тайконавтом стал Янг Ливей, который провел в космосе 21 час и совершил 14 витков вокруг Земли. Отбор китайского "гагарина" выглядел тогда примерно так. Из 14 членов отряда китайских космонавтов, готовившихся к этому полету, за несколько недель до запуска отобрали троих, показавших наилучшие результаты по всем пунктам программы, а потом уже из них буквально за несколько часов до старта был назначен в полет Янг Ливей.

Сейчас китайский отряд тайконавтов готовится к новому пилотируемому полету на следующем корабле Shenzhou 6. Их по-прежнему 14 человек. И Янг Ливей работает наравне со всеми, никаких преимуществ перед другими кандидатами у него нет. Как он сам сказал в интервью газете China Daily, "я снова полечу в космос, если это будет нужно моей стране".

Полет корабля Shenzhou 6 запланирован на осень 2005 г. Он будет существенно отличаться о полета Shenzhou 5. Во-первых, его длительность составит от 3 до 5 дней, а во-вторых, в составе его экипажа будет как минимум два человека. Если Янг Ливей во время всего полета Shenzhou 5 не покидал своего кресла и не снимал скафандра, то экипаж Shenzhou 6 будет вести себя более свободно. Новым тайконавтам предстоит перейти из кабины экипажа в орбитальный модуль и провести там несколько экспериментов. Этот модуль потом останется на орбите, а тайконавты вернутся на Землю в спускаемой капсуле.

28 октября в европейской части России будет видно полное лунное затмение

Второе и последнее в этом году полное лунное затмение можно будет наблюдать в европейской части России утром 28 октября, рассказал в понедельник старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов.

Различные частные фазы небесного события удастся зафиксировать также на Урале и Западной Сибири. Если предыдущее лунное затмение 5 мая происходило глубокой ночью, то октябрьский феномен ожидается в утренних сумерках, сказал астроном, сообщает ИТАР-ТАСС.

Луна полностью войдет в тень Земли в 06:23 по московскому времени, и феномен займет по времени около полутора часов. Затмение, которое произойдет 28 октября, является повторением через так называемый сарос (цикл повторений затмений равный 18 годам 11 дням) полного лунного затмения от 24 апреля 1986 года. Астрономы и любители смогут увидеть это явление также в Европе, Западной Африке и на территории всей Америки.

Россия предложила свои суперракеты для полетов на Марс и на Луну

Россия приглашает США принять участие в уникальном проекте "Космопорт", предполагающем запуск сверхтяжелых ракет-носителей. Как сообщает РИА "Новоcти", об этом заявил официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко по окончании визита на Байконур заместителя главы NASA Фреда Грегори.

По его словам, речь идет об универсальном комплексе "Стенд-старт", предназначенном для испытаний и пуска ракеты-носителя "Энергия" по программе многоразовой космической системы "Энергия-Буран". Давиденко напомнил, что именно отсюда был осуществлен первый успешный старт этой ракеты-носителя 15 мая 1987 года.

"Именно "Космический порт" мог бы придать этому объекту вторую жизнь и избавить участников будущей международной кооперации от серьезных капиталовложений в создание наземной космической инфраструктуры. Она уже есть, ее надо лишь будет адаптировать к новым проектам", - сказал представитель "Роскосмоса".

В Федеральном космическом агентстве считают, что реализация проекта "Космопорта" в будущем способна обеспечить возможность запуска сверхтяжелых ракет-носителей для межпланетных перелетов и освоения планет Солнечной системы. "Безусловно, в первую очередь, речь идет о реализации крупномасштабного проекта по пилотируемому перелету на Марс, а также создании лунной космической базы", - сказал Давиденко.

Он отметил, что Россия намерена предложить участвовать в этом проекте не только США, но и другим космическим державам.

По словам Давиденко, глава американской делегации Фред Грегори "обещал продолжить взаимодействие с российской стороной после соответствующих докладов главе NASA Шону О'Кифу".

Морские запуски спутников оказались невостребованными

Международная компания Sea Launch ("Морской старт") объявила о том, что обнаружила причину сбоя во время запуска спутника Telstar-18, проведенного в конце июня, и готова возобновить коммерческие морские запуски. Однако, как пишет газета "Коммерсант", пока ни один из немногочисленных заказчиков не подтвердил желания доверить запуск своих спутников Sea Launch.

29 июня американский телекоммуникационный спутник Telstar-18, стартовавший на ракете-носителе "Зенит-3SL" с пусковой установки Odissey морского космодрома Sea Launch в экваториальной части Тихого океана, оказался на нерасчетной орбите. Виной тому, как сообщается в пресс-релизе Sea Launch, стала неисправность третьей ступени носителя - производимого РКК "Энергия" разгонного блока ДМ-SL. Его двигатель, уточняет "Коммерсант", самопроизвольно выключился из-за имевшегося в нем производственно-технологического дефекта почти на одну минуту раньше положенного.

Позже аппарат был выведен на расчетную орбиту с помощью своих бортовых двигателей, израсходовав более 2 тонн топлива и сократив тем самым срок своего активного существования на два-три года.

