Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

22 октября 2004 г.

Содержание

Запуск новой ракеты "Союз 2" отложен

Кратер Гюйгенса - 450-километровый след от удара

Новый космический аппарат спроектировали через интернет

У частного космического проекта da Vinci заканчивается срок страховки и лицензии

Астронавты NASA будут отрабатывать долг перед Роскосмосом



Запуск новой ракеты "Союз 2" отложен

На космодроме Плесецк сейчас идет подготовка к запуску новой ракеты-носителя "Союз 2". На прошлой неделе эта ракета была доставлена на космодром с завода-изготовителя самарского "ЦСКБ-Прогресс". Как сообщалось, испытательный запуск ракеты "Союз 2-1А" был запланирован на 29 октября. Однако, судя по всему, он будет перенесен из-за технических проблем с наземным оборудованием и состоится, скорее всего, в период между 2 и 5 ноября. Понятно, что с первым запуском лучше не торопиться и лишний раз проверить работу всех систем.

Напомним, что ракеты "Союз" используются для запуска пилотируемых кораблей "Союз" и грузовых кораблей "Прогресс", которые несут сейчас всю нагрузку по обслуживанию Международной космической станции. Новая ракета "Союз 2" имеет более высокую грузоподъемность по сравнению с нынешней ее моделью (на 300 кг) со всеми вытекающими отсюда последствиями для доставки грузов на МКС и не только туда.


Кратер Гюйгенса - 450-километровый след от удара

На этом снимке, который был сделан европейским орбитальным зондом Mars Express в июне 2004 г., запечатлен восточный край кратера Гюйгенса (разрешение составляет 70 м на пиксел). Весь кратер в кадр не поместился, так как его диаметр составляет около 450 км. Этот кратер представляет собой след от удара какого-то метеорита или астероида, который произошел, по подсчетам ученых, около 4 млрд лет назад. За это время края кратера подверглись сильной эрозии и стали сильно изрезанными. К тому же эта местность подверглась с тех пор сильной бомбардировке, и новые следы ударов более мелких метеоритов внесли свой вклад в разрушение стенки большого кратера Гюйгенса. Ученые также считают, что тип эрозии стенок кратера указывает на то, что по его склонам могла протекать вода. Возможно, эта вода и нанесла ровный слой осадочных отложений, которым заполнено дно кратера.


Новый космический аппарат спроектировали через интернет

На весну 2005 года намечен запуск небольшого спутника SSETI Express, в задачи которого будут входить тестирование экспериментальной силовой установки, ретрансляция любительских радиосигналов и съемка поверхности нашей планеты.

Как сообщается, проект SSETI (Student Space Education and Technology Initiative - студенческая программа по изучению космоса и технологий) стартовал всего год назад. Более того, участники, а это - 250 студентов, инженеров и ученых из нескольких европейских стран, в процессе работ над спутником взаимодействовали преимущественно через Всемирную сеть и практически не встречались лично. Координация и планирование при этом осуществлялись через специализированный веб-сайт, каналы IRC и выделенный новостной сервер.

В настоящее время проект SSETI находится на финальной стадии. В ближайшее время планируется провести серию испытаний, после чего аппарат размером 60 х 60 х 70 см будет доставлен на космодром в Плесецке. Запуск будет осуществлен при помощи ракеты-носителя "Космос" в середине мая будущего года. Примечательно, что уже на орбите SSETI Express должен выпустить три небольших спутника кубической формы (с длиной ребра около десяти сантиметров), предназначенных для выполнения ряда экспериментов.

В целом SSETI Express станет своеобразным испытательным полигоном для отработки технологий с целью осуществления более глобального проекта ESEO (European Student Earth Orbiter). Космический аппарат ESEO будет иметь массу порядка 100 кг, а для его вывода на орбиту предполагается использовать ракету "Ариан-5". Запуск этого спутника запланирован на 2007 год.