Как пишет "Коммерсант", ранее блоки ДМ производства "Энергии" неоднократно отказывали при стартах на "Протонах" с Байконура, что вынудило заказчиков запусков отказаться от их использования, отдав предпочтение блокам "Бриз-М", выпускаемым Центром имени Хруничева. Запусками "Протонов" с "Бриз-М" занимается российско-американская компания ILS, контролирующая более 70 процентов мирового рынка запусков геостационарных спутников.

Для противостояния ILS летом 2003 года был создан пусковой альянс Launch Services Alliance в составе Boeing Launch System (являющегося маркетинговым оператором Sea Launch), Arianespace S.A. (производителя ракет-носителей Ariane-V) и Mitsubishi Heavy Industries (производителя носителя Н-2А). Однако, как пишет газета, Sea Launch вряд ли удастся до конца этого года осуществить более одного морского пуска, так как две последние компании пока не смогли в полной мере оправиться от кризиса, вызванного авариями их носителей в 2002 и 2003 годах.

На этом фоне ILS стала безусловным лидером на мировом рынке. С января 2003 года эта компания подписала больше новых коммерческих контрактов, чем все конкуренты вместе взятые. При этом на запуск на "Протоне-М" с "Бризом-М" заключено уже 10 контрактов, а еще по трем ведутся переговоры.

Sea Launch Company является международной: 40 процентов ее акций принадлежит корпорации Boeing (США), 25 - РКК "Энергия" имени Королева (Россия), 20 - Kvaerner (Норвегия) и 15 - двум украинским предприятиям из Днепропетровска: КБ "Южное" имени Янгеля и ПО "Южмаш" имени Макарова.

X-43A полетит в 10 раз быстрее звука в ноябре

Новый полет гиперзвукового аппарата X-43A назначен на ноябрь. Его планируется провести в период с 8 по 15 ноября, но наиболее вероятной датой называется 9 ноября. В ходе этого полета планируется установить новый рекорд скорости 11200 км/ч, то есть в 10 раз превысить скорость звука.

Правда, это будет полет нового экземпляра беспилотного самолета X-43A, поскольку предыдущий экземпляр после установки предыдущего рекорда в 8000 км/ч 27 марта 2004 г., как и планировалось, упал в воды Тихого океана.

27 сентября была проведена репетиция нового полета X-43A, когда отрабатывались все этапы полета до момента отделения ракеты Pegasus с аппаратом X-43A от самолета-носителя В-52.

Напомним, что для включения воздушно-реактивного двигателя самолета X-43A, его нужно разогнать до 6-кратной скорости звука. Это делается с помощью ракеты Pegasus, которая стартует с борта самолета В-52 на высоте 12 км над уровнем моря.

Иран отправит на орбиту спутник, созданный российскими специалистами

Иран запустит свой первый спутник следующей весной, сообщает газета Haaretz. Об этом сообщил Узи Рубин (Uzi Rubin), глава управления защиты от баллистических ракет Министерства обороны Израиля.

Ракета-носитель, которая выведет спутник на орбиту, создана на основе российской баллистической ракеты. Реализацией иранского космического проекта занимаются, в основном, бывшие российские специалисты, являющиеся в настоящее время основным интеллектуальным потенциалом Тегерана. Одного из них Узи Рубин узнал на фотографиях, распространенных иранскими властями во время пробных запусков усовершенствованных ракет "Шихаб-3".

"Бывшие российские ученые, пенсии которых были слишком малы, проделали за иранцев всю основную работу", - сказал Рубин. Он добавил, что считает "сумашествием" предположение, что Россия стала бы помогать Ирану строить ракеты, которые могут достичь ее территорию.

В настоящее время идет работа над тремя спутниками, два из которых небольшие, весящие от 20 до 60 килограммов, будут использованы для испытаний. Третий, о котором и заявил Рубин, весом в 170 килограммов, поднимет на орбиту телескопическую камеру для проведения разведывательной съемки.

"Мы боимся успехов Ирана в ядерной сфере, и забываем, что разрабатываемые Тегераном ракеты могут причинить нам больше вреда," - подчеркнул Узи Рубин.

В августе Иран объявил об успешных испытаниях новой ракеты "Шихаб-3". Ее старая модификация могла поражать цели на расстоянии 1300 километров от места запуска.

Российские конструкторы космического приборостроения планируют совместно с французами начать производство приборов ориентирования автоматической навигации космических аппаратов. Подписание контракта между научно-производственным предприятием космического приборостроения "Квант" и французской компанией Sodern предполагается после согласования вопросов по технологии изготовления. Предположительно это может произойти уже в первом квартале 2005 года.

Стороны будут сотрудничать на основании разделения производства. Механику и оптику будут изготовливать в России, а электронику - во Франции. Собранные в России приборы планируется продавать на российском рынке, а собранные во Франции - на международном. В дальнейшем на международный рынок могут выйти и приборы российской сборки, сообщает РИА "Новости".