У частного космического проекта da Vinci заканчивается срок страховки и лицензии

Приз X Prize в 10 млн дол. за первый полет частого аппарата на высоту 100 км над землей уже нашел своего хозяина. Его получил ракетоплан SpaceShipOne, точнее построившая его частная компания Scaled Composites. Но в конкурсе X Prize участвовали и другие команды разработчиков. Одним из основных претендентов на X Prize считался канадский проект da Vinci. Он предполагает запуск на упомянутую высоту аппарата Wild Fire. К месту старта (на высоту 24 км) этот аппарат должен доставить надутый гелием шар.

Для совершения этого полета разработчики должны были получить в Управлении безопасности полетов министерства транспорта Канады лицензию и застраховать этот полет от возможного ущерба третьим лицам. Эти документы были получены, но срок их действия ограничен - со 2 октября по 1 ноября 2004 г. По условиям полученного разрешения, запуск можно произвести только с аэродрома города Киндерсли провинции Саскачеван при определенных погодных условиях (есть ограничения на видимость и скорость ветра).

Сначала канадцы хотели запустить свой аппарат 2 октября, но по техническим причинам были вынуждены отложить его. Октябрь подходит к концу и в месте старта уже становится холодно. Ночью температура воздуха опускается ниже нуля, а ветер крепчает. Руководитель проекта Брайан Фини (Brian Feeney) уже всерьез опасается, что за оставшееся до окончания срока лицензии и страховки время им так и не удастся запустить Wild Fire. И тогда всю бюрократическую процедуру придется проходить по новой и деньги платить - тоже.

Несмотря на то, что приз проекту da Vinci уже не достанется, разработчики намерены довести дело до конца. В конце концов, не ради приза они строили свой аппарат, который должен подняться к границе космоса. Не отказался от поддержки проекта и спонсор - онлайновое казино GoldenPalace.com. Никаких сроков полета Брайан Фини пока не называет, он даже пока не решил, будет ли кто-нибудь находиться внутри Wild Fire во время первого полета или туда положат эквивалентный груз (по условиям общий вес полезной нагрузки аппарата, включая пилота, должен быть не менее 267 кг).

Кстати, Фини уже обсуждал с Бертом Рутаном (главным конструктором ракетоплана SpaceShipOne) возможность использования самолета-носителя White Knight для заброски на стартовую высоту следующего космического аппарата, который намерена построить команда проекта da Vinci.


Астронавты NASA будут отрабатывать долг перед Роскосмосом

Роскосмос полностью рассчитался с долгами перед NASA по проекту Международной космической станции. Теперь должниками станут американцы, поскольку основное обеспечение МКС по-прежнему осуществляет Россия, сообщает интернет-издание "Газета.Ru".

В 2000 году российский долг перед NASA составил 60 миллионов долларов в денежном эквиваленте. Он погашался по бартерной системе - взаимозачетами по часам работы экипажа. В результате американцы использовали 87 процентов времени, отведенного под эксперименты на орбите.

"Российские космонавты, согласно договоренности, выполняли работы по программе NASA, отдавая таким способом долг. Так было с третьей по девятую экспедиции", - сообщил журналистам сотрудник ЦУПа.

Но после гибели шаттла Columbia Роскосмос начал снижать задолженность, обеспечивая доставку космонавтов и грузов на станцию кораблями "Союз" и "Прогресс".

В мае заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Валерий Рюмин потребовал от NASA оплатить 500 часов работы космонавтов по ремонту геродина. Эту работу российская сторона оценила в 10 миллионов долларов. Американцы согласились с этими доводами, и вклады NASA и Роскосмоса по проекту МКС сравнялись.

Это означает, что теперь будет увеличиваться долг американского агентства перед российским, так как космонавтов и грузы на МКС доставляют российские корабли. Роскосмос может использовать задолженность NASA не только для получения дополнительных рабочих часов, но и для приобретения систем энергообеспечения станции.

Сейчас обеспечение МКС электроэнергией происходит с помощью установок американского сегмента, поэтому в случае ЧП российский сегмент отключается от подачи электроэнергии в первую очередь.



Нас считают